Ольга Ежова
Педагогический проект в средней группе «Осторожно, огонь!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Осторожно огонь!»
Вид проекта : познавательно-творческий.
Продолжительность: 1 неделя
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
Актуальность проекта :
Публикация «Педагогический проект в средней группе „Осторожно, огонь!“» размещена в разделах
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Необходимо обучать детей правилам поведения, снижающими риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового и безопасного образа жизни. Дошкольные учреждения должны вести просветительскую работу по профилактике пожаров с детьми и родителями. Обучать навыкам поведения в экстремальных ситуациях и знакомить с профессией пожарного.
Проблема:
У детей не сформировано понимания скрытой опасности огня; игры со спичками, электрическими приборами, взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами, могут привести к беде.
Цель проекта :
познакомить детей с причинами возникновения пожаров и правилами поведения при пожаре, а также работой пожарных.
Задачи проекта :
1. Образовательные
• Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре;
• Знакомить детей с видом городского транспорта такого как «Пожарная машина», особенностями её внешнего вида и назначения;
• Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр. Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья;
• Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.).
• Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
2. Развивающие
• Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
• Развивать творческие способности дошкольников
3. Воспитательные
• Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
• Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
• Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
• Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
Ожидаемый результат:
• Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий.
• Профилактика панического страха перед огнём.
• Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара.
• Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
• Изменение отношения родителей к данной проблеме.
Принципы реализации проекта :
• Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
• Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности
• Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
Основные формы реализации проекта :
• Анкетирование детей;
• наблюдения;
• беседы;
•НОД;
• игры (подвижные, дидактические, пальчиковые);
• чтение художественной литературы;
• мастерская «Пчелки» : Изготовление книжки малышки «Осторожно – огонь!»;
• Совместное творчество с родителями: создание страничек к книжке «Огонь наш враг!»;
• выставка детских творческих работ;
• Досуг «Юные пожарные спешат на помощь!»
Продукт проекта :
• Изготовление книжки малышки «Осторожно – огонь!»;
• Изготовление страничек к книжке «Осторожно малыши!»;
• Выставка детских творческих работ «Спички детям не игрушка»
• Досуг «Юные пожарные спешат на помощь!»
Реализация проекта
1 этап: подготовительный
Цель: Подготовка и ознакомление педагогов и детей с теоретическим материалом к проекту, создание предметно-развивающей среды для реализации проекта.
Мероприятия
Изучение методической литературы, интернет- ресурсов по теме проекта
Выбор анкеты для детей, беседа с детьми
Подбор демонстрационного материала для проекта; оформление центров активности для детей в группе
Выбор литературы для чтения и заучивания наизусть
Создание и приобретение дидактических пособий, картотек и игр
Выбор игр: дидактических, пальчиковых, подвижных, физкультминуток, ролевых, с природным материалом, с конструктором
Создание макета «Пожарный щит», «Потуши пожар»
Подбор досуга «Юные пожарные спешат на помощь»
Оформление книжного уголка по теме «Пожарная безопасность»
Обсуждение предстоящей деятельности по теме проекта с родителями и размещение информации в уголке для родителей (консультации)
Разработка плана работы для основного этапа
2 этап: основной (практический)
Социально – коммуникативное развитие:
1. Беседа «Пожарный профессия героическая!», познакомить детей с профессией – пожарный. (Рассказать детям о опасностях во время работы)
2. Беседа «Для кого огонь друг?» «Наши помощники и враги» (Знакомить детей с правилами пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём)
3. Беседа «Эта спичка -невеличка»
4. Игры "Юные пожарные спешат на помощь», «Кто самый быстрый?», «Выбери, что нужно при пожаре»
5. Игровая ситуация «Ёжик предлагает детям разжечь костёр в лесу»
Познавательное развитие
1. НОД «Спички детям не игрушка»,
2. Презентация «Огонь наш друг и наш враг!»
3. Дидактические игры «Чего нельзя делать?», «Волшебный мешочек», «Опасно-безопасно», «Что нужно пожарным?»
4. Просматривание мультфильма о пожарной безопасности из серии «Уроки тётушки Совы»
5. Игры с макетом «Потуши пожар»
6. Досуг «Юные пожарные спешат на помощь!»
Речевое развитие:
1. НОД по развитию речи «Осторожно – огонь!»
2. Пальчиковые игры: «На машине ярко- красной…», «Мы пожарные».
3. Чтение К. И. Чуковский «Путаница», Волынский Т. «Кошкин дом»,
Гардернес Э. «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке», Сухомлинский В. «Воробышек и огонь»
4. Разучивание стихов, «Мчится красная машина» К. Оленев, загадок (огнетушитель, огонь) Создание рассказа с детьми «Игра со спичками опасна»
Художественно-эстетическое развитие:
1. НОД по лепке: «Пожарная машина»
2. Рисование «Огонь наш помощник»,
Физическое развитие:
1. Дыхательная гимнастика «Ветерок» «Тушим огонёк»;
2. Подвижные игры: «Огонь в очаге», «Спасаем пострадавших», «Погаси пожар», «Пронеси не урони!»
3. Физкультминутки: «Пожарная машина», «Пожарный»
Работа с родителями: Консультации для родителей «Научи детей обращаться с огнем», «Осторожным надо быть», Оказание помощи в создании макетов
«Пожарный щит», «Потуши пожар», Создание рассказа с детьми «Игра со спичками опасна», Создание рисунков «Огонь наш враг!».
3 этап: заключительный
Цель: проведение итогового мероприятия и анализ проведенной работы, подведение итогов.
Формы работы
Итоговая беседа с детьми,
Оформление выставки творческих работ
Досуг «Юные пожарные спешат на помощь»
Вывод:
В результате проведенной работы:
1. При проведении тренировочных мероприятий было выявлено, что дети адекватно реагируют на звук пожарной сигнализации, достаточно быстро выполняют все действия при эвакуации;
2. Ребята четко усвоили номер, по которому нужно вызывать пожарную часть; получили опыт, как вести диалог с диспетчером дежурной пожарной части, называют свой домашний адрес;
3. Дети знают подручные средства пожаротушения (песок, вода, земля, снег, ткань);
4. Дети познакомились с профессией пожарного;
5. Родители стали серьезнее относиться к правилам пожарной безопасности, откликаются на просьбы воспитателей, с удовольствием принимали участие в совместных мероприятиях с детьми (Родители оказывали помощь при создании макетов «Пожарный щит», «Потуши пожар»);
6. Результаты показали, что дети усвоили материал, правильно отвечают на поставленные вопросы, выполняют правила пожарной безопасности в игровых ситуациях;
7. В конце недели были оформлены выставка детских творческих работ «Спички детям не игрушка», книга (совместное творчество детей и родителей) по пожарной безопасности на тему «Осторожно – огонь!»; А также проведен досуг с воспитанниками «Юные пожарные спешат на помощь!»
Информационно-методическое обеспечение:
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»-под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) –М. ,Мозаика-Синтез, 2015г
2. Н. А. Аралина «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности»
3. Петухова Е. Н. Неделя пожарной безопасности в ДОУ. // Дошкольная педагогика. - 2009 - №1
4. Шорыгина Т. А. Основы безопасности для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
5. Пикулева Н. Пожарная безопасность. // Дошкольное воспитание. – 2007 - №4