ольга диброва
Педагогический проект «Тропинка в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
1. Актуальность
В течение последних трёх лет в нашем детском саду выстраивается модель коррекционно-развивающей деятельности, основными задачами которой являются:
создание команды единомышленников, куда вошли учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, медицинский персонал;
повышение профессионального уровня всех специалистов;
организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
Публикация «Педагогический проект „Тропинка в школу“» размещена в разделах
Ежегодно в сентябре в ДОУ проходит диагностика развития детей, т. е. комплекс мероприятий (наблюдение, анкетирование, тестирование, и др., которые помогают глубоко узнать ребёнка «во всех отношениях», определить исходные показатели психического и физического здоровья, двигательной подготовленности, объективные и субъективные критерии здоровья. Учёт возрастных и личностных особенностей обследуемого совместными усилиями педагогов и медицинских работников позволяет не только выявить имеющиеся у ребёнка проблемы, трудности, но и его потенциальные возможности. Результаты обследования служат основанием для определения зоны ближайшего развития каждого ребёнка (учитывая возрастные особенности, структуру дефекта, возможности ребёнка) и определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия. Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, так как логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. Это ставит нас, педагогов, перед необходимостью поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Кроме этого, развитие ребенка в его физическом и духовном становлении в огромной степени зависит и от участия родителей. А родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад.
2. Цель и задачи проекта
Цель: Создание условий для успешной адаптации детей к школьному обучению путём коррекции речевых нарушений, развития их мотивации и мотивации родителей на устранение речевых дефектов, развития социально активной личности.
Задачи:
обеспечение оптимальных педагогических условий для развития всех компонентов речи детей дошкольного возраста;
осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям и их родителям;
развитие творческого и социального самовыражения дошкольников.
воспитание у дошкольников духовности и гуманности, коммуникативности и ответственности, нравственности и волевых качеств.
Участники проекта
Дети старшего дошкольного возраста, посещающие дошкольное образовательное учреждение, имеющие в заключении ОНР и сопутствующие психические и неврологические проблемы и без проблем со здоровьем, родители воспитанников, педагоги и специалисты ДОУ, специалисты здравоохранения и службы отделения ранней помощи.
3. Ожидаемые результаты, критерии их оценки, ресурсное обеспечение
Реализация целей и задач предполагает достижение следующих результатов:
выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу;
повышение коррекционно-образовательного процесса;
повышение качества речевой и коммуникативной компетентности дошкольников;
повышение уровня заинтересованности родителей в результатах работы с детьми, активизация их педагогического потенциала и формирование эмоционального контакта родителей с детьми и педагогами;
развитие у дошкольников уровня самоконтроля, способностей чувствовать, понимать себя и другого человека.
Критерии оценки результатов
Отслеживание динамики развития дошкольников (игровые, тестовые методики, анализ продуктов детской деятельности);
Проведение анкетирования родителей и педагогов;
Наблюдение за воспитанниками, отслеживание эффективности использования методов по теме проекта (оперативные поверки по изучению планирования деятельности, посещение занятий, мероприятий с последующим анализом и консультацией и т. д.).
Реализация проекта осуществляется в течение одного учебного года.
Ресурсное обеспечение, имеющееся в наличии ДОУ:
Профессиональные кадровые ресурсы;
Организована работа логопункта;
Заключены договора о сотрудничестве с психологом и специалистами службы отделения ранней помощи и здравоохранения, МБОУ Краснозёрской СОШ №1, учреждениями культуры и дополнительного образования.
Создана соответствующая предметно-развивающая среда в ДОУ.
4. Этапы и механизм реализации проекта
Подготовительный этап (с 14.09. по 30.09.)
№ Мероприятия Сроки Ответственные
1. Тестирование 14 - 15. Учитель - логопед
Привлечённые специалисты
2. Диагностика 16 – 21. Учитель - логопед
Привлечённые специалисты
3. Распределение детей по группам звуков и звукопроизношению 22. Учитель - логопед
4. Проведение бесед с педагогами ДОУ, детьми и родителями по реализации проекта 23-25. Учитель - логопед
Специалисты ДОУ
5. Консультация для родителей «Сказка и театрализованная деятельность в системе коррекции дефектов речи». 28. Учитель - логопед
6. Консультация для родителей «Готовим ребёнка к обучению в школе».(папка – передвижка) 29. Учитель - логопед
7. Знакомство родителей и детей со структурой занятий «Актёрской мастерской». 29 - 30. Учитель - логопед
На подготовительном этапе после проведения анкетирования и диагностики была создана «Актёрская мастерская» для детей и родителей, целью создания которой было:
развитие речи детей и коррекция её нарушений;
развитие мотивационных устремлений ребёнка и родителей на исправление речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники - конкурсы;
развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально – личностной сферы.
развитие эстетических способностей.
Структура занятий «Актерская мастерская»
упражнение на развитие произвольного зрительного и слухового внимания, памяти, саморегуляции поведения;
на развитие техники речи;
музыкально – пластические упражнения;
театральные упражнения и этюды.
Основной этап (с 01 октября по 15 мая)
№ Мероприятия Сроки Ответственные
1. Знакомство детей с театральной культурой, с устройством театра, культурой поведения в театре. В течение проекта Учитель – логопед
воспитатели гр.
2. Игровые занятия, занятия – путешествия, игры и упражнения на развитие фонематического слуха, чтение русских народных сказок, встречи в музыкальной гостиной, игры-беседы, коммуникативные игры.
В течение проекта Учитель – логопед
воспитатели гр. специалисты ДОУ.
3. Театральные игры: «Тень», «Весёлые обезьянки», «Стульчики».
В течение проекта Учитель – логопед
воспитатели гр.
4. Культура и техника речи: «Эхо», «Звериные скороговорки», «Мяч эмоций». В течение проекта Учитель – логопед
5. Ритмопластика В течение проекта Учитель – логопед
Специалисты ДОУ
6. Проведение игры - цепочки загадок «В гостях у сказки». Февраль Учитель – логопед
Диброва О. А.
7. Работа над спектаклем «Колобок - недопечённый бок». Март Специалисты ДОУ
8. Работа с родителями. Семейный речевой праздник «Говорилки». Апрель Учитель – логопед
9. Экскурсия в музей. Выставка: «Сюжеты сказок из лоскутов» Апрель Воспитатели
10. Индивидуальная работа. Подготовка спектакля «Сказка о весёлом язычке» :
• работа родителей с детьми над сочинением логосказок о язычке). Апрель – Май Учитель – логопед
Специалисты ДОУ
11. Подготовка оборудования, реквизита, поделок, костюмов Апрель – Май Учитель – логопед
воспитатели и специалисты ДОУ, родители
12. Домашнее задание (работа с родителями). Конкурс рисунков и поделок «В мире сказок». Апрель – Май Учитель – логопед
воспитатели гр.
13. Проведение семинара -практикума для родителей «В городе звуков Совушки-совы», тренингов, консультаций. В течение проекта Учитель – логопед, педагоги ДОУ и приглашённые специалисты
В начале второго этапа при содействии специалистов службы отделения ранней помощи организуется работа семейного клуба «Речевая полянка». Нетрадиционная форма организации семейного клуба повышает интерес родителей к вопросам воспитания, обучения и развития детей. Занятия в клубе проводятся один раз в два месяца. На них обязательно проводятся практические занятия.
План работы семейного клуба «Речевая полянка»
Наименование мероприятия Сроки
1. «Давайте познакомимся»
Анкетирование: «Что я знаю о ребёнке»
Сочинение родителей: «Дорогой мой человек»
Организационное родительское собрание: (результаты обследования речи детей, направления коррекционной работы)
Индивидуальное консультирование: «Пути решения проблем в речевом развитии» октябрь
2. «Давайте изучать вместе»
Семинар-практикум: «Подготовка органов артикуляции к постановке звуков»
Беседа об особенностях речевого развития: «Научите меня говорить правильно»
Просмотр видеозаписей: «Ребенок в ДОУ и семье» комментарии декабрь
3.«Школа почемучек»
«Круглый стол» вопросов и ответов - полезные советы и рекомендации специалистов по проблемам воспитания и обучения детей.
Выставка методической литературы и дидактических игр
КВН: «Занимательное азбуковедение» февраль
4.«Давайте играть вместе»
Консультация: «Игры и упражнения на развитие речи детей».
Практические занятия: пальчиковые, словесные, театрализованные, музыкальные игры, упражнения на развитие речевого дыхания.
Конкурс логосказок «Весёлый язычек». апрель
5. «Наши успехи»
Праздник: «Говорилки»
Круглый стол: Подведение итогов совместной деятельности, обсуждение плана дальнейшей работы клуба, рекомендации на летний период май
Заключительный этап: (с 15 по 31 мая)
№ Мероприятия Сроки Ответственные
1. Презентация проекта :
- Проведение детского праздника «Театральная неделя»
- Музыкально – логопедическая сказка ««Колобок - недопечённый бок»» 24 -28 Учитель – логопед, педагоги и родители.
2. Диагностика
10 - 19 Учитель – логопед
3.
Анкетирование 10- 19 Учитель – логопед
Педагоги и специалисты ДОУ
4. Оформление фотовыставки – панорамы: «Наши успехи» 28– 31 Учитель – логопед, педагоги и родители
Рекламно – информационные мероприятия:
№ Мероприятия Сроки Ответственные
1. Приглашения для родителей, спонсоров, специалистов учреждений В течение проекта Учитель – логопед
Воспитатели и специалисты
2. Выпуск листовок, буклетов для родителей В течение проекта Учитель – логопед
Воспитатели и специалисты
3. Информирование родителей о ходе реализации проекта через папки-передвижки, печатные издания В течение проекта Учитель – логопед
Воспитатели и специалисты
5. Итоги реализации проекта
Одним из средств реализации проекта стали разработанные музыкально – логопедические сказки, коммуникативные и социальные игры. Занятия и игры были предназначены для детей, посещающих разновозрастную группу детского сада с 5 до 7 лет, где 10 воспитанников имели в заключении ОНР и сопутствующие психические и неврологические проблемы. Данные игры и занятия были направлены на речевое развитие детей и их социализацию в окружающем мире. В результате комплексной работы только один ребёнок выпущен в школу с ОНР из-за длительных пропусков ДОУ, остальные с хорошим уровнем речевой, коммуникативной и социальной компетентностей. В результате реализации проекта «Тропинка в школу» родители, проявлявшие скептицизм по отношению к проекту, по окончании реализации его реализации не скрывали гордости за своих детей. В группе дети стали относиться друг к другу внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций.
Особое внимание при реализации проекта уделялось работе с родителями. Для них были подготовлены и проведены специальные открытые занятия, семинары-практикумы, тренинги, консультации. На протяжении реализации проекта родители были активными участниками и помощниками педагогов и детей. Принимая участие в совместной деятельности, родителям удаётся почувствовать те трудности, которые возникают у детей в процессе формирования речи. У них появляется желание помочь своему ребёнку, а самое главное создается эмоциональный контакт между ними. Во время проведения совместных занятий, семинаров – практикумов дети и родители обучаются приёмам артикуляционной и пальчиковой гимнастики, самомассажу кистей рук, гимнастики для глаз и для дыхания, овладевают навыками релаксации, получают определённые знания и умения, необходимые для постановки звуков.
С уверенностью могу сказать, что данная система работы вызывает у детей и родителей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой, социальной и коммуникативной компетентностей воспитанников, имеющих в заключении ОНР и сопутствующие психические и неврологические проблемы. Надеюсь, что наш опыт работы поможет коллегам – практикам в совершенствовании взаимодействия с семьями с целью коррекции детско-родительских отношений, формирования у дошкольников речевой, социальной и коммуникативной компетентностей, позволит и детям и взрослым раскрепоститься, научит их общаться друг с другом, повысит эмоциональный настрой, сплотит семью.