Анна Захарченко
Педсовет «Особенности современных форм и методов работы в детском саду по развитию речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи детей, активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ в работе с родителями.
Публикация «Педсовет „Особенности современных форм и методов работы в детском саду по развитию речи дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи» Ушакова О. С.
План проведения педсовета :
1. Результаты тематической проверки: «Выполнение программных требований по разделу «речевое развитие» - старший воспитатель Захарченко А. И.
2. Выступление на тему: «Проблемы речевого развития детей дошкольников» (воспитатель старшей группы)
3. Консультация учителя – логопеда «О ценности речевого общения в семье», результаты анкетирования родителей: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Практическая часть: деловая игра для педагогов
4. Дискуссия: «Использование современных образовательных технологий для развития связной речи» - сообщение из опыта работы воспитателя подготовительной группы.
«Здоровьесберегающие технологии» - инструктор ФК
«Игровые технологии» - воспитатель средней группы
«Метод наглядного моделирования» - из опыта работы воспитателя старшей группы.
5. Текущие вопросы
6. Решения педсовета
Результаты тематической проверки - ст. воспитатель
Тематический контроль проходил по плану:
1. Анализ календарного планирования
2. Самоанализ деятельности педагогов
3. Обзорное изучение развивающей среды в группах
4. Открытый просмотр занятий
5. Анализ анкет родителей.
Анализ календарного планирования работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят. В утренние часы, на прогулках педагоги планируют различные виды речевых гимнастик (пальчиковую, артикуляционную, дыхательную, лексические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей, планируется индивидуальная работа. Для проявления детьми словотворчества систематически планируются сюжетно – ролевые игры, театрализованная деятельность, организуются вечера загадок, литературные викторины, ежедневно планируется чтение художественной литературы (в младшей группе 2 раза в день). В каждой возрастной группе созданы «Игротеки», где собраны все виды игр. Однако в старших группах анализ планирования показал, что в основном планируются традиционные виды сюжетно-ролевых игр, которые отмечаются неразвитым сюжетом, бедны по содержанию, зачастую носят характер игры всего на один день.
Рекомендации: 1 Уделить больше внимания работе с родителями, планировать и проводить индивидуальные и групповые консультации, беседы по речевому развитию детей, оформить наглядную информацию, выставки специальной литературы по речевому развитию детей.
2. Ежедневно планировать и проводить индивидуальную работу с детьми по речевому развитию, конкретно указывая тему и детей, с которыми она проводится.
3 При планировании сюжетно – ролевых игр планировать предшествующую и предыдущую работу (беседы, рассматривание картин и картинок, чтение литературы и т. д., придумывать и планировать игры нового поколения, режиссёрские игры, игры – фантазии, связанные с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны. Активно осуществлять руководство сюжетно – ролевой игрой: обучать ролевым действиям, помогать осуществлять диалоги в процессе развития игр.
САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ
По результатам самоанализа деятельности педагогов по развитию речи выяснилось следующее: воспитатели уверены в своих знаниях методики развития речи детей дошкольного возраста, считают, что хорошо владеют точностью и ясностью выражения мыслей, создают условия для речевого общения взрослых и детей, побуждают детей говорить, умеют строить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты, осуществляют совместную деятельность с родителями по развитию речи детей.
Рекомендации:
продолжать работать над нравственным аспектом культуры речи, помнить, что главным является слово взрослого: насколько грамотной, выразительной, богатой будет речь воспитателя, педагога, настолько ребёнок будет подражать речи взрослого.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
В группах создана достаточная предметно-развивающая среда для речевого развития детей, которая грамотно используется педагогами для коллективной и индивидуальной работы с детьми по развитию связной речи. Во всех группах в достаточном количестве имеются наборы сюжетных картин и предметных картинок, разнообразный дидактический материал, развивающие речевые игры, настольно-печатные игры, творческие игры фабричные и изготовленные своими руками. В каждой возрастной группе оформлен книжный уголок, где находится большое количество самых разнообразных книг, которые подобраны в соответствии с возрастом детей. Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги, рассказывают друг другу сказки, знакомые стихи.
В зонах сюжетно-ролевых игр практически всех групп имеется достаточное количество игрового оборудования, атрибутов. Воспитателями совместно с родителями проведена большая работа по оформлению игровых зон, которые подразделены по полоролевому воспитанию.
В каждой группе имеется ширма и куклы для обыгрывания и показа сказок.
Во всех группах в достаточном количестве методическая литература и пособия по речевому развитию воспитанников.
Рекомендации:
1. Приобрести портреты писателей и художников иллюстраторов
2. Организовывать в старших группах тематические выставки для воспитанников и родителей (книги одного писателя или художника-иллюстратора)
3 Изготовить настольные театры, театры на фланелеграфе (или магнитной доске)
4 Приобрести (изготовить) дидактический материал по звуковой культуре речи, по обучению детей грамоте.
Проблемы речевого развития детей
Результаты диагностики :
В реальности у большинства детей бедный словарный запас,
Недостаточно выразительная речь,
При пересказах и самостоятельных рассказах требуется помощь воспитателя,
т. к. недостаточно самостоятельности,
допускаются отдельные грамматические ошибки,
ошибки в звукопроизношении,
нарушения речевого дыхания, фонематического слуха.
1 слайд. Презентация к педсовету. «Говорить умеют все, но говорить правильно, - лишь единицы из нас!»
2 слайд.
21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть всё для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему – то всё больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чём же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Опыт работы показывает, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им зачастую некогда общаться с детьми и поэтому возрастает роль детского сада. Чем ответственнее мы, педагоги, подойдём к проблеме развития речи детей, тем успешнее произойдёт формирование ребёнка, как личности. Развитие речи - это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном возрасте. Обладая развитой речью, ребенок будет легче воспринимать знания, а также будет меньше проблем во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Ведь главной потребностью и функцией является для человека речь. Этим мы отличаемся от животных. «Слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей знаний», сказал К. Д. Ушинский
3 слайд
В психическом развитии речь имеет исключительное значение, так как она перестраивает психику малыша. Речь – это ядро, находящееся в центре многих линий развития (мышления, памяти, воображения и эмоций). Развитие высших отделов психики тесно связано с развитием речи, а именно овладение связной речью, обеспечивает успешное обучение в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
4 слайд требования программы
5слайд Работа по развитию речи включает в себя развивающую речевую среду, воспитание звуковой культуры речи (работа над звуками, дикцией, фонематическим слухом, выразительностью речи) формирование грамматически правильной речи (умение согласовывать слова в предложении, образование новых слов, умение составлять предложения, подготовку к обучению грамоте (подготовительная гр.) обогащение, уточнение и активизация словарного запаса, формирование разговорной речи (диалогической, обучение связной монологической речи (рассказывание).
6Слайд Формы и средства развития речи
Связная речь: Ушакова О. С. сказала «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи»