Получи документы

«Пушкин и музыка» (из опыта работы по применению нетрадиционных методов и форм обучения детей на музыкальных занятиях)

Галина Дмитриевна Евсеева
«Пушкин и музыка» (из опыта работы по применению нетрадиционных методов и форм обучения детей на музыкальных занятиях)

МБДОУ №2 «Детский сад общеразвивающего вида»

Опыт работы

«Пушкин и музыка.

Нетрадиционные методы и формы обучения детей на музыкальных занятиях»

Составил:

музыкальный Руководитель

Евсеева Галина Дмитриевна

г. Кемерово 2015 г.

Публикация «„Пушкин и музыка“ (из опыта работы по применению нетрадиционных методов и форм обучения детей на музыкальных занятиях)» размещена в разделах

Я хочу рассказать вам о моем Пушкине, вернее о своем понимании его творчества и как мне удается на музыкальны занятиях преподносить его поэзию с помощью музыки. Когда я сама была ребенком, то моему поколению посчастливилось увидеть телевизор лет так к десяти, а до этого лучшим другом, как нас учили, была книга. Мои друзья в те годы зачитывались Конан Дойлем, кое-кто уже заглядывал в Мопассана, а я подружилась с А. С. Пушкиным. При чтении книги каждый в своем воображении сам себе режиссер и актер, и зритель одновременно. Не так ли? Помните, у Пушкина есть короткое стихотворение:

«Золото и Булат»

«Все мое –сказало злато

Все мое – сказал Булат

Все куплю – сказало злато

Все возьму – сказал Булат»

Ну чем не сюжет для кинобоевика?

А вот завязка к сценарию фильма ужасов:

«Прибежали в избу дети

Второпях зовут отца

Тятя, Тятя наши сети

Притащили мертвеца».

Или еще хотите? – Что же?

Вместо вурдалака

В темноте пред ним собака

На могиле гложет кость».

Ужас, правда?

Теперь про любовь. Вот в розовых тонах эротический сюжет:

«Он, точно Он, Мария поняла,

Что в голубе другого угощала»

На музыкальных занятиях, на вечерах в нашей музыкальной гостиной «Золотая лира» предлагала детям просто представить себе давно ушедший мир: без водопровода, без тротуара, без телевизора и электричества. Всё это совсем не просто. Не нужно спешить, а лучше медленно разворачивать перед ними свиток прошедших дней. Пусть дети попробуют пережить это прошлое собственной кожей, почувствуют жар горящего камина и трепещущий свет канделябров.

Но самое трудное было даже не это, а понимание такого далекого от нас внутреннего мира ушедших людей. «Прекрасное должно быть величаво» - читаем мы у поэта.

Скажите, малышам не очень-то хорошо представить себе внутренний мир и современных им людей, а тут им предлагают нечто совсем неизвестное, так может не стоит этого делать? А дождаться пока дети вырастут? В школе, в старших классах заученно-бесцветно забубнят: «Мой дядя самых строгих правил…».

Признаюсь, посещали меня и такие сомнения. Ум-то еще в 5-6 лет не созрел, но необходимо что-то делать с миром чувств, с подсознанием, после будет поздно. Мы и так поздновато схватились и увязли в полукультуре. Пушкин помог мне своими строками:

«Пора мой друг, пора.

И каждый час уносит, частичку бытия…»

Думаю, надо спешить. Жизнь – это «не что-то», она возможность для чего-то. Вот и решилась я, на явленную мне возможность и вылились все начинания и наработки в данном опыте.

С чего начинаем мы учебный год – с праздника урожая.

1. Путешествие в осеннюю сказку «Вы поедете на бал, где дети, гуляя в лесу, встречают ученого кота, который «ходит по цепи кругом». Кот предлагает детям приглашение на бал. Читаем: «Вам барыня, прислала…» Желание у детей едино : поедем! Выполняя условие приглашения (а это очень забавно и увлекательно) дети с приключениями добираются на осенний бал, встречая в лесу ещё и няню поэта – Арину Родионовну. Знакомятся с содержимым её чудесной корзинки, полной осеннего волшебства. К чему мы стремились:

Главная цель: развитие эстетического отношения к миру, к природе, своём отношении и месте в ней, развивать способность воспринимать чувственный облик явлений природы, как выражение внутренней жизни, в чем-то родственной человеку.

Задачи: научить детей видеть в конкретных чувственных признаках предметов и явлений, не внешние признаки, а выражение внутреннего состояния, настроения, характера, судьбы; создавать установку на такое восприятие мира в музыкально-эстетической деятельности.

Игры для развития художественных задач:

1. игра: «На что похоже? (поиски сходных признаков далеких друг от друга предметов и явлений. Камень и облако, мост и ветер) – отражает внутреннее состояние души «сомнение».

Опять же подсказывает Пушкин А. С. : «Старайся наблюдать различные приметы».

2. игра «Оживший предмет» (гриб из нянюшкиной корзины, в нем живет гном, например)

3. Музыкально-дидактическая игра : «Колокольчики» (разной формы и звучания) Описать характер и отношение с другими предметами. (колокольчик может подружиться с треугольником, как лес и река).

4. Музыкально-дидактическая игра : «Кто какую песенку поёт?» (спеть от имени, например, ручейка или дерева)

Музыкально-литературная композиция «Руслан и Люмила» А. с. Пушкина на муз. М. Глинки (вечер слушания).

При повторном прослушивании роль музыковеда берет на себя ребенок.

Цель: развить способность вживаться в произведение.

Задача: чувствовать его (а не просто «своё») настроение.

• Новый год. Рождество. Парад масок (встреча с героями сказок А. С. Пушкина).

Главная цель: развитие художественного воображения детей посредством поэтического образа и музыки (языком поэзии и музыки, способность находить воспринимаемый образ (у каждого персонажа своё муз. сопровождение, создать звукоритмичный образ (с использованием муз. инструментов).

Задачи: научить детей выражать своё отношение, характер персонажа через музыкальный образ.

Игры:

-«Каким может быть, например, Балда?» (добрым, хитрым, смешным, сильным (шутка ли «веревкой море морщить, да вас поганое племя, корчить», но не злым (оценка детей импровизация, направляемая педагогом –показ образа.)

-Какая музыка подходит для работника Балды (когда он из моря чертей выгоняет) остановились на муз. К пьесе шекспира «Отелло» композитор Хачатурян «Венеция» (выбор сделан детьми).

-«Угадай-ка» (кто из сказок Пушкина самый смешной, глупый, добрый, грустный (подбор муз. образов путем проигрывания муз. руководителем на фортепиано, или прослушивания в аудиозаписи, подходящих для конкретных образов муз. произведений).

-Игровое задание: «что будет, если встретятся герои разных сказок А. С. Пушкина? (например, образ Балды с …Шамаханской царицей и кто кого перехитрит (это тебе не глупый царь Салтан, Балду не обманешь, никакими ласками не проведешь.)

Какой муз. инструмент подходит тому или иному персонажу?

А. С. Пушкин : «А я повеса вечно праздный, потомок негров безобразный».

«Всё в ней гармония, всё диво» (8 марта)

(Воспевание женской красоты и явлений весенней природы в поэзии Пушкина).

И прекрасны вы некстати

И умны вы невпопад.

Главная цель: развивать способность воспринимать настроение, чувство, выраженье в поэзии и в музыке, заложить основы восприятия родства искусств, общности эмоционально-эстетического воздействия произведений разных видов искусства, дать детям элементарные знания и навыки восприятия, которые позволяют им ориентироваться в мире искусств.

Задачи: дать ребенку богатый опыт встреч с произведениями разных видов искусства, разных жанров; научить чувствовать и понимать эти различия, воспринимать эмоциональную атмосферу произведения, авторскую оценку бытия.

В этом разделе блока мы подбираем похожие друг на друга произведения из разных областей искусства (стихотворение, картинка, музыкальный отрывок).

Оживляет нашу картинку далекой эпохи приход прекрасной дамы с веером в длинном белом бальном платье под муз. Свиридова из муз. Иллюстрации к драме Пушкина «Метель», где от звучания скрипки, «душа волнуется и сердце болит» (высказывание детей).

Изящной ручкой дивный образ дамы берет статуэтку (маленькую копию той большой, что в Царском селе, где А. С. любили (чувствуете какой слог, любили отдыхать, сидя на скамейке перед статуей «девушка у разбитого кувшина», которая является еще и фонтаном.

Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой

Дева над вечной струёй, вечно печально сидит.

В этом фрагменте блока программы «Пушкин и Музыка» идет сопоставление простого и роскошного (будь то простой наряд крестьянки, или красочный - барышни). Вспомните повесть А. С. Пушкина «Барышня-Крестьянка». Сопоставление простого и роскошного (классического) р. н. п. «Матушка, что в поле пыльно» (исп. детьми) или романс на муз. Даргомыжского «Я вас любил» сл. А. С. Пушкина.

На данном этапе дети получают знания о различии вокальной и инструментальной музыки, понятие портретная живопись, скульптура, убранство залов той эпохи.

«У Камелька» (повторная встреча с няней поэта, обзор и закрепление пройденного с внесением нового материала). Слушание двуголосия «Зимний вечер», понятие и отличие пения в унисон от многоголосного пения.

Знакомство с дирижерским жестом; пение а капелла (без муз. Сопровождения).

«Лицейские годы поэта» (выпуск детей в школу)

Цель: развить способность находить воспринимаемый образ, научить создавать выразительную форму, уметь вживаться в произведение искусства, чувствовать его (а не просто своё) настроение.

Задача: говорить и действовать от имени героя, ожившего предмета.

Игровое задание:

1) «С великим-запросто» (представь себе, что по этой высокой лестнице (см. эскиз декорации «Лицейские годы») сейчас спустился сам А. С. Пушкин, что ты ему скажешь?

2) Театр вещей - что это такое? А. С. Пушкин в лицейские годы, да и на протяжении всей жизни писал вот таким пером (показ, окуная в чернильницу. Написал стихотворение «К моей чернильнице» :

Подруга думы праздной

Чернильница моя:

Мой век разнообразный

Тобой украсил я…»

А что чернильница может сказать в ответ, а другие предметы?

Здесь мы учим детей интонационно, пластически, мимически, с помощью музыки оживлять произведения живописи, или полюбившийся образ, или явление, состояние души в поэзии через музыку.

Например, у Пушкина «На холмах Грузии»

…Мне грустно и легко

Печаль моя светла

Печаль моя полна тобою…

Печаль то оказывается разной бывает, Очень хорошо, настроение светлой грусти, этих поэтических строк передает муз. Даргомыжского «Меланхолический вальс».

«Что в имени тебе моём?» (день рождения А. С. Пушкина)

Экскурсия к памятнику поэта.

Самое главное, что хочется мне отметить, это то, что восприятие искусства, развивая творческое воображение детей, порождает самостоятельное творчество детей, а «творить - значит жить дважды» А. Камю.

Нам радостно видеть, как у наших детей в процессе обучения появляется чувство принятия самого себя, ощущение собственной значимости, ощущается интеллектуальный рост каждого ребенка, присутствие духа, развивается умение быть не похожим на других, без ущемления чувства самолюбия.

И пусть наши дети далеко не все станут музыкантами, но как личность они состоятся, в нашем веке. Но времена не выбирают, лихое время выбрало нас. Не станем отчаиваться, а послушаем, что говорит А. С. Пушкин :

Если жизнь тебя обманет

Не печалься, не сердись.

В день уныния смирись,

День веселья верь, настанет.

Сердце в будущем живет.

Настоящее уныло.

Все мгновенно, все пройдет.

Что пройдет, то будет мило.

Публикации по теме:

Аналитическая справка по результатам организации и проведения летней оздоровительной работы в МБДОУ Аналитическая справка МБДОУ Детский сад №19 города Великие Луки Псковской области. По результатам организации и проведения летней оздоровительной.

Конспект НОД по формированию коммуникативной деятельности в подготовительной группе МБДОУ IV вида Тема занятия: «В гостях у снежной королевы» Возраст детей: 5-6 лет Цель: формирование умения определять значение эмоции «удивление» и воспроизводить.

МБДОУ ЦРР детский сад №16 Проект на тему: «Юрий Гагарин — первый в мире космонавт». Старшая группа 2014–2015 у. г. Цель проекта: Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Вызвать познавательный интерес о первом космонавте.

Конспект НОД познавательного развития во второй младшей группе общеразвивающего вида «Путешествие в космос» НОД познавательного развития во второй младшей группе общеразвивающего вида. Подготовила: воспитатель Шадрина Ирина Васильевна. 2015.

Опыт работы по использованию методики С. и Е. Железновых «Музыка с мамой» как здоровьесберегающей технологии В соответствии с современными требованиями одной из программ, которые я использую на практике по здоровьесбережению в детском саду, является.

План мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизмав МБДОУ «Дебесский детский сад №1» на 2014–2015 План мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в МБДОУ «Дебесский детский сад № 1» на 2014-2015 учебный год.

Программа для работы педагога-психолога на интерактивном столе в МБДОУ. Плюсы использования интерактивного стола Promethean Activ Table 1. Развитие положительной мотивации обучения. 2. Доступное использования.

Сценарий к 8 Марта Маму поздравляют малыши. Средний возраст — 8 детский сад компенсирующего вида Маму поздравляют малыши. Средний возраст – 8 детский сад компенсирующего вида Дети входят в зал под музыку в г. з., с колокольчиками в руках.

Тематический контроль в ДОУ «Состояние работы МБДОУ по здоровьесбережению» Тема: «Состояние работы МДОУ по здоровьесбережению» Цель: Изучение системы работы педагогов по оздоровительной работе. Возрастные группы:.

Встреча воспитанников МБДОУ МО г. Краснодар Детский сад №209 с поэтессой Т. Л. ВащенкоВстреча воспитанников МБДОУ МО г. Краснодар Детский сад №209 с поэтессой Т. Л. Ващенко 01.04.15. в любимой Игнатовке прошла встреча детей подготовительной к школе группы с кубанской поэтессой Тамарой Леонтьевной Ващенко..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Пушкин и музыка» (из опыта работы по применению нетрадиционных методов и форм обучения детей на музыкальных занятиях)
Опубликовано: 2 октября 2015 в 10:26
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД