Юлия Васильева
Индивидуальные образовательные траектории развития детей младшего возраста в образовательном проекте «Чудесное лукошко»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Чудесное лукошко"
Цель: Формировать знания детей об овощах, их пользе и применении.
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе детско-взрослого образовательного проекта "Чудесное лукошко".
Задачи:
- обогатить представления детей об овощах (томат, тыква, баклажан, свёкла, лук, капуста, и т. д.).
- обогатить словарь детей за счё т обозначения качеств овощей: вкуса, цвета, величины, и т. д.
Публикация «Индивидуальные образовательные траектории развития детей младшего возраста в образовательном проекте „Чудесное лукошко“» размещена в разделах
- развивать связную речь через составление описательного рассказа об овощах.
- воспитывать у детей культуру поведения за столом при дегустации блюд.
Тип проекта : информационно-творческий.
Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Этапы реализации:
- подготовительный
- основной (практический)
- заключительный
В ходе проекта мною велись наблюдения за Настей В. и Даниилом К. Срок реализации проекта 2 недели.
При выборе темы использовала следующие приё мы:
I. Мотивация "Играя в своём уголке девочки готовили обед и вели разговор об приготовлении овощей. Я попросила их может быть, вы расскажете всем об этом"?
Исходя из ответов детей можно сделать вывод, что дети в недостаточной степени имеют полное представление об овощах, где они растут, чем они полезны и в каком виде их можно кушать.
2. Модель трёх вопросов
Что мы знаем про это?
- Я знаю морковку, она мне нравится. (Даня К.)
- Овощи это лук. (Даня К.)
- Овощи растут на грядке и их кушают. (Настя В.)
- У бабушки в огороде растёт картошка, капуста и морковь и всё. (Настя В.)
Что мы хотим узнать?
Зачем нужно кушать овощи? А помидор это овощ или фрукт? (Даня К.)
Что можно сварить из овощей? Чем полезна морковь? (Настя В.)
Как мы узнаем?
Спрошу у воспитателя (Даня К.)
Спрошу у бабушки (Настя В.)
Вывод:
Дети недостаточно знают об овощах.
Дети не знают о пользе овощей.
У детей нет представления о свойствах овощей и их роли в жизни человека.
Данную "Модель трёх вопросов" повесила в приёмной, чтобы родители продолжали разговор с детьми, удивлялись их знаниям, вопросам. Мы предложили родителям включится в образовательную деятельность и попросили их:
- принести книги (худ. лит-ру, энциклопедии и др., раскраски;
- принести картинки, натюрморты;
- овощи и поделки из овощей для выставки;
- настольные игры, мозайки, лото;
- совместно с детьми приготовить блюдо из овощей;
24.09 (Ю. Е.)А мы с мамой капусту тушили с морковкой (Настя В.)
- рассматривать овощи на иллюстрациях, в книгах, журналах и т. д. ;
- учить стихи, отгадывать загадки об овощах;
20.09 (Ю. Е.) Бабушка научила меня загадке, - "Сто одёжек и все без пуговиц" отгадайте. (Даня К.)
Таким образом при участии родителей в группе была создана предметно-развивающая среда.
Обсуждение цели и задач с детьми и родителями воспитанников.
Из общего обсуждения темы, из заполнения "Модели трёх вопросов" появилась основа плана - как по содержанию, так и по видам деятельности.
Разработка и накопление методического материала по проблеме.
II. На втором этапе работы происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний детей об овощах.
Образовательная область "Познание"
- развитие познавательной активности детей через рассматривание иллюстраций, рассматривание книг;
- проведение игр: "Вершки и корешки", "Найди лишнее";
- находили сходство и различие по основным признакам (запах, внешний вид, тактильным ощущениям).
Образовательная область "Художественное творчество"
- развитие творческого воображения через продуктивную деятельность (рисуем овощи, учимся лепить, с родителями дома делают поделки из овощей).
Образовательная область "Коммуникация"
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми в познавательно- исследовательской, игровой и продуктивной деятельности;
- развитие коммуникативных качеств через коллективную деятельность, игровые ситуации ("Что в мешочке?", "Формы", театрализованную деятельность "Репка".
Образовательная область "Социализация"
- обеспечить эмоциональное благополучие детей;
- воспитывать бережное и заботливое отношение детей к овощам :
* беседа на тему: "Где растут овощи и как за ними ухаживать";
* рассказ " Чем полезны овощи";
* беседа "Как заготовить овощи на зиму";
* подбор дидактических игр (один - много, лото - овощи, узнай по описанию, назови ласково).
Образовательная область "Художественная литература"
- чтение рассказов, худ. лит-ры (А. Прокофьева "Огород", К. Тангрыкулиева "Картошка", "Свёкла", русская народная сказка "Вершки и корешки");
- отгадывание загадок об овощах.
25.09 (Ю. Е.) А мне мама целую книгу с загадками купила. Я её принесла. Почитайте. (Настя В.)
Образовательная область "Музыка"
- вождение хороводов;
- пение песни "Урожай собирай".
Образовательная область "Физкультура"
- подвижные игры.
Для поддержания интереса детей к теме ежедневно каждая зона пополнялась новым методическим материалом:
- схемы рисования овощей;
- схемы лепки овощей;
- раскраски с овощами;
- новые книги и т. д.
Тем самым дети открывали для себя много нового и интересного.
В ходе и результате совместного обсуждения идей во время группового сбора определяются области интересов детей, что помогает своевременно реагировать на них.
III. На третьем этапе оформили результат проекта в виде выставки :
- организация и участие в выставке "Лучший овощ";
- информационный стенд : "Овощи в лукошке";
- развлекательный праздник "Загадки с грядки".
Результаты реализации проекта :
Ежедневные игры, общение, участие в совместных играх обеспечили каждому ребёнку возможность реализации его компетенций, приобретения и демонстрации начал ключевых компетентностей.
Социальная - умение устанавливать и поддерживать отношения со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
23.09 (Ю. Е.) Послушайте. Я тоже принесла книгу об овощах. Алина хочешь посмотреть. (Настя В.)
Коммуникативная - возможность понимать речь, стремления сделать свою речь понятной.
25.09 Я думаю что это баклажан. Он синий. А это конечно морковка она оранжевая. (Настя В.)
27. 09 В течении целого дня Даню волновал вопрос: "А помидор это овощ?". Он многократно в течении дня подходил ко мне с этим вопросом. И в конце дня он сказал: "Я сегодня узнал от Ю. Е. что помидор это овощ".(Даня К.)
Деятельностная - способности поставить цель, спланировать и осуществить результативное действие индивидуальное или совместное.
Дети лепили из пластилина овощи. Для наглядности были представлены пластмассовые овощи.
01.10 Сначала дайте я выберу овощ, а потом возьму пластилин. (Даня К.)
01.10 (Ю. Е.) Смотрите я сначала колбаску сделала, а потом из неё слепила баклажан. Я маме покажу. (Настя В.)
Здоровьесберегающая - умение самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья.
04. 10 На прогулке Дима собирал листики и начал грызть ноготь. - Не надо пальцы в рот брать, они грязные. (Настя В.)
02.10 Перед обедом Г. В. накрывает на столы и спрашивает детей все ли помыли руки. - Я всегда мою руки перед обедом. (Даня К.)
02.10 Лиза давай я тебе массаж сделаю, что бы не болела. (Настя В.)
24.09 Я люблю лук, он полезный. Чтобы не болеть надо его есть. (Даня К.)
Информационная - умение находить, применять и хранить информацию.
26.09 Это капуста. Она зелёная. У неё много листьев. А ещё её едят, она полезная, мне мама говорила. (Настя В.)
30.09 Когда я был у бабушки в Шимске я видел картошку. Она в земле растёт. Я пюре люблю из неё. (Даня К.)
Из всего вышеуказанного можно сказать о результате работы с детьми по теме проекта следующее :
- расширен кругозор детей об овощах;
- сформирована любознательность, творческие способности детей, познавательная активность, коммуникативные навыки;
- дети вместе с родителями познавали овощи.
В процессе реализации проекта я наблюдала за детьми Настей В. и Даней К. Проведя наблюдения я сделала вывод.
Даня общительный мальчик, очень любопытный, постоянно задаёт вопросы. Его всё интересует, легко идёт на контакт, не боится подойти ко взрослому и спросить. При планировании педагогической деятельности с Даней, нужно обратить внимание на формирование деятельностной компетентности. Если он начинает какое-то дело и у него не получается, то он это бросает. Ему сложно что-то делать со своими сверстниками. В случае того если ему что-то не дают, он не пытается договорится, а отбирает.
Для работы с ним:
- организовать совместные игры;
- подвижные сюжетно-ролевые игры;
- беседы по нравственным темам, худ. лит-ры;
- выбор мотивации;
- разноуровневые задания.
Наблюдения за Настей показали, что наиболее успешно идёт информационная компетентность. Она легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками. Девочка очень сообразительная. Постоянно всё спрашивает и интересуется, задаёт много вопросов. Смотрит книги, просит почитать. Мама также отмечает что Настя обо всём спрашивает, просит включить ей телепрограммы про животных. В ходе проекта приносила книги, загадки. Также вместе с мамой сделали поделку "Чеполино".