Получи документы

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Наталья Леонтьева
Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель педсовета:

• Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.

• Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития

Публикация «Педсовет „Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников“» размещена в разделах

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень ак-туальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается ста-бильно высоким.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошколь-ном детстве.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспи-тания и обучения детей.

Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подго-товке детей к школе.

Условия успешного речевого развития.

1. Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.

2. Владение педагогом правильной литературной речью.

3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.

4. Обеспечивают детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особен-ностей.

5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.

6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.

7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструк-ции.

8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.

9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Поощрение детского словотворчества.

Современные образовательные технологии: Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).

Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вклады-шами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)

Метод наглядного моделирования- опорные картинки - это различные схемы, мнемотабли-цы, карточки - символы, реальные предметы и т. д. Он может быть использован при выработке рабочей гипотезы, при протекании учебно-воспитательного процесса или его фрагментов. К методам наглядного моделирования относится мнемотехника - (греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как: развитие связной речи; преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации); развитие мелкой моторики рук;

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, ёлочка- зелёная. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений. Мнемотехника может быть использована в виде мнемоквадратов, мнемотаблиц, мнемодорожек. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному

Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями,

Глухов В. П. – блоками-квадратами,

Большева Т. В. – коллажем,

Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Методика формирования умений и навыков связной речи В. К. Воробьевой включает в себя разделы: Формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа. Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения). Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей. Используется слуховая, зрительная, ассоциативная память. Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа. Составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия. Пересказ составляется с опорой на данный предметно-графический план.

Т. А. Ткаченко - процесс формирования и развития связной речи используется с применением наглядности и моделирования плана высказывания разделен на несколько этапов: воспроизведение рассказа, составление рассказа по следам продемонстированного действия, пересказ текста с использованием магнитной доски, пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин, составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин, пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину, составление рассказа по одной сюжетной картине.

Методика коллаж Т. В. Большева - лист картона (плотная бумага или фланелеграф, на который наклеиваются, накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, гео-метрические фигуры, цифры. Данное пособие используется на всех видах занятий. С их помощью у ребенка формируются экологические представления, расширяется сло-варный запас; развиваются связная речь, зрительная память и логическое мышление. Главная задача коллажа - соединить все картинки, буквы, цифры. между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.

Виды коллажей: развивающий - способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет, на первый взгляд, между собой картинки; обучающий - способствует по-лучению и закреплению информации о предмете коллажа.

Синквейн - новая технология в развитии речи дошкольников нерифмованное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам:

1 строка тема - называется одним словом (существительное или местоимение, кото-рое обозначает объект или предмет.

2 строка - это описание темы - в двух словах, (прилагательные или причастия, они дают описание признаков и свойств предмета или объекта.

3 строка – это действия - в трёх словах (глагол или деепричастие) описываю-щее характерные действия объекта.

4 строка – это предложение из четырёх слов выражающая личное отношение к опи-сываемому предмету или объекту

5 строка - это одно слово - характеризующее суть предмета или объекта, которое вы-ражает настроение.

Синквейн могут составить все. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности, это игровой прием. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации; помогает пополнить словарный запас; учит краткому пересказу. ;помогает развить речь и мышление. Когда же начинать знакомство с этим приёмом?

В старшем дошкольном возрасте. Рассмотрим пример составления синквейна.

Отгадайте, кто к нам пришел в гости?

Ночью ходит, днем он спит,

Если сердится – ворчит.

Он живет в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий.

Угадайте, это кто же?

1 этап – подготовительный

На этом этапе вводится понятие: слово-предмет, предъявляется модель-существительное, актуализируется номинативная лексика.

Предъявляется модель - предмет.

2 этап “слово-признак”, предъявляется модель прилагательное актуализируется адъек-тивная лексика. Предъявляется модель признак предмета Ежик какой? Колючий, дикий, маленький, добрый, серый.

3 этап Слово -действие, предъявляется модель-глагол, актуализируется предикативная лексика. Ежик что делает? Фыркает, спит, сворачивается, ловит. Предъявляется модель-действие предмета.

Практическая часть

Назовите формы речи,

Какие умения развиваются в диалоге.

Какие формы работы используют при обучении детей связной речи.

Назовите структуру повествования

Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией

Речь одного собеседника, обращенная к слушателям.

Рассказ сюжет, которого развертывается во времени.

С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи?

Ведущий прием для активизации речи и мышления,

Слова противоположные по смыслу называются антонимами.

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок

Задание: Переведите пословицы на русский язык

Назовите полностью пословицу по двум словам.

Задание: объясни выражения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Растим патриотов России!» — представление форм, методов и особенностей нравственно-патриотической работы в Мдоау ТЕМА: "Растим патриотов России!" В основном законе нашей страны – Конституции – сказано, что мы, народ Российской Федерации, принимаем Конституцию.

«Совершенствование содержания, форм и методов работы с родителями» Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое.

Доклад из опыта работы «Особенности развития связной речи дошкольников» Особенности развития связной речи дошкольников Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением.

Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи» Вторая младшая группа. Общая характеристика речи. В этом.

Использование традиционных и нетрадиционных методов работы по развитию связной речи ТЕМА:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, СОБЛЮДАЯ ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ.

Консультация «Использование различных форм взаимодействия с семьей по развитию речи дошкольников с ОНР» Консультация на тему: Использование различных форм взаимодействия с семьей по развитию речи дошкольников с ОНР Выполнила: Воспитатель.

«Пушкин и музыка» (из опыта работы по применению нетрадиционных методов и форм обучения детей на музыкальных занятиях) МБДОУ №2 «Детский сад общеразвивающего вида» Опыт работы «Пушкин и музыка. Нетрадиционные методы и формы обучения детей на музыкальных.

Опыт работы «Влияние малых фольклорных форм в развитии диалогической речи старших дошкольников» Опыт работы «Влияние малых фольклорных форм в развитии диалогической речи старших дошкольников» Воспитателя Медведевой Екатерины Николаевны.

Поиск новых методов и форм взаимодействия с родителями для дальнейшей работы Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ. Взаимодействие.

Применение разных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста при организации игровых занятий по английскому языку Уже много лет наш детский сад работает по образовательной программе дошкольного образования «Детство», одной из приоритетных задач которой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»
Опубликовано: 11 ноября 2015 в 08:46
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Леонтьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД