Юлия Петрова
Особенности работы в детском саду компенсирующего вида
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в результате реформирования системы дошкольного образования по итогам государственной аттестации и аккредитации образовательных учреждений появились дошкольные учреждения различных видов: центры развития ребенка, детские сады общеразвивающего, компенсирующего, комбинированного вида и др. Вид каждого ДОУ устанавливается в соответствии с направленностью, реализуемой в нем образовательной программы.
Публикация «Особенности работы в детском саду компенсирующего вида» размещена в разделах
Работа в детском саду компенсирующего вида предполагает реализацию, наряду с комплексными программами, специализированных программ, направленных на коррекцию имеющихся недостатков детей (например, речевых и физических).
Следует отметить, что реализация разнообразных программ воспитания и обучения обязана обеспечивать выполнение стандартов по дошкольному воспитанию.
Важным моментом в данной ситуации является грамотное комплексирование всех программ и технологий, реализуемых в ДОУ и кооперация деятельности всех педагогов и специалистов.
Стремясь к переводу своего учреждения из режима функционирования в режим развития, коллектив нашего детского сада за основу педагогической деятельности взял инновационные педагогические технологии, на которых я подробно остановлюсь
Так что такое инновация?
***
— Итак, счисление, и геометрию, и все подготовительные науки. следует предлагать детям, но способ преподавания не должен быть насильственным.
— Почему?
— Потому что ни одну науку свободный человек не должен изучать, как раб. Телесные упражнения, выполняемые даже против воли, нисколько не вредят телу, в душе же никакая насильственная наука не остается прочно.
— Правда.
— Поэтому не насильственно преподавай, милейший, детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен.
***
Платон. «Государство». Книга VII
Этим мыслям Сократа о педагогике 2,5 тысячи лет, но правила эти действуют и справедливы для нашего времени. Сократ определил в коротком диалоге тот педагогический подход, который в современной педагогике называют личностно-ориентированным. Обучать и воспитывать, направлять развитие и уметь вовремя скорректировать поведение ребенка без насилия, уважая свободную личность ребенка, выявляя и развивая его потребности и склонности, и все это делать в игре — перечисленные принципы описывают суть личностно-ориентированной педагогики.
Теперь немного поговорим о тех педагогических технологиях, которые применяем в своей работе.
Технология "Метод проектов"
Известный ученый А. Эйнштейн в беседе с Н. И. Сац сказал: "Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя".
Свободу и возможность познать себя, на наш взгляд, предоставляет технология проектирования, позволяющая ребенку не ощущать "давления" взрослых.
В широком понимании проектом называют все, что задумывается, планируется, т. е. это разработка сценариев предстоящих действий.
Применительно к учебно-воспитательному процессу педагогическое проектирование - предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагогов и детей.
По определению В. Ротенберга (2001, поисковое поведение - это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности.
Итак, технология "Метод проектов" - способ достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Значение технологии метода проектов
- Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т. е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.
- Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества, за счет этого интенсивно развиваются способности к самоанализу, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.
- Развивается умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, умения устанавливать причинно - следственные связи.
Типы проектов
Е. Полат (1999) характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью.
Ориентируясь на эти признаки, автор предлагает свой вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования.
По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.
По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Механизм проектирования
1. Организация предметно - развивающей среды:
- документы на разных носителях: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать разные способы познания окружающего мира;
- технические средства обучения: телевизоры, видеомагнитофоны, магнитофоны, DVD проигрыватели, компьютеры;
- возможность выхода за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в детской районной (городской) библиотеке, музеях и других культурных центрах.
2. Роль воспитателя.
Воспитатель - организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.
3. Формы деятельности.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель - дети; ребенок - ребенок; дети - родители.
Возможны: совместно-индивидуальная, совместно-взаимодействующая, совместно-последовательная формы деятельности.
4. Контроль.
Контроль со стороны взрослых (внешний) уступает место оценке результатов работы. Дети постоянно информированы о промежуточных результатах, совместно с воспитателем или самостоятельно корректируют и регулируют выполнение работы, проекта в целом.
5. Результаты работы.
Частным, конкретным результатом работы для дошкольников могут быть:
• рисунок,
• поделка,
• аппликация,
• альбом,
• книга,
• сочиненная сказка,
• подготовленный концерт, спектакль,
• урожай овощей и пр.
Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.
“Почему?” – этот детский вопрос очень часто приходиться слышать нам, взрослым. Ведь маленькому человеку необходимо познать огромный неизведанный мир, пропустив все через себя, исследуя и экспериментируя. Но порой мы, взрослые, недооцениваем того влияния, которое оказывает на формирование чувств детей повседневные жизненные ситуации, люди, книги, природа, произведения искусства. Способность дошкольника удивляться миру, его эмоциональная чуткость наиболее ярко проявляется в том случае, если педагог использует в своей работе интегрированный метод обучения, направленный на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, необходимо создавать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.
Я слышу – и забываю.
Я вижу – и вспоминаю.
Я делаю – и постигаю.
(Конфуций)
Хотелось бы отдельно остановиться на познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей.
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях. Эта потребность затем перерастет в познавательную потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других потребностей ребенка. Именно Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.
Поисково-познавательная деятельность – это активность ребенка, направленная:
- на постижение устройства вещей;
- на нахождение связей между явлениями окружающего мира;
- на их упорядочение и систематизацию.
Ребенок познает окружающий мир через исследовательскую деятельность, и в этой деятельности он развивается как личность.
Какова же роль экспериментирования в развитии ребенка-дошкольника?
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
Именно в ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, тем самым, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Целью работы в данном направлении является обеспечение условий для развития у детей естественнонаучных представлений, например, о физических свойствах окружающего мира, в соответствии с возрастными возможностями детей, используя приемы детского экспериментирования. Экспериментирование затрагивает все сферы детской деятельности : прогулку, прием пищи, занятия, игры, решая важнейшие проблемы наших детей, будь то первые попытки донести до рта свою руку или разобрать новую машину, только что подаренную на день рождения. Только собственный опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания о жизни. А нам взрослым необходимо создать условия для экспериментальной деятельности, поддерживать интерес ребенка к исследованиям и открытиям.
Для того чтобы поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, созданы необходимые условия. Экспериментальные уголки с мини-лабораториями, организованные в каждой группе, имеют все необходимое для проведения опытов:
1. приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, компас, магниты, микроскопы);
2. разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
3. природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.);
4. утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.);
5. технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.);
6. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
7. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
8. медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др.);
9. прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.).
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя. И наша задача – научить ребенка понимать окружающий мир и правильно к нему относится.
По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть различными:
• констатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление,
• сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса,
• обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные.
Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.
Задачи:
1) развитие мыслительных процессов;
2) развитие мыслительных операций;
3) освоение методов познания;
4) развитие причинно-следственных связей и отношений.
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать".
Средства: язык, речь, поисковые действия.
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций.
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
В заключение хочется привести слова академика К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». В этом, на мой взгляд, заключается актуальность темы детского экспериментирования.