Елена Чаус
Система оценивания индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей, что проводится в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития. Целью мониторинга является качественная оценка и коррекция воспитательно-образовательной деятельности.
Публикация «Система оценивания индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
Содержание образования детей строится на результатах оценки индивидуального развития детей и их достижений в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не является основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей (в соответствии с ФГОС ДО, п. 4.3).
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО ребенок :
- проявляет разнообразные познавательные интересы;
- владеет навыками экспериментирования, моделирования, занимается элементарной поисковой деятельностью;
- применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и самим ребенком;
- использует систему перцептивных действий в соответствии с выделяемыми признаками объектов;
- преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации;
- владеет некоторыми способами природоохранной деятельности;
- владеет способами сравнения, обобщения, анализа;
- умеет работать с различными источниками информации;
- способен понять и ценить предметы материальной культуры;
- способен приобретать и обобщать знания о действительности для развития разнообразных видов детской деятельности.
Анализ качества освоения детьми группы содержания образовательной области «Познавательное развитие» показывает, что 90% детей имеют высокий уровень освоения, 10% – средний.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» предполагает развитие детей в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, направленными на формирование правильных стереотипов поведения в различных видах деятельности и общения с детьми и взрослыми; самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО ребенок :
- соблюдает нормы культуры общения со взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах;
- владеет элементарным самоконтролем и саморегуляцией своих действий;
- имеет представление о себе, об особенностях мужского и женского пола и гендерного поведения, осознает себя как личность «Я – человек»;
- с уважением относится к своей семье, своему краю, Родине;
- умеет выстраивать поведенческие линии в коллективе и семье;
- знает и соблюдает культурные ценности своего и других народов;
- адекватно реагирует на эмоциональные состояния других людей, учитывает в деятельности и общении эмоции других людей, понимает важность эмпатии, инициирует их поддержку, помощь;
- устанавливает продуктивные контакты со взрослыми и сверстниками, как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми, выражая содержание общения разнообразными способами;
- соблюдает элементарные общепринятые моральные нормы и правила поведения.
Анализ качества освоения детьми группы содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» показывает, что 95% детей имеют высокий уровень освоения, 5% – средний.
Образовательная область «Речевое развитие» предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО ребенок :
- принимает участие в групповой беседе;
- задает вопросы, адекватно отбирает и использует лексические средства;
- владеет нормами речевого этикета.
Анализ качества освоения детьми группы содержания образовательной области «Речевое развитие» показывает, что 90% детей имеют высокий уровень освоения, 10% – средний.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО ребенок :
- умеет сравнивать художественные образы между собой;
- умеет передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа в рисовании, лепке, музыке;
- умеет узнавать и различать контрастные по звучанию знакомые песни и пьесы;
- владеет опытом элементарного музицирования;
- имеет представления о назначении предметов искусства и их создателях;
- способен эмоционально откликаться на образное содержание живописи, сопереживать настроению художественных образов;
- имеет представления о некоторых видах народно-прикладного искусства;
- владеет навыками и умениями собственной творческой, изобразительной, декоративной деятельности.
Анализ качества освоения детьми группы содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» показывает, что 90% детей имеют высокий уровень освоения, 10% – средний.
Образовательная область «Физическое развитие» предполагает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей : двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО ребенок :
- владеет основными культурно-гигиеническими навыками;
- уверенно, координированнно, точно, гармонично выполняет основные движения, как хорошо знакомые, так и новые, в том числе по показу и инструкции взрослого;
- контролирует качество выполнения движения;
- использует для выполнения заданий мелкомоторные движения;
- четко выделяет ведущую руку, дифференцирует движения правой и левой рук;
- демонстрирует сформированнность физических качеств (быстрота, ловкость в выполнении движений, выносливость и т. д.);
- имеет четкие, осознанные начальные представления о здоровье и факторах риска, о значении гигиенических процедур и правилах их выполнения, важности правильного питания, отдыха и прогулок, о гигиенических основах организации деятельности, о некоторых возможных травмирующих ситуациях и первой помощи в случае травмы.
Анализ качества освоения детьми группы содержания образовательной области «Физическое развитие» показывает, что 74% детей имеют высокий уровень освоения, 26% – средний.
Это позволяет сделать вывод, что по итогам мониторинга содержание образовательных областей освоено детьми на высоком уровне. 100% детей группы показали положительный результат освоения содержания образовательных областей. Из них 88% детей показали высокий уровень освоения содержания образовательных областей, 12% – средний уровень.