Елена Ткаченко
Педагогический проект «Организация сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость, шероховатость и т. д. ; звуки, издаваемые каким- либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущения и восприятия — непосредственное, чувственное познание действительности.
Публикация «Педагогический проект „Организация сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ“» размещена в разделах
- Проекты
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового, и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.
Иногда считают, что достаточно лишь направить внимание детей на тот или иной предмет, а рассмотреть его они смогут сами. Но это не так: дети, как правило, еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать в них характерные черты. И причина не в том, что ребенок невнимателен. Ребенок действительно может воспринимать очень поверхностно, но невнимательность часто зависит от неумения всматриваться, вслушиваться. Особый характер приобретает познание предметов и явлений, когда наблюдение имеет определенную цель.
Обычно все стороны предмета или явления не воспринимаются с одинаковым интересом и вниманием. И надо развивать у детей умение направлять свое внимание на те или иные стороны предмета, явления и воспринимать их с особой тщательностью.
В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер.
Свои виды эталоны имеют в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения, свои – во вкусовом, обонятельном восприятии. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научится правильно называть то или иное свойство. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях.
Практическим решением проблемы сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста является составление перспективного плана, в который включены различные виды деятельности в сочетании с дидактическими играми и упражнениями, целью которых является ознакомление детей с сенсорными эталонами. Часть этих игр и упражнений взята из вышедших книг и сборников, но описана более детально, другая часть предлагается впервые. Особенностью работы является то, что рекомендуемые в ней игры и упражнения представляют собой определенную систему в соответствии с задачами сенсорного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Игры и упражнения расположены в строгой последовательности. Каждая следующая игра основана на знаниях и умениях, полученных детьми в предшествующих играх, и вносит нечто новое, расширяя и углубляя эти знания и умения. В основу предлагаемой системы игр положены современные педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании и развитии ребенка, о месте, которое должны занимать в общем процессе сенсорного воспитания дидактические игры и упражнения. Применение системы будет успешным только в случае, если воспитатель глубоко освоит принципы подбора и усложнения заданий, поймет особенности их связи друг с другом. А для этого необходимо познакомиться с основными задачами сенсорного воспитания дошкольников в разных видах деятельности детей и с тем как они сочетаются с разработкой и систематизацией дидактических игр и упражнений.
Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, и ее нужно развивать в ребенке.
Дошкольный возраст — период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка.
Ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению.
Кроме того, в процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, формирование потребностей.
Одежда, которую ребенок надевает и снимает, посуда, из которой он ест, постельные и туалетные принадлежности, которыми он пользуется, — все это предметный мир, окружающий ребенка ежедневно. Для трехлетнего малыша чулок, у которого надо отличить пятку от носка, ботинок с правой и левой ноги — предметы, требующие пристального разглядывания и различения. В дальнейшем предметы быта с их отличительными признаками делаются привычными, действия с ними освоенными и не требующими особого внимания. Для развития сенсорных способностей очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятия этих предметов, испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. На эту сторону воспитателю следует обращать особое внимание, давать детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести; беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру.
Восприятие обостряется с изменением характера действий или жизненной ситуации. Дежурным необходимо различать тарелки по величине, по глубине, чашки и блюдца по цвету; в процессе работы они ощущают тяжесть, гладкую поверхность, холодок фарфоровой посуды, легкость пластмассовой. Сдвигание столов, расстановка стульев вызывают иные — двигательные, осязательные — ощущения, требуют восприятия пространственных отношений, линий контура и пр.
Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающем.
В любое время года дети испытывают радость от множества ощущений, которые дает им природа. Как важно предоставить им возможность вполне испытать все эти радостные ощущения! Окунуться в атмосферу природы можно лишь на несколько мгновений, но ценность этих мгновений для сенсорного развития детей очень велика.
Наблюдение природных явлений с детьми предусматривает прежде всего зрительное восприятие. Иногда включается осязание дети трогают, щупают, гладят предметы. Если это цветы или плоды с приятным запахом, пусть дети их понюхают.
Недостаточно внимания уделяется обычно движению, двигательным ощущениям. Вместе с тем эти ощущения очень важны в процессе познания, а затем и отражения воспринятого. Большое значение для познания имеют движения рук. Путем ощупывания, поглаживания предмета ребенок знакомится с его величиной, объемом, формой. Очень важно также для познания пространственных свойств движение взора по предмету.
Общение с природой обогащает слуховые впечатления.
Необходимо учить детей вслушиваться в пение птиц, шум прибоя, дождя, в раскаты грома. Вслушиваться можно и в звучащую человеческую речь: выделять в ней слова, а в словах — звуки, их повторение, сочетания.
Такого рода подчеркнутое выделение какого-либо звука в слове и служит основным способом обследования при воспитании фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства воспитанием ощущений, восприятий и представлений детей.
Умение рассматривать, воспринимать предметы и явления формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать. В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются и уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. д. Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.
При этом неправильно было бы думать; что любая конструктивная, любая изобразительная деятельность дает нужное направление сенсорному воспитанию. Для этого необходимо, чтобы основная направленность и содержание этих видов деятельности были подчинены общим задачам умственного воспитания, то есть когда мы учим детей рисовать, конструировать и т. д., то нужно оценивать результаты этого обучения не только по качеству рисунков, построек, но в основном по тому, какой умственный багаж приобрели при этом дети. Например, можно научить ребенка строить из кубиков красивый дом, но педагогический процесс при этом организуется таким образом, что ребенок ничего не приобретает ни для сенсорного, ни для умственного развития.
Умения воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной системе. Обучая детей рисовать, лепить, строить, педагог должен уделять специальное внимание развитию их восприятия, умения анализировать, обобщать и т. д. Поэтому более полезно предложить детям при постройке не один-два красивых дома, а ряд простых, но в определенной системе усложняющихся домов. Это будет способствовать формированию у них обобщенных представлений о домах, обобщенных умений строить дома вообще, а не какой-то один, пусть даже очень красивый, дом. То же самое относится и к изобразительной деятельности.
Итак, наибольший эффект для сенсорного воспитания дает продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинена задачам умственного воспитания.
Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствование сенсорных процессов на занятиях должно быть в основном осуществлено до начала практических действий.
Осуществление сенсорного воспитания в системе различных видов продуктивной деятельности позволяет раскрыть перед детьми такие свойства предметов, с которыми они бы не столкнулись в других условиях. Так, например, возводя постройки из различных материалов, дети познают не только форму деталей, но и такие их качества как устойчивость, прочность и т. д. При этом форма предмета определяет его большую или меньшую устойчивость. Одно сочетание деталей различной формы дает устойчивую прочную постройку, а другое сочетание деталей делает постройку непрочной. Таким образом, дети познают не только отдельные свойства предметов, но и различные сочетания этих свойств, их взаимосвязь.
Изобразительная деятельность позволяет детям ближе познакомиться с такими качествами формы, как слитность и расчлененность, округлость и прямолинейность контура, пропорциональность и т. д. Все эти качества остались бы не познанными детьми, если бы сенсорное воспитание осуществлялось вне продуктивной деятельности.
Как же нужно организовать обучение детей, чтобы они овладели перечисленными свойствами предметов?
В процессе каждого вида деятельности ставятся конкретные задачи: что-то нарисовать, построить и т. д. Чтобы выполнить эти задачи, требуются не только исполнительские умения и навыки (действовать карандашом, красками, накладывать кубики, но и умение предварительно рассмотреть тот предмет, который должен быть воплощен в рисунке или в конструкции. Задача педагога на этом этапе сенсорного воспитания состоит в том, чтобы подвести детей к осознанию необходимости предварительного подробного ознакомления с предметом, организовать обследование этого предмета до начала продуктивной деятельности. Во время проводимых нами занятий дети убеждались на опыте, что предварительное обследование предмета способствовало правильному воспроизведению его в рисунке, облегчало конструирование и т. д. Обследование предмета начинало выступать как необходимое звено, предшествующее собственно исполнительской деятельности. Обследование предметов должно проводить по-разному, в зависимости от цели его. Так, например, при обследовании предмета перед конструированием главное внимание обращается на его конструкцию, на основные узлы креплений. При этом предмет рассматривается с разных сторон, что необходимо для правильного восприятия его объемной формы.
При обследовании предмета перед изображением в рисунке главное внимание детей обращается на контур, его основные части. При этом предмет рассматривается лишь, с одной стороны.
Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:
- восприятие целого облика предмета;
- вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств (форма, величина и т. д.);
- определение пространственных взаимоотношений, частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа);
- вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;
- Повторное целостное восприятие предмета.
Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным.
Если сравнить способы обследования, применяемые в конструктивной и изобразительной деятельности, со способами обследования в процессе труда, то становится ясно, что разные способы обследования дают различные представления о предметах. Это определяется самими задачами деятельности: в конструктивной и изобразительной деятельности дети должны воспроизводить все основные части обследуемого предмета и их пространственное расположение, а для этого необходимо иметь достаточно полное представление как о целом предмете, так и о его частях. В процессе труда в природе детям важно лишь отличать сухую землю от влажной, рыхлую от плотной, культурное растение от сорняка, замечать изменения во внешнем виде растений и для этого достаточно иметь представление об отдельных характерных признаках почвы, растений. Таким образом, способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования.
Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Так, детям старшего возраста следует предлагать для обследования предметы разные по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более продуктивным. Разные виды продуктивной деятельности особым образом связаны с сенсорными процессами. Основное действие в каждой из них — выполнение чего-либо: конструкции (постройки, рисунка, песни, произнесение слов или связного текста. В одних случаях — при пении, игре на музыкальном инструменте, чтении наизусть текста — действиям ребенка предшествует восприятие аналогичного действия, восприятие образца. Когда они затем действуют сами, то слушают (воспринимают) свое исполнение, а также нередко и исполнение других детей.
Подобным образом конструирование, рисование, лепка могут осуществляться на основе восприятия процесса создания постройки, рисунка: дети усваивают и повторяют действия взрослого и получают подобный результат. Однако в этих видах деятельности могут быть и другие отношения между восприятием и исполнением. Детям показывают тот предмет (или его модель, который они будут строить, рисовать, лепить, вырезывать. Но вместо прямого и полного показа способов изображения или конструирования дается такой анализ свойств предмета, который позволит самостоятельно выполнить изображение.
Рисующая рука подчиняется не только зрительному контролю, но представлению того, что должно получиться, замыслу рисунка. Таким образом объединяются двигательные, сенсорные и мыслительные процессы. Движения ребенка целенаправлены, если он знает и представляет себе, что должен получить — построить, изобразить, спеть.
Основным средством сенсорного развития в процессе обучения являются занятия, на которых дети осуществляют ту или иную продуктивную деятельность. Но для выделения свойств, называния и определения их, сопоставления предметов по тем или иным свойствам могут быть использованы также дидактические игры и пособия.
Задачи, которые решаются с помощью таких игр и пособий, должны быть тесно связаны с теми сенсорно-познавательными процессами, которые осуществляются на занятиях, в труде, в детских играх, в быту. Вместе с тем дидактическая игра по возможности не должна повторять действий с реальными предметами в играх и труде, на занятиях при создании изображений, конструкций и т. д. Задача дидактической игры — в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цветов, величин, пространственных отношений, звуков.
Наряду с играми, в которых имеются моменты соревнования, выигрыша, могут быть дидактические пособия, которые требуют активизации сенсорных процессов — всматривания, вслушивания, сопоставления, нахождения такого же и т. д. Такие дидактические пособия целесообразно использовать на занятиях со всей группой: дети самостоятельно решают поставленные перед ними задачи, а воспитатель контролирует правильность решения. Или они могут быть даны в свободное время для индивидуального пользования.
Большое значение приобретают дидактические пособия и игры для усвоения детьми специально выделенных и отработанных систем, например, системы геометрических тел (объемных) и фигур (плоскостных, системы спектральных цветов, пространственных" отношений, музыкальных звуков и звуков речи. Различение геометрических форм и названий, умение сравнивать и группировать их по тем или иным по признакам помогает познавать формы предметов, встречающееся в окружающей жизни, разбираться в сложной форме растений и существ.
Знакомство с порядком расположения цветов в солнечном спектре, умение их называть, определять переходные тона делают цветовое восприятие более осознанным и в окружающей действительности дети начинают замечать больше различных цветов и оттенков.
Восприятие звуковой стороны речи, выделение одинаковых, повторяющихся звуков умение называть их важно не только для подготовки к грамоте: дети начинают чувствовать красоту звучания родной речи.
Заключение
В повседневной жизни, на прогулках и в играх сенсорный опыт — впечатления различного характера — накапливается согласно логике жизни. Наступление того или иного времени года связано с явлениями, которые непосредственно воспринимаются детьми, — снегопад, гроза, листопад, появление листьев и многое другое. Ежедневные изменения — свет солнца или бег облаков, дождь и радуга после дождя — обогащают впечатления детей о природе. Постоянным источником расширения сенсорного опыта является окружающая детей техника, строительство, бытовой труд.
Сенсорное восприятие осуществляется в детском саду и на занятиях, и в повседневной жизни детей, поэтому оно приобретает различные формы, включается в разные виды деятельности. Но все они имеют общую направленность и единые задачи воспитание у детей культуры восприятия, отзывчивости на непосредственные воздействия явлений окружающей действительности.
Работы А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддъякова В. Н. Аванесовой показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным воспитанием, осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений. Таким образом, можно определить основные задачи в ознакомлении детей с цветом, формой и величиной предметов. На третьем году жизни дети должны уметь выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении двух предметов по величине.
В период старшего дошкольного возраста необходимо формировать сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о хроматических и ахроматических цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Далее следует знакомить детей с оттенками цвета. с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из нескольких предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений, используемая в перспективном планировании.
Игры и упражнения по ознакомлению детей с формой и величиной расположены в соответствии с постепенностью усложнения заданий по каждой задаче. В приложении указана рекомендуемая последовательность проведения всех игр в старшей группе дошкольного учреждения. Несмотря на то, что предлагаемые игры и упражнения представляют собой систему, в зависимости от конкретных условий их можно использовать по выбору: заменить отдельные игры и упражнения другими, аналогичными по смыслу.
Особо важным является вопрос об увязке сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи предлагаемой системы с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.).
Начиная с пяти лет обучение продуктивным деятельностям приобретает вполне систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои особые требования к детскому восприятию и по-своему способствует его развитию. Что же касается предлагаемой системы игр и упражнений, то она, не дублируя продуктивных заданий, нацелена на формирование способов восприятия, способствующих выполнению любой продуктивной деятельности.
Предлагаемая система игр и упражнений построена в соответствии с изложенными задачами, при ее разработке были использованы методики, применявшиеся в работах Л. А. Венгера, И. Д. Венева, В. П. Зинченко, Т. В. Лавреньтьевой, А. Г. Рузской, Е. В. Проскура, В. П. Сохиной, В. В. Холмовской и других авторов.