Юлия Колесникова
Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Центр развития ребенка №5 «Родничок»
Г. Владивостока Приморского края
Проект
«Создание развивающей
предметно-пространственной
среды в соответствии с ФГОС
дошкольного образования»
Подготовительная группа
Подготовила воспитатель:
Колесникова Ю. А.
Актуальность:
Темочки:
- Оформление детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом.
Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.
При формировании предметно-развивающей среды в нашей группе, мы поставили себе цель выполнять это с минимальными экономическими затратами, поскольку не можем рассчитывать на серьезные материальные вложения в оснащение предметной среды. Мы старались сделать предметно-развивающую среду разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка. Мы соблюдали принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых зон и уголков с помощью открытых стеллажей, не загромождаю-щих помещение. В группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской). Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно, в группе выделены центры определенного вида деятельности.
Цель:
Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и требованиями образовательной про-граммы «Воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой). Привлечение родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
Задачи:
• Изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках программы «Воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой);
• Организовать развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей их потребности и интересов;
• Создать условия для физического развития, творческого самовыражения, проявления познавательной активности детей, благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного ис-кусства, книжных иллюстраций, музыки;
• Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды;
• Разработать рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей.
Гипотеза
• Если в ДОУ создать предметно-пространственную среду, адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГОС, то все это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребенка.
Вид проекта: практико-ориентированный
Участники проекта: администрация ДОО, педагоги, родители
Продолжительность проекта: 2018-2019г. г.
Обеспечение проекта:
- материально-техническое
- учебно-методическое
- информационное
Нормативно-правовая база:
* Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
* Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской
* Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155)
* Концепция духовно-нравственного развития и воспитания детей и моло-дежи в Приморском крае
* Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Рос-сийской Федерации на 2016 - 2020 годы» (постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493)
* Конвенция ООН «О правах ребенка»
Сроки реализации проекта: 01.06.2018-01.12.2018г.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
2. организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов
3. у педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС
4. родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Этапы и мероприятия реализации проекта:
Подготовительный этап : сентябрь-ноябрь 2018г.
Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. Изучения современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста. Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группа ДОУ. Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах. Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельно-сти. Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования развивающей среды. Разработка плана проекта. Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.
Реализационный этап: декабрь 2018 – июль 2019 г.
Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков. Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной среды. Создание развивающей предметно-пространственной среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормам.
Заключительный этап: август 2019 г.
Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации. Примерные центры активности, которые могут быть организованы в подготовительной к школе группе.
Планируемый результат для педагогов
• Повышение образовательного уровня и квалификации педагогов в вопросах инновационного подхода к созданию предметно-пространственной среды.
• Умение проектировать, представлять и защищать реализуемую модель организации предметно-пространственной среды группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы ДО, рабочей программы.
• Повышение эффективности педагогической деятельности по организации предметно-пространственной среды, выраженной образовательными (интеллектуальными, личностными, физическими качествами) и личностными достижениями детей каждой возрастной группы.
• Обобщение опыта работы по организации развивающих центров активности детей в предметно-пространственном окружении на принципах интеграции образовательных областей основной общеобразовательной программы ДО.
Планируемый результат для воспитанников
• Активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и других видов детской деятельности.
• Проходят через закономерные стадии развития
• Обеспечены социальным взаимодействием, направленным на эмоциональное и когнитивное развитие
• Неповторимо и индивидуально развиваются каждый в своем темпе
Планируемый результат для ДОУ
• Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей
• Высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей и всего общества
• Охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников
• Комфортное состояние воспитанников и педагогических работников
Примерные центры по образовательным областям в
свете требований ФГОС
Социально-коммуникативное развитие:
Познавательное развитие:
Речевое развитие:
Художественно-эстетическое развитие :
Физическое развитие:
-Центр ПДД
- Центр пожарной безопасности
- Центр труда, уголок дежурств
- Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр)
- Центр «Уголок Природы»
- Центр сенсорного развития
- Центр конструктивной деятельности
- Центр математического развития
- Центр экспериментирования
- Центр речевого развития или уголок речи и грамотности
- Центр «Здравствуй, книжка!»
- Логопедический уголок
- Центр ИЗО или уголок творчества
- Центр музыкально - театрализованной деятельности
- Центр физического развития
- Спортивный уголок «Будь здоров!»
Уголок природы
Материалы и оборудование:
• комнатные растения: бальзамин, герань, фиалка, фикус, нефролепис, примула, хлорофитум, камнеломка, аспидистра, сансевьера, примула, колеус
• предметы по уходу за комнатными растениями (противень для установки растений, лейки, тряпочки, пульверизатор, палочки для рыхления, мягкие кисточки для очистки листьев от пыли, клеенчатые передники)
• календарь погоды (где дети сами рисуют каждый день)
• календарь погоды на весь год (отмечают стрелочками)
• посевы семян и посадки луковиц (весной)
• ветки деревьев (конец февраля): липа, осина, клен
• альбомы: времена года, части суток, перелетные и зимующие птицы
• наборы картин «Части суток», «Грибы», «Дни недели»
• папка «Правила поведения в лесу»
• дидактические игры «Живая природа», «Свойства воды», лото «Жи-вотные разных климатических зон», домино «Домашние животные и их детеныши»
• уголок дежурных с карточками на каждого ребенка
• детские поделки из природного материала
• коробки с природными материалами (шишки, желуди, крылатки)
• картинки с изображением диких и домашних животных, животных жарких стран
• модель времени года
• грибы – иллюстрации
• тестовые задания для детей по окружающему миру
Уголок экологии и
экспериментирования
Материалы и оборудование:
• приборы - помощники: лупа, компас, магниты
• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, различного объема и формы
• природный материал: коллекция камней, почвы, шишек, ракушек, семян, крылатки
• технические материалы: гайки, шурупы, болты, гвозди, винтики, детали конструктора
• утилизированный материал: пластиковые трубочки, соломки для коктейля, губки из поролона
• разные виды бумаги: обычная, наждачная, картон, копировальная
• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, мерные ложечки, резиновые груши, перчатки
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, соль, мука, свечи, сахар, пилки для ногтей
• заводная лодочка для плавания по воде, резиновые игрушки
• ситечко, тазик, ведерки
• клеенчатые фартуки
• щетка, совок, тряпки
• альбом экологические сказки, сделанный родителями
• вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками)
• демонстрационный материал, беседы по картинкам «Уроки экологии» (пословицы, поговорки, стихи, приметы, творческие задания)
Уголок изобразительной деятельности
Материалы и оборудование:
• трафареты, раскраски
• краски, гуашь, кисти: круглые, беличьи, щетинистые
• карандаши, мелки, фломастеры разной толщины
• бумага: белая, цветная, тонированная
• пластилин, салфетки
• доски для лепки, стеки
• губки, штампы, тампоны
• ножницы
• силуэты одежды, предметов декоративно-прикладного искусства
• альбом «Алгоритмы рисования в старшей группе»
• альбом «Алгоритмы лепки в старшей группе»
• баночки для воды
• доски для рисования мелом, магнитная доска
• расписная посуда (хохлома, гжель)
• демонстрационное пособие по лепке «Скотный двор»
• демонстрационное пособие по лепке «Жители луга»
• палитры
• цветные карандаши
• шариковые ручки, мольберт
• свободная стена для детских работ
• образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных
Уголок книги и развития речи
Материалы и оборудование:
• открытая витрина для книг
• портреты писателей
• книги, рекомендованные программой
• энциклопедии
• книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми
• произведения народов других стран
• методическое пособие «Герои русских народных сказок»
• аудиозаписи разных сказок
• картотеки произведений фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, загадки)
• дидактические игры (лото «Русские народные сказки», домино «Из какой сказки», дидактическая игра «Кто потерял?»)
• сезонная литература
• детские журналы, газеты
• детские рисунки
• сюжетные и предметные картинки
• азбука в картинках
• альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Азбука», «Детский сад»
• картотека для сюжетно-ролевой игры «Хочу все знать» (библиотека, с формулярами на каждого ребенка)
• схемы для составления рассказа
Уголок сюжетно-ролевых игр
Материалы и оборудование:
• контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Парикмахерская - Ветерок»
• контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Семья»
• контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Больница Доктора Айболита»
• контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Юный пешеход»
• контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Строители»
• контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Магазин»
• контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Библиотека»
• тележка продовольственная для магазина
• коляски для кукол, качели для кукол средняя, сумка-переноска для кукол
• кухонный гарнитур (плита, мойка, стиральная машина)
• гладильная доска с утюгами
• диван, дамский столик
• кухонный столик
• кукольная кровать, горшок
• комод с вещами для кукол, телефон
• игрушечная посуда: набор чайной посуды (средний и мелкий, набор кухонной посуды (средний, набор столовой посуды (средний)
• куклы в одежде мальчиков и девочек (средние)
• комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол
• контейнер с бросовым материалом, предметами – заместителями
• набор овощей и фруктов (объемные муляжи)
• сумки, корзинки, рюкзаки
Строительный уголок
Материалы и оборудование:
• конструкторы с разными способами крепления, лего
• строительные инструменты (топот, пилка, молоток, плоскогубцы, ключи разных размеров)
• конструктивные карты (поэтапного выполнения)
• настольный набор на 180 деталей
• напольный строительный материал (пластмассовый и мягкий)
• наборы разных мелких игрушек (зверушки, куклы, елочки, грибки, машины различной величины)
• набор фотографий с достопримечательностями родного поселка
• демонстрационные картинки со строительными профессиями
• тематические строительные наборы (для мелких персонажей, город, мосты, крестьянское подворье (ферма, зоопарк, крепость, домик, гараж
• небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, динозавры, фантастические персонажи, макеты деревьев и кустарников).
• «Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный
• тележка крупная
• машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран, корабль, лодка, самолет, вертолет, железная дорога, луноход
• ящик с мелкими предметами-заместителями, крупные куски ткани
Музыкальный уголок
Материалы и оборудование:
• музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, игрушечное пианино, бубен, губная гармошка
• картотека попевок, распевок, частушек, песенок
• демонстрационные карточки «Музыкальные инструменты»
• магнитофон
• музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр)
• атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.)
• атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д.)
• аудиокассеты с записью детских песенок, музыки М. Глинки, П. Чайковского, Р. Шумана, В. Моцарта, С. Прокофьева, Л. Бетховена, С. Рахманинова и др.
Уголок развивающих игр
Материалы и оборудование:
• лото: «Кто где живет?», «Предметы», «Профессии», «Животные», «Овощи и фрукты», «Животный мир», «Мы играем в магазин»
• дидактические игры: «Мы похожи», «Ребятам о зверях», «Расскажи свою сказку», «В мире профессий», «Изучаем цвета», «Времена го-да», «Сложи картинку», «Части суток», «Ассоциации», «Сложи кар-тинку». «Учимся сравнивать», «Наведи порядок», «Что, откуда, по-чему», «Сколько не хватает», «Время», «Во саду ли в огороде», «Чей это домик», «Уроки этикета», Что такое хорошо и что такое плохо»
• кубики (16 частей) «Любимые герои сказок», «Животные», «Лунтик», «Маша и медведь»
• пазлы (крупные, средние, мелкие, «Любимые мультфильмы», «Логика», «Говорящие картинки», «Геометрические формы», «Контра-сты»
• домино «Я считаю», «Цифры», «Игрушки», «Овощи, фрукты», Мой домик»
• мозаика обыкновенная (4 вида)
• рабочие тетради по математике, шариковые ручки, карандаши
• наборы геометрических фигур и букв для поролонового полотна
• счеты настольные, счетные палочки
• блоки «Дьенеша»
• счетный материал: игрушки, мелкие предметы, матрешки, елочки
• часы, модель дней недели, месяцев
• логические кубы
Театральный уголок
Материалы и оборудование:
• шкаф для выставки различных видов театров и хранения коробок с декорациями, атрибутами
• теневой театр («Три поросенка», «Морозко», «Динозавры»)
• театр на фланелеграфе («Колобок», «Рукавичка», «Курочка ряба», «Зимовье»)
• настольный театр по сказкам (конусный, деревянный): «Маша и медведь», «Снегурочка», «Колобок», «Теремок», «Бременские музыканты», «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Петушок бобовое зернышко», «Кот в сапогах», «Красная шапочка»
• игрушки для настольного театра
(кроватки, коврики, стульчики, посуда, ширма мини комнаты, шкафчики)
• для театрально-игровой деятельности имеются технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звуко-шумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений
• театр масок (маски перечисленных сказок)
Предполагаю дополнить:
• ширма трансформер (высота 30см.)
• вязаный театр «Наперстки»
• театр ложек
Уголок по ПДД
Материалы и оборудование:
• дидактические игры «Дорожная азбука», «Основы безопасности во дворе и на улице», «Это я, это я…», домино «Дорожные знаки», «Каждый знак на свое место», «Специальный транспорт»
• наглядно-иллюстрационный материал (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки, сюжетные картины с проблемными дорожными ситуациями)
• настольно-печатные игры (разрезные картинки, игры с правилами)
• атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, форма полицейского, дородные знаки: наглядные и переносные, модель светофора)
• детская художественная литература по тематике дорожного движения
• конструкторы
• пособия и игры по обучению детей ПДД
Уголок краеведения
Материалы и оборудование:
• альбом «Моя семья», «Достопримечательности Полтавки», «Моя семья», «Природа родного края», «Масленица», «День Победы»
• предметы искусства народов России
• художественная литература: стихи, рассказы, сказки, потешки, ска-зания, пословицы, поговорки
• папка с иллюстрациями «Русская изба», «Спасы», «Иван Купала», «Троица», «Капустник», «Наш город Владивосток»
• флаги, гербы и другая символика Владивостока, России
• куклы в национальных костюмах (русский) и украинская красавица
• альбом одежды («Одежда всех времен и народов»)
• сундук, расписанный под хохлому
• деревянные ложки
• атрибуты разных народных праздников (кулич, ангел, жаворонок, сухая березовая ветка)
• учебник «Моя Родина Россия»
• флаг России, изображение президента
• методическое пособие «Народы России», «Животные России»
Уголок двигательной активности
Материалы и оборудование:
• мячи для метания, резиновые мячи
• обручи малого диаметра, палки гимнастические
• скакалки, бубен
• флажки, мешочки с песком (горохом)
• ленточки, косички, платочки
• медали и шапочки для подвижных игр
• кегли, кубики
• кольцеброс напольный (жираф)
• бадминтон
• клюшки и шайбы
• дартц на липучке
• дорожка для профилактики плоскостопия «Палочки-пуговицы», «Ладошки-коленки»
• конусы для эстафет
• ростомер «Жираф»
• консультации для родителей «Здоровый образ семьи», «Выходные со своим ребенком», «Игры во время болезни»
• плакат «Части тела»
• картотека утренней гимнастики, подвижных игр
Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной образовательной среды:
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разно-стороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учи-тывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными то-нами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обнов-лять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические осно-вы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды до-школьного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Список литературы:
1. В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993
2. В. В. Давыдов, В. А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. – М., 1989
3. Закон Российской Федерации «Об образовании»
4. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003
5. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
6. ФГОС ДО
7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26
Приложение
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение центр развития ребенка «Детский сад №5 «Родничок»