Елена Низова
Циклограмма форм и направлений работы с детьми по развитию речи на тему «Транспорт. Профессии на транспорте»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Транспорт. Профессии на транспорте».
Срок изучения: 2 недели ( месяц: декабрь)
Группа: старшая
Цель темы:
1) знать представление о разных видах транспорта, профессиях на транспорте и их трудовых действиях.
2) уметь организовать безопасное поведение в транспорте, на улицах и дорогах.
3)самоопределяться в ситуациях, связанных с транспортом или поведениях на дороге.
Публикация «Циклограмма форм и направлений работы с детьми по развитию речи на тему „Транспорт, Профессии на транспорте“» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Циклограммы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
4) воспитывать ценностное отношение к работникам транспорта, правилам поведения.
Словарь. Тема: «Транспорт. Профессии на транспорте».
1. Слова, обозначающие профессии человека, работающих на транспорте : шофер, водитель, автомобилист, машинист, проводник, таксист, крановшик, юнга, моряк, матрос, капитан, водолаз, штурман, космонавт, механик, летчик, пилот, стюардесса.
2. Слова, обозначающие качества, признаки предметов: пассажирский, грузовой, пластмассовый, железный, металлический, деревянный, стеклянный, резиновый, кожаный, мягкий, жесткий, теплый, просторный, длинный, короткий, чистый, грязный, большой, маленький, узкий, широкий, гладкий, летательный, специальный, новый, старый.
3. Слова, связанные с понятием «транспорт» : наземный, подземный, водный воздушный, специальный, городской, пассажирский, грузовой, грузовик, экскаватор, самосвал, автобус, троллейбус, такси, машины, которые возят «почту», «хлеб», «продукты», милиции, скорой помощи, пожарные, уборочные, поливальные; поезд, электричка, подземный и наземный трамвай, метро, корабль, пароход, парус, якорь, лодка, особые корабли: ледоколы, пожарники, подъемные краны, рыболовы; воздушный шар, ракета, паруса, плот, аэропорт, самолет, вертолет; пешеход, остановка, рельсы, билет, мотор, бензин, гараж, груз, дверь, кабина, кузов, окно, руль, сиденье, светофор, фары, колесо, шина, крыша, ручка, кнопки.
4. Слова, обозначающие действия: управлять, возить, перевозить, плыть, летать, взлетать, опускаться, подниматься, открывать, закрывать, входить, выходить, выезжать, объявлять, останавливаться, включать, гудеть, заправлять, заводить, наливать, подъезжать, смотреть, ремонтировать, садиться, тормозить, сигналить.
5. Слова, способствующие положительному отношению к трудящемуся человеку: внимательный, заботливый, смелый, решительный, старательный, вежливый, дружный, аккуратный, быстрый.
ЦИКЛОГРАММА ФОРМ И НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ СДЕТЬМИ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (старшая логопедическая группа с ОНР)
Дни недели
1 нед.
Утро
Прогулка
Вечер
Пн. Пятница: Выбор темы. Предв. работа : познав. беседа, модель трех вопросов: что мы знаем, хотим узнать; что сделать, чтобы узнать.
Введение в тему : 1. мотивация – «Угадай слово» (шумит, дребезжит, сигналит…. выложить картинки-иллюстрации.
слов., св. р. беседа: «Машины на нашей улице» (разные виды транспорта, машины городского и специального назначения). Ц. : активизация словаря, обогащение прилагат, познак. с особ. звучания и артикуляции согл. звуков (т –ть,) –трамвай, телега,
2. Пальчиковая гимнастика «Есть машины у меня» «Набери телефонный номер». Ц. : развивать мелкую моторику пальцев рук, ориентировку в пространстве, чувство ритма, речевые способности.
3. Артикуляц. гимн. : «Самосвал» Ц. : трен. движений и положений органов авртикуляционного аппарата (язык, губы, зубы) для правильного произношения звуков.
Труд (КГН) игров. сит. «Помощь в починке автом.» - зн. и ум послед и действ. умывания, проявл. инициат. в нест. ситуац.
Слов и грамм. Наблюдение за автомобилями. Ц. : знать виды легкового и грузового транспорта, определить цвет, назв. детали, действия, обратить вним. на водителей и запасное колесо, посчитать колеса.
Худ. слово: Чолиев «Веселые шины».
Зв. к. р. Дид. игра: «Как гудит …машина? Упражнение д. реч. дых. «Проколалась шина».
Ц. : закрепить произношение согласных звуков «с, ш,у, ф. ум. дифференц. отработка силы, громкости голоса.
Подв. игра: «Паровозик». Ц. : упражнять в произношении звуков (у, ш, слога (чу)- пыхчу, укачу. ,словах (чух-чух, ф. умение выделять.
Труд коллект. : очистить дорожки для транспорта.
Слов и грам. с. р. Инд работа св. р. Ц. :уметь отвеч. на поставл. развивающие вопросы, сравнивать, выделять сущ, обобщать; чем отличаются машины спец. назначения, что есть у транспорта, профессии, какой транспорт лучше, почему…
Самост. деят. дет. : ум. самост. наход. занятие, договарив. объедин. в группы. С. Х. Д. Центр искусства: (внести трафареты тр-та, (предлож. дорисов. людей и грузы.)
Чтен. расск. Н. Носов «Автомобиль». Св р.
Игра (с мячом) «Ассоциации» сущ/прилаг. Ц. : расш. слов., разв. реч. ассоц., общ. моторику.
Вт. (сл., св. р. и реч. общ.) рассказ по модели. «Твой сказочный корабль» (придумай и опиши, название, форма, размер, материал, назначение функция корабля, действия). Упражнение «Корабль» -обучать вести коллективное повествование (дети продолжают др. за другом).
Дыхательн. гимн. «Самолет» Ц. : способствовать ритмичному дыханию и произношению звуков.
Рассматр. картинок (грузовые суда –обог. слов.)
Наст. –печ. игра «Веселый счет» - закр. умен. соглас. числит. с сущ.
наблюдение за трудом шофера, кот. возит продукты в дет. сад. Ц. : закр. словарь, подбир. вопросы, отвечать полно, подчеркн. важность труда, рассмотреть инструменты для починки автом., действия, послед-ть для достиж. цели.
Худож. слово: стих. Мошковская «Я –машина»
словарь. Дид. игра: «Скажи по-другому» Ц: умение подбирать и использовать в речи слова-синонимы.
грам. с. р. Д. игра «Какой транспорт» (предмет, признаки, действия)» Ц. : подбирать относительные прилагательные и глаголы.
Инд. раб. грам. стр. Предложить нарисовать палочкой на песке наземный или водный транспорт, показать, назвать форму, размер, сост. части и др. используя в речи сущ. с прилагат.
Ц. иск. : (словарь) дел. атрибуты транспорт из коробок, нарисов. дорожн. знаки. – уметь созд. и исп атриб. д/игры.
Чтен. Б. Житков Что я видел», (св. р.)
Игра-путешествие по реке (морю) на теплоходе (из модулей)- для обогащ. игр. действ. исп. рассказы об игре. Ц. : обог. речь, умен. догов. ,р. творч. замыслы.
Ср. 1. Беседа и пробл. ситуация: как человек научился летать? Навод. вопросы: кто поднялся на воздушном шаре, полетел в космос, побывал на луне (назв. возд. виды транспорта, вспомнить сказочные летат. аппараты и вопр по содерж. картинок Ц. : расшир. словаря, разв. творч. рассказ. ; разв. умение придержив. сжетной линии в рассказе.
Реч. игра со словами «Почему так называют?»(что обознач. ,с какого зв. начин.) Ц. : зн. представление о зв. и смысл стороне слова.
Загадки. Дид. игра Назови профессию»Ц. : уметь согласовывать прилагат. с сущ.
Кто чем управляет? (с мячом) Ц. : употр. сущ. в тв. падеже.
П/и «Летчики» - реагир. на сигнал,выполн. ф. лет. аппар., проговарив. фраз с отраб. словами.
Инд/р. (ФЭМП) –ум наз. форму тр. ,нах в окруж.
(грамм. стр.) В центре иск-ва изготов из бумаги лодочки, самолеты с элем. дых. гимнаст (реч. дых.)
предл штриховку - мелк. мот.
Чтение древнегреч. миф. «Дедал и Икар» обог зн. о полете человека (слов., св. р.)
Сюжетно-дид. игра «Самолетостроители» (с элем. констр.) Ц. : уметь. распред. роли, умение догов. м\собой, создав. игров. ср. ,закр словарь назв. профессий людей воздушного транспорта и занятых в самолетостроении.
Четв. Игра «Чудесные вещи (триз)» - выклад. модели, карточки из серии: материал, сп. передв., звуки, запах, Ц. : знать пути решения изобретат. задачи, уметь сост. прост распр. предлож., наход. грам. ошибки, умен. сост. связн. расск. ориен. на модель. (слов, грамм,св. р.)
Песен. тв-во «Самолет» - ум. наход. песен. интонац. на зад. текст. (Зв. к. р.)
З. зауч. загадки по мнемотабл. (акв. слов., грамм. с. р.) Д. игра «Скажи наоборот». Ц. : уметь понимать и исп. в речи слова- антонимы (летает – плавает, высоко – низко)
(слов.) Игра «Я знаю 5 видов тр. –активиз. слов с обобщ значен.
Инд. /р. (ЗКР) –«Угадай сигнал» Ц. : ум. различ. на слух звуки тр-та, дав. назв.
(грамм. стр.)труд.
поруч. украшен. слепл гаража-наз. действий, послед работы. Ц. иск-ва: придумывание и зарисовка нового вида тр-та с пом. игры «Чудесные вещи» - ум. .творчески реш. ситуации, вид. задуманное.
С. Х. Д. Центр стр-ва: конструирование разных видов транспорта.
С/р «Шоферы» Ц. : ум. подг. условия, догов о послед. совм д (св. р.)
Пятн. игра «Придумай нелепицу о любом виде транспорта» -словотв-во Ц. : уметь прид. небыл., самост., разв. логику мышления излагая свои мысли последов.
Упражнения «Придумай слова на заданный звук» Ц. : уметь. различ. гл. и согл. зв. на слух, их тверд. и мягк. (слов, грам. стр) Наблюд. за работ светофора – зн прав. раб. светоф., рассм разн. ситуац, ум. ориент. в них, цен. важность.
Физк. досуг. «Быстрый транспорт» (с исп. п/и, упражн., заг. и счит.)Ц. : ум. доказыв. через игры правильность решения в разных сит., связ. с трансп. и профес тр.
Тр. поруч. : вын. средства на прог., знать. прав. обращен. Центр книги: сост. альбомы «Машины», «Транспорт»- восп. цен. отнош. к разн. вид. тр-та.
Ц. науки: ум. реш. пробл. сит., связ. с трансп. ; вырез. и наклеить картинки с разн. вид. трансп. из частей. – (м мотор. умен. доказыв., рассужд.)
Игра-лото «найди действие и придумай предложение с эти словом»
Ц. : ум. дифференц. глаголы с приставками, отвеч. на вопросы кратко и полно.
(реч. общ., св р.)
СХД (театр) костюмы, р. в. тр.
2 нед.
Пн. Беседа по ОБЖ «Я –пассажир, водитель, пешеход» (слов и св. мон. р.) Ц. : зн. прав. повед. на улице и в тр-те, цен. отнош.
Игра с телеф. -ситуация «Заказ такси по телеф.»(диалог. р.)
Слов. упр. «Расскажем и покажем» (интон. выр.)
Потешная игра «Самый голосистый» (з. к. р.)
Эстафета «Спасатели» (мон. р, акт. слов.) Д/и Назови профессию»Ц. : уметь согласовывать прилагат. с сущ.
Сочин. сказка-путешествие на возд. шаре-побужд. к сочин. (св. мон. р).
Вт. Д/и «Хорошо – плохо» ТРИЗ (мон. р., з. слов.)
Разговор по поводу покупки тр-та. (св. р монол.)
Дых. гимн. «Все хорошо» (разв. реч. дых., длит. выд.)
Труд хоз. -быт. «Мытье игрушек –машин, потир. стр. мат. (акт. слов.)
Наблюд. за пешеходами, обр. вним. на дор. знаки. (грамм. стр., акт. слов.)
И/р. (по р. р. -актв. слов., гр. с. р.) «Вопрос-ответ»
Труд. поруч. –собр. выносн. мат. (з. к. р. ум. различ. и диф. согл зв. по тв. и мягк «т», «ть»,»д»-«дь». Наст. театр (об сод реж. игры) «Капитан»(св. р, з. к. р.)
И. «Скажи наоборот» (р. слов.)
Ср. Задан. «Как назвать того кто…. (водит самолеты» (г. с. р. - словообразование)
Игра «Поезд» (реч. дыхание) –длит. произн. зв. «у». Пальчиковая игра «Поиграем с. камешками» с исп. скороговорки –Машина – у моей машины хорошие шины (мелк. мотор. ,З. К. Р.)
И/р. «Слушай и считай (ФЭМП) –…5_ть машин, два вагона…гр. с. р. Наст –печ. игра «Чей транспорт» (самолет –летчика) – уметь соглас. сущ. с местоим., прилаг., числит. (гр. с. р.)
Худ/д. изгот. самод. кн. (св. р.)
Чт. Д/и «Кто что делает»(св. р.)- работа с таблицей –кто…что дел.
«Определи место звука в слове» Ц. : закр. нав. выделения согл. зв. из ряда звуков (конца и нач. слова)- з. к. р.
И/р. Упражн. «Один – много» - ум. образ. сущ. мн. ч. (гр. с. р.)
Тв. игра «Превращения У. «Назови одним словом» -профессии, транспорт по видам, труд. действия, признаки. (акт. слов.)
Отг. загадок по опорн. словам и звукам (з. к. р.)
Пятн. Творч. игра «Так бывает или нет» (реал. и нер. сит.)- связн. р.
Рассказ по алг. «Что мы зн. о тран.» - (акт. сл., св. р.) Упр. «Скажи ласково» -паровоз-паровозик… (гр. с. р. словообразование) Ц. науки: с карточк. обсуждение, «почему…как. цвета. маш. лучше видны? Почему пож. маш. кр. цв….» (св. мон. речь доказат.
Литер. развлеч. «Веселые путешествен.» (все комп. р.)
Мероприятия по работе с семьей в процессе изучения темы: «Транспорт. Профессии на транспорте».
1. Информация в уголок для родителей по содержанию данной темы «Знаем и умеем»
2. Тестирование «Какой вы родитель»
3. Родительское собрание «Дошкольный возраст – сензитивный для всех сторон речи»
4. Памятка д/родителей «Возраст 5-6 лет – третий гиперсензит. период»
5. Помощь в создании мини – музея и изготовлении коллажа «Такой разный транспорт».
6. Рекомендации (игры, упражнения, худож. литература) в домашних условиях.
7. Оформление фотовыставки «Вот как мы живем»
8. Картотека добрых дел.