Елена Валиева
Проект в средней группе «Осторожно — огонь!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко»
Проект
На тему: «Осторожно огонь!»
Подготовили воспитатели
Валиева Е. В.
Кузнецова Е. С.
Дергачи, 2017 г
Цель проекта : Познакомить с историей возникновения огня; дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом; учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
Публикация «Проект в средней группе „Осторожно — огонь!“» размещена в разделах
Задачи проекта : - уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;
- учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес);
- познакомить со средствами пожаротушения;
- расширить знания детей о профессии пожарного;
-формировать умение реально оценивать возможную опасность.
-помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
-развивать творческие способности дошкольников
-показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
-вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
Вид проекта : краткосрочный, практико – ориентированный
Время реализации проекта : 04.09.2017 – 05.10.2017г.
Участники проекта : дети группы, родители, воспитатели.
Аннотация к проекту : Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность проекта связана и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу, особенно на фоне повышенной пожароопасности в нашем регионе, районе.
Чтобы сделать отношение человека к этой проблеме осознанным, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.
Предполагаемый результат
- углубление знаний детей о правилах пожарной безопасности, формирование привычки их соблюдения;
- правильное поведение в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес);
- знать средства пожаротушения;
- уметь правильно действовать в случае обнаружения пожара;
- знать о профессии пожарного;
- изменение отношения родителей к данной проблеме;
- осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
Презентация проекта
«Викторина по пожарной безопасности»
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
• Составление паспорта проекта
• Подбор детской художественной литературы для чтения детям
• Подбор презентаций для просмотра
• Подбор сюжетных картинок и иллюстраций
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме
2 этап. Выполнение проекта
• Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности
• «Задумайтесь!» - работа с родителями
• Рассматривание картин, рисование рисунков
• Встреча с пожарным
3 этап. Результаты
Викторина «Знатоки правил пожарной безопасности»
Схема реализации проекта
Дни недели
Тема
Форма
Понедельник 4.09.17 «Будь осторожен с огнём»
Беседа
Среда 06.09.17 «Пожарная тревога»
«Уроки осторожности. Огонь» Д/игра. Рассматривание картинок.
Пятница 08.09.17 «Труд пожарных»
Чтение Фетисова «Куда спешат красные машины»
Рассматривание картинок.
Чтение худ. лит – ры.
Понедельник 11.09.17 «Отважные пожарные» С/р игра.
Среда 13.09.17 Экскурсия в пожарную часть. Беседа сотрудника ПЧ с детьми.
Экскурсия.
Беседа.
Пятница 15.09.17 Оформление папок – передвижек. Распространение буклетов на противопожарную тематику. Работа с родителями
Среда 20.09.17 «Пожарный щит» Изучение макета
Пятница 22.09.17 «01 спешит на помощь» Выставка рисунков
Вторник 26.09.17 «Смелые пожарные» Развлечение
Пятница 29.09.17 «Основные правила пожарной безопасности» НОД
Вторник 03.10.17 В прачечную» - решение проблемных ситуаций «в мире опасных предметов» Экскурсия
Четверг 05.10.17 «Викторина по пожарной безопасности» Викторина
В группе наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности. Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного отношения к себе как субъекту противопожарной безопасности
Беседа с детьми на тему "Будь осторожен с открытым огнём".
Программное содержание:
- закрепить знание о пожарной безопасности;
- учить рассказывать о правилах безопасности при пожаре;
- учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя;
Наглядный материал: игрушка пожарная машина, картинки «О пожарной безопасности».
Ход беседы:
1.«Отгадайте загадку».
Если дым валит клубами,
Пламя вьётся языками,
И огонь везде и жар
Это бедствие - … (пожар) .
- Сегодня, мы с вами поговорим о пожарной безопасности. Пожары очень опасны. В большом огне могут сгореть мебель, одежда, игрушки и даже люди.
- Ребята, а чтобы не случилось у вас такая беда, давайте вспомним правила пожарной безопасности.
Чего нельзя делать детям?
- Нельзя брать в руки спички, зажигалки, бенгальские огни, петарды, хлопушки.
- Нельзя подходить близко к газовой плите.
- Не включать самостоятельно электроприборы.
- Не влезать предметами в розетки.
- А как вызвать пожарную машину? (По телефону набрать номер «01»).
- А какая она пожарная машина? (машина красная и наверху прикреплена лестница, номер 01) .
-Давайте с вами посмотрим на картинки и расскажем, что на них изображено?
2. Послушайте стихотворение:
Красная машина по дороге мчится,
Ей на месте поскорей нужно появиться,
Там огня необходимо погасить лавину-
Все зовут пожарной красную машину.
«01»-две эти цифры часто набирают;
Значит, осторожными не всегда бывают.
(В. И. Мирясова.)
- Правильно, ребята! Пожарная машина всегда красная, чтобы её было видно издалека.
Красный цвет- цвет тревоги, цвет огня!
- А как едет пожарная машина, быстро или медленно? (быстро)
- А как называются люди, которые спасают от пожара? (спасатели, пожарные) .
- Когда машина едет по дороге, её не только видно, но и слышно, слышно сирену.
- Как звучит сирена? (у- у - у - у) .
- Ребята, как вы думаете, что лежит в кузове пожарной машины? ( инструменты: шланг, топор, лопата и т. д.)
- Как шипит вода, выливаясь из шлангов? (ш-ш-ш-ш) .
- Ребята, как вы думаете, почему возникают пожары? (Ответы детей.)
Да, много пожаров от неосторожного обращения с огнём. Огонь очень опасен. Он сначала горит медленно, потом языки пламени становятся выше, сильнее разгораются, бушуют.
3. Д /и «Огоньки».
- Давайте представим, что вы маленькие огоньки. Сначала вы по тихонько горели, потом стали разгораться больше, больше, выше, выше. (Дети имитируют огонь.)
4. Игра «Доскажи предложение»
-Чтобы не было беды надо хорошо знать правила!
- Давайте ещё раз повторим правила пожарной безопасности?
Спички нельзя … (брать) ;
Газ нельзя… (зажигать) ;
Утюг нельзя… (включать) ;
В розетку пальцы нельзя… (вставлять) .
- Ребята, постарайтесь запомнить эти правила и всегда их соблюдать, чтобы пожарная машина никогда не приезжала к вашему дому.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ПОЖАРООПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Цель: стимулировать развитие скорости реакции и внимания.
Игровые действия: называть предметы по порядку, хлопать в ладоши.
Игровые правила: узнавать слова, обозначающие пожароопасные предметы.
Набор слов для игры: утюг, журнал, телевизор, ручка, тостер, жвачка, хлопушка, памперс, пустышка, котлета, компот, пожарный, торт, пила, режет, огнетушитель, пакет, кисть, каска, рукав, ноты, краски, спички, бинт, сверлить, маска и др.
Дидактическая игра «Огнеопасные предметы».
Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление.
Игровая задача: Объяснить, почему выбрали именно эти предметы.
Игровые действия: разложить карточки на две группы.
Вариант игры.
Детям раздаются карточки, на которых изображены огнеопасные предметы и просто опасные предметы. Например: свеча, утюг, бенгальские огни, печка, пила. Нужно убрать карточку с изображением предмета, который не представляет угрозы для возникновения пожара.
Сценарий спортивного мероприятия по пожарной безопасности
для детей дошкольного возраста
«Смелые пожарные».
Цель: расширить знания детей о роли огня в жизни человека, о причинах возникновения пожаров. Повышать интерес к занятиям физической культурой, приобщать детей дошкольного возраста к основам пожарной безопасности. Закрепить посредством игры последовательность действий при пожаре. Воспитывать у детей чувство уважения к профессии пожарных. Развивать ловкость, смелость, быстроту, чувство взаимовыручки и доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: рисунки детей, тематические картинки, знаки-указатели, гимнастическая стенка, 2 колокольчика, ребристая доска с прицепами (2 шт., мат (2 шт., тоннель (2 шт., дуга (2 шт., обруч (6 шт., игрушки, бумага (2 листа, маркер (2 шт., игрушечная пожарная машина (2 шт., конусы (10 шт., игрушечный гидрант (2 шт., корзина (4 шт., красные мячи (20шт., синие мячи (30 шт., ведро (2 шт., медали.
Ход мероприятия:
В зале собрались гости и болельщики. Звучит музыка.
В зал входят две команды, располагаются на стульях.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие дети и гости нашего мероприятия! Мы собрались, чтобы закрепить те знания, которые ребята получили на наших занятиях по пожарной безопасности. Сегодня мы проверим, знаете ли вы, что делать во время пожара, как правильно вести себя, чтобы не случилась беда?
Отгадайте загадку:
Без хвоста, без рук, без ног этот маленький зверёк.
Согревает, кормит, светит, взрослым людям первый друг!
Если с ним играют дети — тут же вырвется из рук,
Расшипится, растрещится, уничтожит всё вокруг! (Огонь).
Верно, молодцы! Огонь — давний друг человека. Во все времена люди стремились умно использовать огонь. Он согревал первобытных людей у костра, с его помощью люди научились готовить пищу на кострах, защищаться от нападения диких зверей. Без огня невозможна жизнь на земле. Огонь присутствует во всех сферах нашей жизни.
Ведущий: Олимпийский факел. Олимпийские игры тоже не обходятся без огня. Огонь, зажжённый от лучей солнца в далёкой Олимпии, несут спортсмены в факельной эстафете к месту проведения олимпийских игр.
Но если неосторожно обращаться с огнём, он может принести много бед: привести к гибели людей, животных, птиц, уничтожению домов и животных.
Давайте поиграем с вами в игру. Я буду задавать вопросы, а вы хором должны ответить: «Это я, это я, это все мои друзья!» или «Нет, не я, нет, не я, нет, и не все мои друзья!» (дети отвечают стоя).
• Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
Ответ детей: «Это я, это я, это все мои друзья!».
- Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?
Ответ детей: «Нет, не я, нет, не я, и не все мои друзья!».
- Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»?
Ответ детей: «Это я, это я, это все мои друзья!».
- Кто в лесу весь день гостил и костёр не погасил?
Ответ детей: «Нет, не я, нет, не я, и не все мои друзья!».
- Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Ответ детей: «Это я, это я, это все мои друзья!».
- Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички?
Ответ детей: «Это я, это я, это все мои друзья!».
Молодцы, ребята! А где же нас может подстерегать огонь? Когда его надо опасаться?
Дети рассказывают стихи и показывают картинки (5-6 человек).
• костёр
• пух
• спички
• петарда
• плита
Сюрпризный момент — входит пожарный.
Пожарный: Здравствуйте! Пожарного вызывали? На наш пульт сегодня поступил вызов из детского сада. Как ваш сад называется? («Солнышко»). А на какой улице ваш детский сад находится? (Ул Маяковского д. 32). Всё верно. Что у вас случилось?
Ведущий 1: у нас всё в порядке. Мы как раз повторяем правила пожарной безопасности.
Пожарный: А кто же это так пошутил? Вы знаете, ребята, что ложный вызов — это очень серьёзное нарушение? За него могут даже привлечь к ответственности и оштрафовать.
Ведущий 1: Но мы правда никого не вызывали, да, ребята? А вы кто? Документы у вас есть?
Пожарный показывает удостоверение и представляется. Ну хорошо, раз вы никого не вызывали, поверю на первый раз (строго, но проверю, умеете ли вы правильно вызывать пожарную бригаду?
Ведущий 1: Конечно, умеем. Сейчас мы вам покажем.
Ребёнок выходит к столу, выбирает номер 101, набирает его по телефону и говорит, что у него в доме случился пожар; называет адрес и свои имя и фамилию.
Пожарный хвалит ребёнка и говорит, правильно или нет тот действовал.
Ведущий 1: Уважаемый пожарный, раз вы к нам зашли, мы хотим вас попросить рассказать о своей нелёгкой ответственной работе пожарного.
Пожарный: Пожарный — это очень серьёзная и опасная профессия. Пожарный должен очень много знать и уметь. Чем больше знает пожарный, тем быстрее он может справиться с огнём и помочь попавшим в беду. Пожарный должен обладать очень многими качествами. Как вы думаете, ребята, какими?
Ответы ребят: пожарный должен быть:
• храбрым;
• выносливым;
• ловким;
• сильным;
• дисциплинированным;
• внимательным;
• уметь быстро принимать решения;
• уметь оказать первую медицинскую помощь.
Пожарный: молодцы, ребята. А как вы думаете, пожарными бывают только мужчины?
Ответ детей: нет.
Пожарный: а кем могут работать в пожарной службе женщины?
Ответ детей:
• диспетчером.
Пожарный: правильно. А ещё женщины могут быть инспекторами пожарной службы. Поэтому им тоже нужно обладать всеми качествами пожарного.
Для того, чтобы обладать такими качествами, пожарные постоянно проводят специальные учения, занимаются в спортивных залах и на тренажёрах, чтобы всё время быть в хорошей физической форме и во время настоящего пожара не растеряться и вовремя прийти на помощь.
Ведущий 2: Мы с ребятами тоже тренируемся, многие наши мальчики и девочки хотят стать пожарными. Сейчас мы проведём небольшое соревнование и покажем, чему ребята научились, какие мы быстрые и ловкие. В нашем соревновании участвуют две команды. Командам построиться. Капитаны, представьте свои команды.
Команда «Огонёк».
Девиз: «Легче, чем пожар тушить, нам его предупредить».
Команда «Уголёк».
Девиз: «Крепко помните друзья, что с огнём шутить нельзя!».
Ведущий 2: сейчас мы проведём первую эстафету.
«Пожарные на учении» (звучит музыка).
Дети делятся на две команды и строятся в колонны напротив гимнастической стенки на расстоянии 4-5 м. Это пожарные, они должны уметь быстро взбираться по лестнице. На верхней рейке гимнастической стенки против каждого отряда подвешивается колокольчик. По сигналу (свисток или удар в бубен) дети, стоящие первыми в колонне, бегут к гимнастической стенке, взбираются на неё, звонят в колокольчик, спрыгивают на мат и бегут к своей команде. Побеждает та команда, которая быстрее пройдёт всю дистанцию.
Ведущий 2: Молодцы, ребята. Все отлично справились с заданием. Пока мы готовимся ко второму испытанию, наш гость проведёт с вами познавательную викторину и проверит, знаете ли вы, как и с помощью чего тушить пожар?
Пожарный задаёт вопросы и комментирует (дополняет) ответы:
• какая техника используется при тушении пожара? (пожарная машина, самолёт, вертолёт).
• чем тушат огонь? (вода, песок, пена, огнетушитель).
• ваши действия при пожаре в квартире? (нельзя прятаться под кровать, шкаф, быстро выйти из квартиры, в случае задымления до двери добираться ползком, закрыв лицо влажной тряпкой; позвать взрослых, вызвать по телефону 01 пожарных).
Ведущий 2: А сейчас, ребята, предлагаю вам выступить в роли отважных пожарных. Давайте представим, что в зоопарке случился пожар и вам надо успеть спасти всех животных. Для этого надо преодолеть полосу препятствий.
Эстафета «Отважные пожарные» (звучит музыка).
Дети делятся на две команды и строятся в колонны на линии старта. По сигналу дети начинают эстафету: прыгают из обруча в обруч, подлезают под дугу в группировке, не касаясь руками пола; «спасают» из дома одну игрушку и возвращаются по прямой к своей команде. Цель — спасти всех жителей игрушечного дома. Побеждает та команда, которая быстрее всех оказала помощь пострадавшим.
Ведущий 2: Вот такие у нас ловкие и подготовленные пожарные, всех успели спасти, никто не пострадал.
Пожарный: Я вижу, что вы хорошо подготовились. А знаете ли вы, что в вашем саду сделано для того, чтобы предупредить пожар?
Ответы детей:
• огнетушители;
• пожарная сигнализация;
• кнопка вызова службы МЧС;
• система оповещения;
• запасной выход;
• план эвакуации;
• вода;
• песок;
• указатели (таблички).
Ведущий 2: Сейчас мы проведём последнюю эстафету, в которой закрепим наши знания и умения. Давайте представим, что в лесу кто-то не затушил костёр, загорелась трава и огонь разгорается всё сильнее. Нужно срочно что-то делать.
Эстафета «Затуши костёр» (звучит музыка).
Дети делятся на две команды и строятся в колонны на линии старта. По сигналу первый ребёнок бежит змейкой между кеглями до костра — корзина с красными мячами, находит на листе номер «101», возвращается по прямой. Второй ребёнок бежит змейкой между кеглями и проводит пожарную машину. Третий ребёнок бежит с гидрантом и возле «костра» разматывает шланг. Остальные дети носят в ведре «воду» - синие мячи (по 5 шт., «тушат пожар». Побеждает команда, первой потушившая пожар.
Ведущий 2: Молодцы, огонь потушили, лесу ничего не угрожает. В сегодняшних соревнованиях обе команды действовали быстро, находчиво, дружно, как настоящие пожарные. Вопрос гостю: «Как вы считаете, готовы наши ребята к тому, чтобы стать пожарными?»
Пожарный: конечно, ребята молодцы, но тренироваться нужно регулярно. Пожарные дружат со спортом, закаливаются, ведут здоровый образ жизни. Так что у вас, ребята, всё впереди. Хочу на память о нашей встрече вручить вам
памятные медали юного пожарного и памятки о правилах пожарной безопасности.
Ведущий 1: давайте поблагодарим гостя за участие в нашем мероприятии.
(звучит музыка, дети строем уходят в группу).
Институт «Познай - ка».
Цель: знакомить с правилами пожарной безопасности.
Хотите узнать что там происходит? Вы все хотите стать пожарными и спасателями. А пожарные и спасатели должны знать свойства огня. Вот мы с вами в лаборатории института и узнаем. Здесь мы с вами будем проводить опыты с огнём.
В: Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. И очень часто они возникают там, где не осторожно и небрежно обращаться с огнём. При неосторожности люди получают ожоги и отравления. Вот сейчас мы с вами проведём несколько экспериментов с огнём.
Эксперимент первый:
Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи. - Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонёк). Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться? (Нет) Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковёр или на пол, может произойти пожар). Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.
Эксперимент второй:
В: Если огонь становится опасным, как человек с ним может справиться? (Его нужно потушить). Чего же боится огонь? (Воды, снега, песка, земли). А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который используется для тушения огня. Вы узнаёте их? (Да) Проведё м опыт: на горящую свечу прольём воды. (Ребёнок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды). А эту свечу, что мы сделаем (засыплем землёй).Что можно сказать про огонь, когда посыпали землёй, песком. Она погасла.
Эксперимент третий:
В: А теперь проведём последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнём? (Он гаснет). Почему наш огонёк через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.
В: На этом наша работа в институте окончена.
Клуб «Юных знатоков»
Цель: учить детей быть активными в приобретении знаний, углубить и систематизировать запас знаний детей через дидактическую игру. Закрепить знания детей об основных источниках опасности, правилах поведения в экстремальных ситуациях, развивать умения различать потенциально опасные предметы. Вызывать у детей желание играть, активизировать их психические процессы. Воспитывать выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью.
Материал: игровое поле, волчок со стрелкой, карточки с изображением предметов возгорания, карточки с изображением предметов, которые не горят.
Ребята нас ждёт клуб юных знатоков. Пройдёмте со мной. Ребята у нас здесь волшебный барабан, а эта игра называется «Горит или не горит». В игре знатоки должны показать свои знания. Вот крути барабан Амир. На кого стрелочка показала? (На Катю) Катя показывай свою карточку. Что изображено на ней? (Дом) Горит или не горит? (Ответы детей. И так далее).