Нина Полозова
«В школу — с радостью!» Практико-ориентированный проект
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Мотивационная готовность к школе является важнейшей составляющей развития личности ребенка 6-7 лет. Поступление ребенка в школу связано с возникновением очень важного новообразования – внутренней позиции школьника. Это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе. Это такое отношение к школе, которое переживается ребенком, как его собственная потребность «Хочу в школу».
Публикация «„В школу — с радостью!“ Практико-ориентированный проект» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки. Причем «оценка» и «пятерка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребенок уверен, что будет хорошим учеником, т. к. видел, что мама купила для него все необходимое к школе. Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Не только педагогам известно, как трудно научить чему-то ребенка, если он сам этого не хочет. Чтобы ребенок успешно учился, он должен сам стремиться к новой школьной жизни, к серьезным занятиям, ответственным поручениям. На появление желания учиться влияет отношение близких взрослых к учению как к важной деятельности, более значимой, чем игра. Влияет и отношение других детей, возможность подняться в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Если ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу, то есть если у него появилась познавательная потребность и потребность в общении с взрослым на новом уровне, говорят о сформированности внутренней позиции школьника.
Практический опыт психологических исследований показывает, что в настоящее время у большого числа будущих первоклассников мотивационная готовность к школе, внутренняя позиция школьника сформирована недостаточно. Поэтому у детей нет желания учиться, стремления быть хорошим учеником, отсутствует положительное отношение к школе.
Проблема
Мониторинг готовности детей к школьному обучению показывает, что подобные проблемы имеют место и у нас.
Показатели мотивационной готовности у детей подготовительных групп
Учебные года Мотивационная готовность (%)
Начало года Конец года
высокий средний низкий высокий средний низкий
2011-2012 39 39 22 58 22 20
2012-2013 26 46 28 48 32 20
2013-2014 22 59 19 38 51 11
2014-2015 35 49 16 38 57 5
В тех случаях, когда внутренняя позиция школьника не сформировалась, ребенок может переживать эмоциональное неблагополучие: ожидание неуспеха в школе, плохого отношения к себе, боязнь школы, нежелание посещать ее. А это часто влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности. В связи с этим и разработан данный проект.
Гипотеза: проведение целенаправленной и систематической работы по повышению уровня мотивационной готовности к школе поможет сформировать у детей подготовительной группы «внутреннюю позицию школьника» и устойчивое положительное отношение к школе.
Цель проекта: повышение уровня мотивационной готовности к школе детей подготовительной группы.
Задачи:
1. Формирование правильных представлений и общего положительного отношения к школе и учению.
2. Формирование интереса к новому школьному содержанию знаний.
3. Ориентация дошкольников на «школьную» организацию деятельности и поведения.
4. Признание роли и авторитета учителя.
Участники проекта: дети подготовительной группы, психолог, воспитатели подготовительной группы, родители.
Продолжительность проекта: с января по май (долгосрочный).
Ожидаемый результат: сформированность у детей подготовительной группы позитивной мотивации к школьному обучению.
Продукт проектной деятельности: альбом «Расскажу о школе»
Основные направления реализации проекта:
1. Организационный этап.
• Сбор и анализ информации по данной проблеме.
• Изучение теоретических и методических основ подготовки ребенка к формированию «внутренней позиции школьника».
• Проведение диагностики мотивационной готовности детей к школьному обучению на начало реализации проекта и его окончание.
• Постановка проблемы.
• Составление плана мероприятий.
• Составление программы занятий с детьми.
• Составление плана взаимодействия с семьями воспитанников.
2. Основной этап.
•опрос детей на тему «Что я знаю о школе» и «Что я хочу узнать о школе?»
•видео – интервью «Хочу ли я в школу»
•проективный рисунок «Как я представляю себя в школе»
•диагностическое упражнение «Школа для животных»
•проведение сюжетно-ролевых, словесных и дидактических игр на школьную тематику («Я портфель – а ты кто?», «Я класс – а ты кто?», «Я школа - а ты кто?», «Поскорей ответь дружок – какой следующий урок?», «Ваню в школу провожать – надо нам поколдовать» и т. д.)
•проведение экскурсий к зданию школы и в школу
•рисунки детей на темы «Здание школы», «Школьный двор», «Спортивный зал», «Класс», «Столовая», «Моя будущая учительница», «Школа моей мечты» (после посещения школы)
•Чтение художественной литературы о школьной жизни;
•Заучивание стихов;
•Знакомство с пословицами и поговорками
•Отгадывание загадок
•Психологический тренинг для будущих первоклассников
•Оформление иллюстративного альбома для рассматривания, отбор художественной литературы и т. д.
•Приглашение выпускников ДОУ в детский сад
•Приглашение учителя начальных классов в гости к будущим первоклассникам
•Рассказы воспитателей из своего личного опыта: об интересных историях, приключившихся в школе, учителях, одноклассниках (причем только о положительных или смешных случаях)
•Семинар-практикум для родителей «Игры для подготовки детей в школу»
•конференция для родителей «Подготовка детей в семье к школьному обучению» (Упр. ДОУ 2007,1 стр. 99)
•тренинг для родителей будущих первоклассников
•анкетирование родителей «Расскажи о школе»
•анкетирование родителей «Готов ли я отдать своего ребенка в школу?»
•анкетирование родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе
•рисунки родителей «Как я представляю своего ребенка в школе»
•письмо-напутствие «Моему сыну (дочке)»
•оформление уголка «Мои родители учились в школе»
•презентация «Моя мама (папа) в школе»
•оформление папки-передвижки «Рекомендации родителям будущих первоклассников»
•устный журнал на темы: «Ваш ребенок – будущий первоклассник», «Восемь советов будущему первокласснику»
•консультация «Леворукий ребенок»
•консультация «Готовим руку к письму»
•семинар – практикум «Роль семьи в подготовке детей к школе»
3. Заключительный этап.
•выпуск альбома «Расскажу о школе»;
•мультимедийная презентация проекта «В школу – с радостью!»