Ирина Фомина
Информационно-творческий проект «Скоро в школу я пойду»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка»
г. Тайшет.
Информационно-творческий проект
«Скоро в школу я пойду!»
(долгосрочный, групповой)
Длительность: февраль-апрель
Актуальность: Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).
Публикация «Информационно-творческий проект „Скоро в школу я пойду“» размещена в разделах
- Проекты
- Проекты творческие
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы : «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».
Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.
Таким образом, все это может быть отражено долгосрочном проекте «Скоро в школу я пойду!». Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Цель:
• формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников.
• создание условий для информированной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.
Задачи:
• способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, чтобы узнать много нового и уметь учится);
• формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
• продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;
• способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;
• продолжать повышать уверенность в себе, самостоятельность и адекватную самооценку;
• снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;
• повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели ДОУ, родители.
Предполагаемый результат:
• формирование у детей мотивационной готовности к школе;
• расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике;
• благоприятное течение адаптационного школьного периода.
• освоение новых форм взаимодействия педагогов и родителей;
• повышение педагогической компетентности всех участников проекта;
• обмен положительным опытом подготовки ребенка к школе;
• достижение высоких показателей адаптации детей в первом классе, успешность детей в школе, высокая активность родителей в решении задач обучения и воспитания детей.
Подготовительный этап – «Круг проблем»
• изучение научной и методической литературы по теме проекта;
• диагностика;
• анкетирование родителей;
• планирование образовательной деятельности;
• комплексный план действия педагогов ДОУ и родителей;
• разработка методических материалов для обеспечения педагогического процесса;
• подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности.
Основной этап – «Копилка идей» (реализация проекта)
Месяц Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействия с родителями и учителями начальных классов
Образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
февраль Выставка иллюстративных книг школьной тематики и чтение произведения «Фидиппок» Л. Н. Толстого
Беседа «Будьте добры» (вежливые слова в жизни будущего школьника)
Цель: приучать детей к самоконтролю своего поведения.
Рассматривание иллюстративных книг. Просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до 10»
Цель: формировать представления детей о важности умения считать.
Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о школе.
Беседа с детьми «Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе»
Цель: создание положительных установок на школу.
Игра – соревнование «Скоро в школу» (игры, эстафеты и т. д.) «Будь готов!» (акцент на организацию режимных моментов, сборы на прогулку, подготовка к игре, совместная деятельность и т. д.)
Загадывание загадок, чтение пословиц о школе.
Цель: учить детей отражать свои впечатления в речи и в рисовании. Издание книжки «Загадки из портфеля» Просмотр мультфильма «Остров ошибок»
Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе.
Продуктивная деятельность «Книжки – малышки» (о школьных принадлежностях)
Цель: развитие творческих способностей.
Сюжетно – ролевая игра
«Детский сад»
Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада. Совместное с детьми чтение книг о школе дома.
Оформление папки – передвижки для родителей
«Какие стороны готовности к школе особенно важны»
март Интегративное занятие
(музыкально – художественная деятельность и рисование)
«Школьный день».
Оформление выставки детских рисунков «Что тебе понравилось в школе» (на основе личных знаний – экскурсия)
Цель: отразить свои впечатления в рисунке, способность выработке желания учиться в школе.
Рассматривание картины «Школа»
Цель: расширять представления детей о школе.
Беседа: «Профессия – учитель»
Цель: расширять знания детей о профессии учителя, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Заучивание стихотворений, чтение рассказов о школе.
А. Линдгрен «Пеппи-длинный чулок», Н. Носов «Незнайка учится», В. Губарев «Королевство кривых зеркал»
Цель: развивать выразительность речи. Побуждать дошкольников к самостоятельности Рассматривание школьных принадлежностей.
Цель: познакомить детей со школьной атрибутикой, её назначением.
Игра «Собери портфель»
Цель: закрепить знания детей о назначении школьных предметов.
Игра «Что лишнее?» (школьные принадлежности и другие предметы)
Цель: активизация словаря, классификация предметов, развитие речи.
«Мы будущие школьники»
Цель: формировать установки на ответственное выполнение правил поведения школьников.
Интеллектуальная игра: «Умники и умницы»
Цель: упражнять дошкольников в умении рассуждать на различные темы, побуждать самостоятельно находить решение поставленной задачи.
Сюжетно – ролевая игра «Школа»
Цель: воспитывать желание принять позицию школьника – ученика, развитие доброжелательных отношений.
Просмотр мультфильма «Наш друг Пишичитай»
Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе.
Продуктивная деятельность «Закладки для книг»
Цель: развитие конструктивных навыков, творческих способностей.
Дидактические и настольно – печатные игры школьной тематики :
- «Слоговые домики»
- «Числовые домики»
- «Логический поезд»
- «Лёгкий счет» и т. д.
Дидактическая игра «Собери портфель»
Цель: закрепление знаний о школьных принадлежностях, развитие внимания.
Сюжетно-ролевая игра «Я-учительница»
Цель: расширение знаний детей об обучении в школе, уметь подчинять свои желания детям.
Подготовка консультации для родителей
«Подготовка детей к школе»
«Советы для родителей», дети которых готовятся к школе
Апрель
Ситуации ОБЖ «Телефоны помощи», «Я упал!», «Незнакомый мне человек»
Цель: побуждать самостоятельно находить решение в данной ситуации.
Беседа «Как построить свой день»
Составление режима дня.
Игра-соревнование между детьми подготовительных групп «Как мы готовы к школе»
Цель: воспитывать умение детей осознанно подчиняться установленным правилам Встреча с учениками – выпускниками детского сада. (Рассматривание портфеля, книг, тетрадей, пенала и т. д.)
Игра – путешествие «Я иду из дома в школу» по плану-схеме.
Беседа о правилах поведения в школе
Вечер загадок «Скоро в школу»
Цикл обучений «Начало мудрости» (анализ и заучивание пословиц) Сюжетно-ролевая игра «Школьники»
Цель: применять в игре полученные знания, закрепить правила поведения
Создание пособия «Что мне в школе пригодится»
Цель: развитие творческих способностей
Продуктивная деятельность «Карандашница» (оригами)
Сюжетно-ролевая игра «Школьная библиотека»
Цель: ….
Режиссерские игры «Школьная переменка», «Наш класс»
Продуктивная деятельность рисование «Когда я вырасту, я буду…»
Цель: развивать умение отражать свои впечатления в рисунке.
Анкетирование родителей «Готов ли ребенок к обучению в школе»
Семинар-практикум «В семье первоклассник»
Подготовка консультаций для родителей
«А вы готовы к школе?»,
«Родителям будущих первоклассников»
Заключительный этап - «Никогда мы не забудем наш любимый детский сад»
• фотовыставка – отчет «Мы хотим в школу»
• презентация проекта
• развлечение «Прощай детский сад. Здравствуй, школа!»