Папки-передвижки

Роль режиссерской игры в развитии коммуникативных навыков дошкольников

Алена Семочкина
Роль режиссерской игры в развитии коммуникативных навыков дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е. Е. Кравцова).

Публикация «Роль режиссерской игры в развитии коммуникативных навыков дошкольников» размещена в разделах

Д. Б. Эльконин назвал режиссерские игры особым типом индивидуальной игры ребенка. В силу своего своеобразия они представляют особый интерес для психологии детской игры, так как именно в режиссерской игре проявляются личностные особенности ребенка.

" Режиссерская игра представляется тем сплавом, в котором социальное и индивидуальное предстают в диалектическом переплетении и доступны наблюдению и контролю". У режиссерской игры исключительные возможности в плане применения ее для диагностики с целью последующей коррекции личностного развития детей. (Гаспарова Е. М. 1989).

Режиссерская игра свидетельствует о том, что ребенок активно присваивает культуру, отображая то, что представляет для него первостепенную ценность. Создавая и озвучивая предметный мир, ребенок воплощает собственные замыслы, свое видение окружающей действительности. Поэтому режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника и в тоже время одно из немногих средств, которые позволяют взрослому узнать, каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует.

Ребенок, подобно режиссеру представляет, как будут взаимодействовать разные персонажи, что в результате этого произойдет. Он смотрит на воображаемые события и оценивает их с разных позиций. Научившись действовать с разных точек зрения в режиссерской игре, ребенок легче овладевает общением со сверстниками как самоценной деятельностью.

Предметный мир режиссерской игры чрезвычайно многообразен: это и игрушки, и разнообразные предметы, на которые ребенок переносит функции тех игрушек, которых не хватает для реализации сюжета. Это свидетельствует о том, что в режиссерской игре ребенок овладевает способностью переноса функций с одного предмета на другой, появляется механизм замещения, благодаря которому идет становление подлинной игры – символической деятельности.

Режиссерская игра – это вид детских игр, который изучен менее всего. Объясняется это тем, что сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Режиссерская игра, до определенного возраста, в основном, индивидуальна и для этих целей не могла быть использована.

Нередко можно увидеть как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря поочередно за всех действующих лиц. Это и есть режиссерская игра дошкольника и в ней, как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребенка, его социальной компетентности и воспитание гуманности.

Был иным социальный заказ общества и только теперь, когда наука повернулась к личностно-ориентированной модели воспитания, ученые обратились к режиссерской игре.

Режиссерская игра дошкольника имеет сходство с деятельностью режиссера фильма или спектакля.

Во-первых, ребенок в этой игре сам, один создает сюжет, сценарий своей игры. Конечно, эти сюжеты очень просты. Они могут состоять из одного-двух предложений. Но они принадлежат самому ребенку – его воле, его желанию, его замыслу.

Второе, что делает ребенок в этой игре, и что роднит его с настоящим режиссером, это то, что он придумывает, чем что будет. Ребенок в этой игре начинает переносить функции с одного предмета на другой. Дети шестого-седьмого года жизни могут использовать в играх предметы - заместители. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений, позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения. Так, в игре старшего дошкольника кубики могут быть и машинками, и человечками, и кирпичиками и просто кубиками. Большая игрушечная собака может быть медведем, а маленькая - зайчиком; кусок серой ткани – волком и т. д.

Третье сходство с режиссерской работой заключается в том, что ребенок придумывает и мезансцены, то есть представляет в пространстве кто, где будет находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что- то в результате этого произойдет на “сцене”.

Четвертый момент, это то, что ребенок исполняет в этой игре все роли, если они есть, или просто сопровождает игру “дикторским” текстом.

Известно, что одним из критериев любой игры является мнимая ситуация. Однако практика показывает, что если двух-трехлетнему малышу ничего не стоит представить кубик машинкой (начало режиссерской игры, а трех-четырехлетнему - себя паровозом (образно-ролевая игра, то к тому моменту, когда ребенок уже способен понимать различные точки зрения и проговаривать их, развитие детской игры завершается имитирующей действия и слова других сюжетно-ролевой игрой.

Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста. В режиссерской игре - одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Режиссерская игра - естественное средство, обеспечивающее познание и оценку окружающей действительности, децентрацию личности дошкольника, становление самостоятельности.

В этом виде игр дети переходят к развернутому планированию игровых событий, в речь включаются описательные и повествовательные высказывания, оценка игровых образов и событий, что связано с развитием сюжетосложения. Оно основано на развертывании последовательности целостных игровых ситуаций. Важно, что создание целостных воображаемых ситуаций в режиссерской игре открывает путь для перехода старших дошкольников к игре с правилами – ведущему на данном этапе виду игровой деятельности.

По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.

Значимость режиссерской игры свидетельствует о необходимости использования в детском саду педагогических технологий, направленных на развитие режиссерской игры.

Публикации по теме:

Использование информационно-коммуникативных технологий в развитии социально-эмоционального интеллекта и навыков «Использование информационно-коммуникативных технологий в развитии социально – эмоционального интеллекта и навыков, доброжелательного взаимодействия.

Развитие коммуникативных навыков и нравственное воспитание дошкольников в ходе сюжетно-ролевой игры Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания взрослых людей, под.

Игры для формирования социально-коммуникативных навыков дошкольниковИгры для формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников Игра для ребёнка — это разнообразные «фрагменты» из повседневной жизни. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс,.

Индивидуальный план самообразования «Роль игры в развитии речи дошкольников» Муниципальное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа» «Свердловский центр образования» Дошкольное отделение № 3..

Мастер-класс «Пейзажная живопись в развитии коммуникативных способностей и социальных навыков детей дошкольного возраста» Мастер- класс «Пейзажная живопись в развитии коммуникативных способностей и социальных навыков детей дошкольного возраста» Составила.

Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи через организацию режиссерской игры Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или.

Роль дидактической игры в развитии дошкольников Для чего рассказывать сказочные истории? Рассказывание историй - самый простой способ в общении человечества и, возможно, один из наиболее.

Презентация «Роль игры в физическом развитии дошкольников» С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают.

Роль музыкальных игр в развитии коммуникативных навыков Ввести ребёнка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребёнка. Чтобы быть успешным в современном обществе.

Упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков дошкольников «Дневник настроений» Заведите вместе с ребенком «дневник его настроений» — общую тетрадь, в которой вы каждый день вместе с ним будете отмечать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль режиссерской игры в развитии коммуникативных навыков дошкольников
Опубликовано: 3 июля 2018 в 08:51
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль режиссерской игры в развитии коммуникативных навыков дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Алена Семочкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД