Бакулина Алена
Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.
Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» : «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».
Публикация «Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете ФГОС ДО» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение.
Задачи экологического воспитания.
Реализация Программы детского сада и образовательной деятельности с детьми, как предусмотрено в Стандарте, осуществляется через особые структурные единицы - образовательные области, которые представляют собой «определенные направления развития и образования детей». Рассмотрим, каким образом система экологического воспитания детей может быть оеализована на практике через обозначенные в ФГОС ДО образовательные области.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает следующие разделы: неживая природа-среда жизни растений, животных, человека; многообразие растений и их связь со средой обитания; многообразие животных и их связь со средой обитания; рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания; жизнь растений и животных в сообществе; взаимодействие человека с природой. Таким образом через область Познавательное развитие дети получают знания из области естествознания.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Выращивая растения, ухаживая вместе со взрослыми за обитателями уголка природы, дети усваивают моральные и нравственные ценности, познают труд.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Наблюдение красивых явлений, объектов природы побуждают детей к художественно-творческой деятельности.
Образовательная область «Физическое развитие». Эта область также связана с экологическим воспитанием, но совершенно иным способом – через предметно-развивающую среду, в котором живут дети в детском саду.
Во ФГОС ДО подчеркивается : «Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации программы» такая предметная среда должна создавать условия для общения и совместной деятельности детей, детей и взрослых, она должна быть содержательно насыщенной, доступной и безопасной.
Краткая характеристика «экологического пространства» в помещениях и на территории ДОУ.
• Групповой уголок природы включает разнообразные комнатные растения (напольные, настенные, в торшерах).
• Комната природы, или зимний сад, или кабинет природы находятся в отдельном помещении детского сада, в них может содержаться большое разнообразие живых объектов : крупные растения, декоративные птицы в вольерах, различные водные обитатели в больших аквариумах.
• Экологический музей (музей природы) находится в отдельном помещении, содержит коллекции объектов неживой природы, макеты, панорамы природных ландшафтов и экосистем, географические карты, фотографии, рисунки.
• Озеленении внутреннего пространства детского сада: групп, коридоров, холлов, кабинетов. Напольные и настенные растения могут быть везде, где есть хорошее естественное освещение (не должно быть только колючих и ядовитых растений).
На территории, окружающей детский сад, целесообразно создание следующих экологических пространств :
• общее хорошее озеленение (разнообразие древесных и кустарниковых пород) и множество цветников - общих и групповых.
• фруктовый сад и огород - традиционные объекты природной среды дошкольной организации.
• птичий столб - специально устроенный в свободном пространстве территории ДО столб с кормушкой, водопоем и домиком для птиц;
• уголок нетронутой природы создается в тех ДО, которые имеют большую территорию и свободное пространство; там произрастают различные дикорастущие травы, кустарники.
• мини-поля для выращивания злаковых, технических культур, фитогрядки, на которых могут расти лекарственные растения.
• мини-ферма: домик-сарай с огороженным выгулом для содержания и выращивания в теплый период года каких-либо сельскохозяйственных животных (курица с цыплятами и т. д.).
• экологическая тропинка - это маршрут по территории детского сада, хорошо озелененного и имеющего интересные природные объекты.
Представленные экологические пространства позволяют каждому детскому саду выбрать свой, наиболее оптимальный для его специфики и природно-климатических условий вариант насыщения учреждения природой.
Таким образом, эколого-развивающая среда – это важнейшее условие рализации системы экологического воспитания дошкольников и достижения программных воспитательно-образовательных результатов, определяемых Стандартом. Такие природные условия позволяют организовать различные виды образовательой деятельности : познавательную (наблюдение,моделирование явлений природы в календарях, экспериментирование, коммуникативно-речевую (разговор, обсуждение, повествование, художественно-эстетическую. Только обогащенные природные условия смогут обеспечить достижение целевых ориентиров – сформировать у детей элементарные представления о живой природе и естествознании.