Ольга Зубарева
Педагогический проект «Построение индивидуальной траектории развития ребёнка в свете ФГОС дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ «ДС №11 «Ромашка», Томская обл. г. Стрежевой
Актуальность
В условиях современной ситуации в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится принцип индивидуализации, где основными задачами является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды.
Публикация «Педагогический проект „Построение индивидуальной траектории развития ребёнка в свете ФГОС дошкольного образования“» размещена в разделах
Возникает противоречие: с одной стороны ФГОС предполагает необходимость создания благоприятных условий для развития у детей способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, с другой отсутствие системы работы по индивидуальному сопровождению развития ребёнка с признаками одарённости.
Таким образом, стандарт ориентирует работников дошкольного образования на становление системы личностных смыслов ребёнка, так как индивидуализация образования предполагает обращение к опыту и ценностным смыслам деятельности ребёнка, к созданию личного творческого образовательного продукта. Поэтому задачей педагога ДОО становится переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка.
В связи с этим возникает проблема:
• недостаточно разработаны содержание, этапы и формы организации работы в ДОО, направленные на зону ближайшего развития каждого ребёнка
• реализации индивидуального подхода в массовом образовательном учреждении: как достичь поставленных перед педагогами благородных целей, одновременно обучая всех по - разному!
Гипотеза
Мы считаем – если разработать индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с признаками одарённости, то это позволит повысить личностный уровень одарённости у детей дошкольного возраста.
Объект исследования:
Целостный педагогический процесс в ДОУ
Предмет исследования:
Познавательные процессы детей
Предмет проекта:
Структура индивидуального маршрута ребенка
Цель проекта:
Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника.
задачи проекта:
Проанализировать исходную педагогическую ситуацию.
Изучить современную методическую литературу по теме.
Составить психолого-педагогическую характеристику на каждого ребенка.
Разработать структуру индивидуального образовательного маршрута ребенка.
Создать психолого-педагогические условия для развития детей в соответствии с их возрастными особенностями, так как маршрут его индивидуальной образовательной траектории проектируется с учётом зоны ближайшего развития личности, индивидуальных особенностей, способностей и возможностей и в итоге согласовывается с родителями.
Формировать предпосылки к УУД.
Разработать методы и критерии оценки эффективности реализации проекта.
Повысить уровень доверия родителей к детскому саду и активность участия родителей в педагогическом процессе через совместную деятельность.
Создать условия для расширения социокультурных связей.
Срок реализации проекта: 1год
Участники проекта:
Дети, с признаками одаренности;
Педагоги, специалисты (педагог-психолог, учитель изо, музыкальный руководитель);
Работники социально-культурной связи (музыкальная школа, художественная школа, школа №5, ЦДОД, музей)
Предполагаемый продукт проекта:
Разработанные рекомендации для педагогов по организации образовательной деятельности с целью развития у детей предпосылок одаренности.
Разработанные рекомендации для родителей.
Методическое пособие по построению индивидуальной траектории развития ребенка в свете ФГОС дошкольного образования.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
• Постановка целей, определение актуальности значимости проекта;
• Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты);
• Организация условий для развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;
Основной этап
– путём наблюдения и анкетирования родителей выявляется личностный потенциал ребёнка;
– составляется подробная ресурсная карта образовательного пространства ребёнка (развивающая среда в ДОО и семье, кружковая деятельность в детском саду и возможности дополнительного образования);
– изучается образовательный запрос родителей и самих детей;
– формируется план карта индивидуального образовательного маршрута ребёнка с признаками одарённости (взаимосвязь всех образовательных модулей);
– составляется план-сетка образовательной деятельности ребёнка с фиксированием целей, задач, содержания, методов и приёмов работы, планируемого результата, путей интеграции образовательных областей;
– проводится мониторинг образовательных и творческих достижений ребёнка;
– составляется план консультаций и посещения узких медицинских специалистов с целью поддержки организма ребёнка;
– проектируется портфолио самореализации ребёнка;
– разрабатывается аттестационный материал по отслеживанию личностного роста ребёнка в течение учебного года;
– разрабатывается система поощрений достижений ребёнка, рефлексия.
Заключительный этап
Анализ и презентация результатов проекта
Методическое обеспечение проекта
Материалы для проведения занятий, исследовательской деятельности
Рекомендации воспитателям и родителям «Особенности познавательного развития детей с признаками одарённости»
Анкеты для родителей и педагогов по выявлению личностного потенциала ребёнка
Консультации и памятки для педагогов и родителей «Что такое одарённость?», «Виды одарённости», «Выявление одарённости у детей дошкольного возраста»
Диагностический инструментарий
Консультации узких специалистов