ольга ольга
Педагогический проект по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста Детский сад — территория
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Паспорт проекта
Актуальность реализации проекта
Основное содержание проекта
План-график реализации проекта
Ресурсы
Перспективы дальнейшего развития
Список используемых источников
Приложения 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Паспорт проекта
Название проекта «Детский сад – территория здоровья»
Публикация «Педагогический проект по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста Детский сад — территория» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Заказчик проекта МБДОУ ПГО «Детский сад№69 комбинированного вида» г. Полевской
Разработчики проекта Русинова Ольга Владимировна
Сильвестрова Татьяна Ивановна
Нормативные основания реализации проекта 1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Р. Ф. «Дошкольного
Образования» от 01 января 2014
года. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 309 – ФЗ и приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
3. Конвенция ООН по правам ребёнка.
Основные идеи проекта -создание новой, более эффективной модели развития у дошкольников навыков здорового образа жизни
Цели проекта сохранение и укрепление здоровья детей, привитие им навыков здорового образа жизни
Задачи проекта Для детей :
- формировать элементарные представления о важности бережного отношения к своему здоровью и здоровью других детей;
- развивать потребность в двигательной активности.
Для родителей:
- повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством систематического педагогического и медицинского просвещения;
- повышать интерес родителей путём просветительской работы к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.
Объект и предмет педагогической деятельность Объектом проекта являются :
заинтересованность всех субъектов и каждого в активной популяризации здорового образа жизни.
Предметом: мероприятия ДОУ.
Срок реализации проекта Долгосрочный (1 год)
Участники проекта : воспитатель, дети, родители. Инструктор по физ. культуре.
Социальные партнеры (с указанием направлений взаимодействия) Сотрудники аптеки (проведение экскурсии для детей). Инструктор по физ. воспитанию.
Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта для детей :
-Обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор;
- имеют элементарные представления о ценности здоровья;
-сформирована потребность в двигательной активности;
- Снижение заболеваемости и детского травматизма среди воспитанников.
для родителей:
- информация и практический опыт помогут родителям увидеть и лучше узнать работу воспитателя по формированию навыков ЗОЖ у детей.
- Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;
Критерии оценки эффективности реализации проекта Нормативы, мониторинг детей, участие воспитанников в соревнованиях, игры, эстафеты.
Актуальность реализации проекта
На сегодняшний день остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья детей, так как уровень состояния физического и психоэмоционального здоровья детей, как дошкольного, так и школьного возраста ежегодно падает. Это зависит от множества причин, в том числе и от увеличения умственной нагрузки, снижения двигательной активности, низкого уровня знаний о ЗОЖ. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, обеспечивающим единство его физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития.
В ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение цели укрепления и охраны здоровья детей и формирования начальных представлений о здоровом образе жизни. ФГОС ДО подчеркивает ценность семьи, как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений дошкольного учреждения с семьями воспитанников: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, а не просто наблюдателями.
Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования, полноценная готовность ребенка к школьному обучению невозможна без приобретения им навыков ЗОЖ. Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению режима дня, достаточной двигательной активности, ЗОЖ предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, адекватное поведение в различных ситуациях, понимание того, как эту жизнь и здоровье сохранить в окружающей среде, полной незаметных опасностей.
Основное содержание проекта
Принципы, лежащие в основе проекта :
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
Методы реализации проекта с детьми :
- практические
Оздоровительная работа
Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность детей
Пальчиковые игры
Физкультминутка
Упражнения на дыхание
Артикуляционная гимнастика
Гимнастика для глаз
Релаксационное упражнение
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
- словесные
Беседы
Чтение художественной литературы.
Заучивание стихотворений.
Консультации
Рассказывание
Инструкции
- наглядные
Организация выставок, конкурсов.
Сбор фотоматериала.
Рассматривание иллюстраций.
Информационно-агитационные стенды
Личный пример взрослых
Театрализованные представления
Просмотр видеоинформации
Формы организации деятельности воспитанников:
- фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Пути реализации проекта :
- тематические интегрированные занятия, в том числе и физкультурные;
- мониторинговые процедуры (анкетирование родителей, тесты для воспитателей);
- экскурсии;
- спортивные соревнования;
- беседы;
- игры, эстафеты, викторины, конкурсы;
- консультации для родителей;
- выставка детского творчества.
План-график реализации проекта
Этапы
1. Подготовительный
(Разработка проекта)
Основные мероприятия - Сбор информации : подборка фотографий, набор игр и упражнений различной направленности (для осанки, плоскостопия, мышц рук, ног, спины, знакомство с методической литературой по вопросам ЗОЖ.
-проведение анализа нормативно-правовой базы и приведение её в соответствие с законом «Об образовании», изучение понятий, касающихся темы проекта;
-мониторинг уровня заболеваемости детей на начало учебного года;
-блиц – опрос детей;
-изучение условий реализации проекта;
-привлечение родителей к участию в проекте;
-определение цели и задач;
-анкетирование родителей;
-разработка перспективного плана работы с родителями
-разработка перспективного плана организации физкультурно-досуговых мероприятий. Ответственные-Воспитатель,Специалисты ДОУ,Мед. работник, Инструктор по физ. культуре
2. Основной
(Реализация по видам детской деятельности) Игровая деятельность
Игры на развитие двигательной активности «Догони меня»; «Ловишки»;
Малоподвижные игры «Грибок», «Вот по ягоды пошли»;
Сюжетно-ролевые игры «Больница», «У зубного врача»;
Дидактические игры «Что сначала - что потом (режим дня)», «Полезная и вредная еда», «Лабиринты здоровья», «Умею - не умею».
Коммуникативная деятельность
- Беседы «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!»;
«Если хочешь быть здоров!»;
«Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»;
«Чистота залог здоровья»;
Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки);
«Здоровая пища», «Как вести себя в поликлинике»,
Сказка-беседа «Мойдодыр».
- Составление рассказов об овощах и фруктах.
- Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья.
Познавательно-исследовательская деятельность
- «Где живет витаминка?» (Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для здоровья человека. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью) .
- «Это я!» (Дать ребенку знание о себе, о своем теле, формировать любовь к жизни, чувство радости существования) .
- Органы чувств (глаза, уши, нос). Общее понятие. (Закреплять знания детей о своем теле. Рассказать детям, что на голове у человека много нужных и полезных органов).
- Для чего нужны зубы? (Познакомить детей с тем, что такое зубы и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью) .
- «Как быть здоровым?» (Воспитывать бережное отношение к своему здоровью)
- «Растения, которые лечат».
Восприятие художественной литературы и фольклора
- Чуковский К. И. «Айболит», «Мойдодыр»
- Шалаева Г. П., Журавлёва О. М., Сазонова О. Г. «Правила поведения для воспитанных детей»
-Токмакова И. «Колыбельная», «Мне грустно – я лежу больной»
- Крылов А. «Как лечили петуха»
- М. Безруких «Разговор о правильном питании»
- В. Бондаренко «Язык и уши»
- Л. Зильберг «Полезные продукты»
- Г. Зайцев «Крепкие, крепкие зубы», «Дружи с водой»
-А. Крылов «Как лечили петуха»
Трудовая деятельность
- Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. (Познакомить с медработниками детского сада, их кабинетом, для чего необходим медкабинет, что в нем есть; учить не бояться врачей) .
- Экскурсия в аптеку.
-Беседа «Как доктор лечит людей»
Творческая деятельность
- Рисование «Овощи и фрукты», «Мы гуляем на участке»
-Конструирование «Больница для зверюшек»,
-Аппликиция «Консервированные овощи в банке»
-Лепка «Машина скорой помощи»
Безопасность
- Беседа «Осторожно - лекарство», «Как вести себя во время болезни»,
-Просмотр мультфильмов.
Физическая культура
-Утренняя гимнастика
-физкультурные занятия
-эстафеты
-соревнования
-подвижные игры,
-физкультурные досуги,
- «Зимние старты».
Ответственные -Воспитатель, Мед. работник, Родители, Специалисты ДОУ, Педагог-психолог, Инструктор по физ. культуре
3. Итоговый -подведение итогов реализации проекта :
-проведение недели здоровья с педагогами и детьми;
-заключительный спортивный праздник;
Воспитатель, родители, дети Май 2017г. Недели здоровья «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»;
Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья!»;
Анкета для родителей
-исследование эффективности проводимой работы на основе анализа мониторинга;
Мультимедийная презентация инновационного опыта по итогам реализации проекта.
Ответственные-Специалисты ДОУВоспитатель, Родители, Инструктор по физ. культуре
Ресурсное обеспечение
Конспекты оздоровительных мероприятий, спортивных досугов
Физкультурный зал, спортивная площадка.
Разработка оздоровительных мероприятий и досугов.
Подбор методической литературы
Изготовление нестандартного оборудования
Перспективы дальнейшего развития
Данный проект может быть использован другими педагогами, как в полном объеме, так и парциально на разных уровнях образовательной системы. Учитывая эффективность результата проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения и развития с привлечением младших дошкольников и их родителей.
Разработать методическую базу для детей 5-6 лет (серию физкультурных занятий совместно с родителями, комплексы упражнений в детскородительской паре, сценарии досугов);
Для спортивного зала приобрести необходимое оборудование;
Представить родителям презентацию: «10 правил здоровья».
Вследствие реализации проекта у дошкольников выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Они ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные знания о средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма. Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей. Физкультурные досуги и совместные занятия с родителями способствовали закаливанию и укреплению здоровья детей; повышали двигательную активность и выносливость организма; оказывали положительное влияние на физическое, психическое и эмоциональное благополучие ребенка. Повысилась активная родительская позиция в потребности дошкольников в движении на свежем воздухе, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка. А в целом родители считают, что здоровье это не отсутствие болезней, а образ жизни. Согласно полученным данным анкетирования на предмет удовлетворенности родителей в использовании нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по формированию потребности в здоровом образе жизни, проект «Детский сад – территория здоровья» имеет высокий рейтинг.
Список используемых источников
1. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н. Здоровый дошкольник : Социально- оздоровительная технология 21 века. - М: АРКТИ, 2012г. -88с.
2. Бурцев Н. В. Правильное закаливание детей от рождения до школы. – М: Феникс,2013г. - 125с.
3. Власенко Н. Э Гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста (теория, методика, практика) – М: Детство-Пресс, 2015г. -112 с.
4. Гладикова Е. А. Мир человека. Гигиена и здоровье. -М: Школьная Пресса,2012г. 35 с.
5. Гулидова Т. В., Осипова Н. А. Взаимодействие детского сада с семьё й в физкультурно-оздоровительной деятельности дощкольников: семейные праздники, физкультурные занятия,. ФГОС ДО-М: Учитель,2015г. -73 с.
6. Литвинова О. М. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений и игр по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей. ФГОС ДО-М: : Учитель,2015г. -58 с.
7. Павлова М. А., Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Теоретические и практические материалы. М :Учитель. -2013г. -87 с.
8. Шебеко В. И. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. -М: Детство-Пресс,2015г- 21 с.
9. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье-М: Сфера,2012-64с.
Приложение 1
Физкультминутки.
«Солнце»
Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)
Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)
Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)
Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)
Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)
Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)
И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)
Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)
Барабанит дождь по крыше, (хлопки в ладоши)
Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)
Вот и спряталось за тучи, (приседаем)
Ни один не виден лучик (встали, спрятали руки за спину)
«Снежинки»
Закружились, завертелись (Покружиться на месте.)Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей (Поднять руки.)
Легкие пушинки. (Покружиться на носках.)
Чуть затихла злая вьюга (Опустить руки, встать прямо.)
Улеглись повсюду. (Присесть, руки к полу.)
Заблистали, словно жемчуг (Встать, руки вперёд.)
Все дивятся чуду. (Развести руки в стороны.)
«Самолеты»
Самолёты загудели (Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели. (Руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо)
На полянку тихо сели, (Присесть, руки к коленям)Да и снова полетели. (Руки в стороны, "летим" по У-у-у-у-у-у… кругу.)
Приложение 2
Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста.
«Часики»
И. п --Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить
1-взмах руками вперёд-тик (вдох)
2-взмах руками назад-так (медленный выдох)
Повторить 5-6 раз.
«Петух»
И. п --Встать прямо, ноги врозь, руки опустить.
1-поднять руки в стороны сделать «вдох»,
2- затем медленно опуская руки, выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».
Повторить 5—6 раз.
«Каша кипит»
И. п --Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди
1-втягивая живот — вдох.
2-выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф».
Повторить 3—4 раза.
«Насос»
И. п -- Встать прямо, ноги вместе, руки опущены.
1- вдох.
2- затем наклон туловища в сторону—выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с».
Повторить 6—8 наклонов в каждую сторону.
Приложение 3
Дидактические игры «Здоровье и здоровый образ жизни»
«Что сначала - что потом (режим дня)»
Задачи: закреплять представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья. Формировать умение связно, последовательно объяснять свои действия.
Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определенного периода суток.
Описание: предложить ребёнку разложить картинки в правильной последовательности, объяснить свой выбор.
«Лабиринты здоровья».
Задачи: закреплять знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Учить детей видеть границы рисунка (в данном случае дорожки, вести линии не отрывая пальца от картинки; развивать мышление, логику, глазомер, усидчивость, волю; приучать охватывать всю картинку целиком, мысленно строить маршрут "путешествия".
Материал: карточки с изображением лабиринтов.
Описание: перед ребё нком ставится задача: найти дорогу от предмета личной гигиены до части тела, для которой он предназначен. Объяснить, как и для чего используется данный предмет.
«Правила гигиены».
Задачи: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.
Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.
Описание: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.
«Полезная и вредная еда».
Задачи: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.
Материал: Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).
Описание: Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются.
«Умею - не умею».
Задачи: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.
Материал: мяч.
Описание: Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он умеет или не умеет. Например: «Я умею бегать, так, как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».
«Таня простудилась»
Задачи: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться
Материал: носовой платок
Описание: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?
И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе детьми:
- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т. д.
«Угадай на вкус»
Задачи: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.
Материал : тарелка с нарезанными овощами, фруктами
Описание: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то овоща, фрукта и задаё т вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?», «Кислый, как что?», «Сладкий, как что?».
«Кто я такой?»
Задачи: упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков.
Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, карточки-накладки.
Описание: воспитатель называет какую-либо часть тела, ребёнок находит её среди карточек и кладёт её на картинку. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок называет нарисованную часть тела и кладёт на картинку.
«Игра - дело серьёзное»
Задачи: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.
Материал: картинки с изображением различных предметов (опасных и неопасных, два обруча
Описание: Воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.
Приложение 4
Беседа «Чистота залог здоровья»
Цель: закрепить знания о чистоте тела и окружающей чистоте, порядке и аккуратности. Обратить внимание на то, что порядок и чистота способствуют укреплению здоровья.
Ход занятия:
Воспитатель -Много правил есть на свете. Соблюдайте все их, дети! Сейчас я загадаю вам загадки. Вы их отгадаете и догадаетесь, о чём пойдёт сегодня речь.
-Маленький кусочек, Чистоты брусочек. (Мыло)
-Два раза в день меня берут, Бывает даже больше, Во рту я время провожу. Минуты две, не дольше. (Зубная щётка)
Вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь? — О чистоте и здоровье - Как вы думаете, какая часть нашего тела быстрее всего пачкается? (Руки) — Почему? (Постоянно что-нибудь берем, трогаем разные предметы) — Почему грязные руки – это плохо? (Микробы могут навредить коже, попасть в рот и вызвать болезни) — В народе так и говорят: «Грязные руки – живота муки». — Что же нужно делать с грязными руками, чтобы не заболеть? (Мыть) — Когда необходимо мыть руки?
- А теперь «Замысловатые вопросы» :
1. Какие 4-е предмета нужны, чтобы содержать зубы в порядке? (Вода, щетка, паста, зубочистка)
2. Как превратить грязную одежду в чистую? (Постирать, почистить)
3. «Чистюля» — это чистая кастрюля? (Человек)
4. Что делает парикмахер?
5. У людей когти или ногти?
6. Сколько раз в неделю нужно купаться?
7. Зачем стричь ногти?
8. Ноги моют утром или вечером?
— Молодцы!