Галина Дмитриевна Евсеева
«Пушкин и музыка» (из опыта работы по применению нетрадиционных методов и форм обучения детей на музыкальных занятиях)
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №2 «Детский сад общеразвивающего вида»
«Пушкин и музыка.
Нетрадиционные методы и формы обучения детей на музыкальных занятиях»
Составил:
музыкальный Руководитель
Евсеева Галина Дмитриевна
г. Кемерово 2015 г.
Публикация «„Пушкин и музыка“ (из опыта работы по применению нетрадиционных методов и форм обучения детей на музыкальных занятиях)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Опыт работы, практика
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Я хочу рассказать вам о моем Пушкине, вернее о своем понимании его творчества и как мне удается на музыкальны занятиях преподносить его поэзию с помощью музыки. Когда я сама была ребенком, то моему поколению посчастливилось увидеть телевизор лет так к десяти, а до этого лучшим другом, как нас учили, была книга. Мои друзья в те годы зачитывались Конан Дойлем, кое-кто уже заглядывал в Мопассана, а я подружилась с А. С. Пушкиным. При чтении книги каждый в своем воображении сам себе режиссер и актер, и зритель одновременно. Не так ли? Помните, у Пушкина есть короткое стихотворение:
«Золото и Булат»
«Все мое –сказало злато
Все мое – сказал Булат
Все куплю – сказало злато
Все возьму – сказал Булат»
Ну чем не сюжет для кинобоевика?
А вот завязка к сценарию фильма ужасов:
«Прибежали в избу дети
Второпях зовут отца
Тятя, Тятя наши сети
Притащили мертвеца».
Или еще хотите? – Что же?
Вместо вурдалака
В темноте пред ним собака
На могиле гложет кость».
Ужас, правда?
Теперь про любовь. Вот в розовых тонах эротический сюжет:
«Он, точно Он, Мария поняла,
Что в голубе другого угощала»
На музыкальных занятиях, на вечерах в нашей музыкальной гостиной «Золотая лира» предлагала детям просто представить себе давно ушедший мир: без водопровода, без тротуара, без телевизора и электричества. Всё это совсем не просто. Не нужно спешить, а лучше медленно разворачивать перед ними свиток прошедших дней. Пусть дети попробуют пережить это прошлое собственной кожей, почувствуют жар горящего камина и трепещущий свет канделябров.
Но самое трудное было даже не это, а понимание такого далекого от нас внутреннего мира ушедших людей. «Прекрасное должно быть величаво» - читаем мы у поэта.
Скажите, малышам не очень-то хорошо представить себе внутренний мир и современных им людей, а тут им предлагают нечто совсем неизвестное, так может не стоит этого делать? А дождаться пока дети вырастут? В школе, в старших классах заученно-бесцветно забубнят: «Мой дядя самых строгих правил…».
Признаюсь, посещали меня и такие сомнения. Ум-то еще в 5-6 лет не созрел, но необходимо что-то делать с миром чувств, с подсознанием, после будет поздно. Мы и так поздновато схватились и увязли в полукультуре. Пушкин помог мне своими строками:
«Пора мой друг, пора.
И каждый час уносит, частичку бытия…»
Думаю, надо спешить. Жизнь – это «не что-то», она возможность для чего-то. Вот и решилась я, на явленную мне возможность и вылились все начинания и наработки в данном опыте.
С чего начинаем мы учебный год – с праздника урожая.
1. Путешествие в осеннюю сказку «Вы поедете на бал?», где дети, гуляя в лесу, встречают ученого кота, который «ходит по цепи кругом». Кот предлагает детям приглашение на бал. Читаем: «Вам барыня, прислала…» Желание у детей едино : поедем! Выполняя условие приглашения (а это очень забавно и увлекательно) дети с приключениями добираются на осенний бал, встречая в лесу ещё и няню поэта – Арину Родионовну. Знакомятся с содержимым её чудесной корзинки, полной осеннего волшебства. К чему мы стремились:
Главная цель: развитие эстетического отношения к миру, к природе, своём отношении и месте в ней, развивать способность воспринимать чувственный облик явлений природы, как выражение внутренней жизни, в чем-то родственной человеку.
Задачи: научить детей видеть в конкретных чувственных признаках предметов и явлений, не внешние признаки, а выражение внутреннего состояния, настроения, характера, судьбы; создавать установку на такое восприятие мира в музыкально-эстетической деятельности.
Игры для развития художественных задач:
1. игра: «На что похоже? (поиски сходных признаков далеких друг от друга предметов и явлений. Камень и облако, мост и ветер) – отражает внутреннее состояние души «сомнение».
Опять же подсказывает Пушкин А. С. : «Старайся наблюдать различные приметы».
2. игра «Оживший предмет» (гриб из нянюшкиной корзины, в нем живет гном, например)
3. Музыкально-дидактическая игра : «Колокольчики» (разной формы и звучания) Описать характер и отношение с другими предметами. (колокольчик может подружиться с треугольником, как лес и река).
4. Музыкально-дидактическая игра : «Кто какую песенку поёт?» (спеть от имени, например, ручейка или дерева)
• Музыкально-литературная композиция «Руслан и Люмила» А. с. Пушкина на муз. М. Глинки (вечер слушания).
При повторном прослушивании роль музыковеда берет на себя ребенок.
Цель: развить способность вживаться в произведение.
Задача: чувствовать его (а не просто «своё») настроение.
• Новый год. Рождество. Парад масок (встреча с героями сказок А. С. Пушкина).
Главная цель: развитие художественного воображения детей посредством поэтического образа и музыки (языком поэзии и музыки, способность находить воспринимаемый образ (у каждого персонажа своё муз. сопровождение, создать звукоритмичный образ (с использованием муз. инструментов).
Задачи: научить детей выражать своё отношение, характер персонажа через музыкальный образ.
Игры:
-«Каким может быть, например, Балда?» (добрым, хитрым, смешным, сильным (шутка ли «веревкой море морщить, да вас поганое племя, корчить», но не злым (оценка детей импровизация, направляемая педагогом –показ образа.)
-Какая музыка подходит для работника Балды (когда он из моря чертей выгоняет) остановились на муз. К пьесе шекспира «Отелло» композитор Хачатурян «Венеция» (выбор сделан детьми).
-«Угадай-ка» (кто из сказок Пушкина самый смешной, глупый, добрый, грустный (подбор муз. образов путем проигрывания муз. руководителем на фортепиано, или прослушивания в аудиозаписи, подходящих для конкретных образов муз. произведений).
-Игровое задание: «что будет, если встретятся герои разных сказок А. С. Пушкина? (например, образ Балды с …Шамаханской царицей и кто кого перехитрит (это тебе не глупый царь Салтан, Балду не обманешь, никакими ласками не проведешь.)
Какой муз. инструмент подходит тому или иному персонажу?
А. С. Пушкин : «А я повеса вечно праздный, потомок негров безобразный».
• «Всё в ней гармония, всё диво» (8 марта)
(Воспевание женской красоты и явлений весенней природы в поэзии Пушкина).
И прекрасны вы некстати
И умны вы невпопад.
Главная цель: развивать способность воспринимать настроение, чувство, выраженье в поэзии и в музыке, заложить основы восприятия родства искусств, общности эмоционально-эстетического воздействия произведений разных видов искусства, дать детям элементарные знания и навыки восприятия, которые позволяют им ориентироваться в мире искусств.
Задачи: дать ребенку богатый опыт встреч с произведениями разных видов искусства, разных жанров; научить чувствовать и понимать эти различия, воспринимать эмоциональную атмосферу произведения, авторскую оценку бытия.
В этом разделе блока мы подбираем похожие друг на друга произведения из разных областей искусства (стихотворение, картинка, музыкальный отрывок).
Оживляет нашу картинку далекой эпохи приход прекрасной дамы с веером в длинном белом бальном платье под муз. Свиридова из муз. Иллюстрации к драме Пушкина «Метель», где от звучания скрипки, «душа волнуется и сердце болит» (высказывание детей).
Изящной ручкой дивный образ дамы берет статуэтку (маленькую копию той большой, что в Царском селе, где А. С. любили (чувствуете какой слог, любили отдыхать, сидя на скамейке перед статуей «девушка у разбитого кувшина», которая является еще и фонтаном.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой
Дева над вечной струёй, вечно печально сидит.
В этом фрагменте блока программы «Пушкин и Музыка» идет сопоставление простого и роскошного (будь то простой наряд крестьянки, или красочный - барышни). Вспомните повесть А. С. Пушкина «Барышня-Крестьянка». Сопоставление простого и роскошного (классического) р. н. п. «Матушка, что в поле пыльно» (исп. детьми) или романс на муз. Даргомыжского «Я вас любил» сл. А. С. Пушкина.
На данном этапе дети получают знания о различии вокальной и инструментальной музыки, понятие портретная живопись, скульптура, убранство залов той эпохи.
• «У Камелька» (повторная встреча с няней поэта, обзор и закрепление пройденного с внесением нового материала). Слушание двуголосия «Зимний вечер», понятие и отличие пения в унисон от многоголосного пения.
Знакомство с дирижерским жестом; пение а капелла (без муз. Сопровождения).
• «Лицейские годы поэта» (выпуск детей в школу)
Цель: развить способность находить воспринимаемый образ, научить создавать выразительную форму, уметь вживаться в произведение искусства, чувствовать его (а не просто своё) настроение.
Задача: говорить и действовать от имени героя, ожившего предмета.
Игровое задание:
1) «С великим-запросто» (представь себе, что по этой высокой лестнице (см. эскиз декорации «Лицейские годы») сейчас спустился сам А. С. Пушкин, что ты ему скажешь?
2) Театр вещей - что это такое? А. С. Пушкин в лицейские годы, да и на протяжении всей жизни писал вот таким пером (показ, окуная в чернильницу. Написал стихотворение «К моей чернильнице» :
Подруга думы праздной
Чернильница моя:
Мой век разнообразный
Тобой украсил я…»
А что чернильница может сказать в ответ, а другие предметы?
Здесь мы учим детей интонационно, пластически, мимически, с помощью музыки оживлять произведения живописи, или полюбившийся образ, или явление, состояние души в поэзии через музыку.
Например, у Пушкина «На холмах Грузии»
…Мне грустно и легко
Печаль моя светла
Печаль моя полна тобою…
Печаль то оказывается разной бывает, Очень хорошо, настроение светлой грусти, этих поэтических строк передает муз. Даргомыжского «Меланхолический вальс».
• «Что в имени тебе моём?» (день рождения А. С. Пушкина)
Экскурсия к памятнику поэта.
Самое главное, что хочется мне отметить, это то, что восприятие искусства, развивая творческое воображение детей, порождает самостоятельное творчество детей, а «творить - значит жить дважды» А. Камю.
Нам радостно видеть, как у наших детей в процессе обучения появляется чувство принятия самого себя, ощущение собственной значимости, ощущается интеллектуальный рост каждого ребенка, присутствие духа, развивается умение быть не похожим на других, без ущемления чувства самолюбия.
И пусть наши дети далеко не все станут музыкантами, но как личность они состоятся, в нашем веке. Но времена не выбирают, лихое время выбрало нас. Не станем отчаиваться, а послушаем, что говорит А. С. Пушкин :
Если жизнь тебя обманет
Не печалься, не сердись.
В день уныния смирись,
День веселья верь, настанет.
Сердце в будущем живет.
Настоящее уныло.
Все мгновенно, все пройдет.
Что пройдет, то будет мило.