Екатерина Плотникова
Педагогический проект «LEGO-конструирование. Простые механизмы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Публикация «Педагогический проект „LEGO-конструирование, Простые механизмы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Для реализации проекта используется конструктор "Простые механизмы", с помощью которого дети смогут почувствовать себя юными учеными и инженерами, который поможет им понять принципы работы простых механизмов, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Данный проект способствуют созданию в группе веселой, но вместе с тем мотивирующей атмосферы, позволяющей развивать навыки творческого подхода к решению задач, совместной выработки идей и командной работы. На занятиях дошкольники получают первый опыт научного подхода к исследованиям, включающим в себя наблюдение, осмысление, прогнозирование и критический анализ.
Проект имеет техническую направленность. Он поможет ребенку открыть себя наиболее полно, создаст условия для динамики творческого роста и будет поддерживать пытливое стремление ребенка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях. Преемственность образовательных областей способствует формированию уверенности в своих силах, успешности и высокой самооценке.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Актуальность
Работа над данным проектом актуальна тем, что раскрывает для дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Цель проекта – содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредствам овладения LEGO- конструированием.
Задачи проекта :
1. Развивать у детей умение анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность ее выполнения, способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе: достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать дополнительные элементы.
2. Проводить конструирование по собственному замыслу, с опорой на технологическую карту, карту-схему модели.
3. Использовать созданные конструкции в играх-макетах, сюжетно-ролевых играх.
4. Сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изображать.
5. Расширять словарный запас при изучении основных составных частей простых механизмов.
6. Сформировать у детей целостное представление о мире техники
Особенности проекта
Проект ориентирован на работу с детьми 6-года жизни и рассчитан на один год обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут. Для реализации проекта приглашается все желающие дети.
Форма проведения занятий: индивидуальная, групповая.
Структура занятия:
• Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (цель – развитие элементов логического мышления.
• Вторая часть – создание конструкции (цель - развитие способностей к наглядному моделированию.
• Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ (цель – развитие умений грамотно представлять свою модель).
Ожидаемый результат реализации проекта :
• Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
• Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
• Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
• Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Дети будут иметь представления:
• о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
• об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
• о разновидностях простых механизмов.
Способы проверки ожидаемых результатов: наблюдение в процессе обучения.
Формы подведения итогов реализации проекта : опрос, выставка.
Этапы работы над проектом :
1 этап – организационно-подготовительный
Деятельность детей :
- создание интереса к LEGO- конструированию;
- накопление личного опыта;
- вхождение в игровую ситуацию;
- формулирование проблемы и задач вместе с педагогом;
- уточнение задач проекта;
- предложение путей решения проблемы.
Деятельность педагога :
-создание условий для реализации проекта;
-всестороннее изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы;
-дифференциация потребностей педагога, детей и родителей в рамках существующей проблемы;
-определение конкретных целей, задач, способов решения проблемы;
-разработка конспектов занятий;
-определение продукта проекта.
2 этап – технологический
Деятельность детей :
-систематизация знаний о деталях конструктора «LEGO. Простые механизмы», соединении, креплении построек, конструктивных особенностях;
- осваивание игр;
- выполнение творческих заданий;
- изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых, дидактических, творческих.
Деятельность педагога :
-разработка календарно-перспективного плана реализации проекта с детьми;
-разработка и апробирование конспектов НОД с использованием активных методов обучения;
-создание технологических карт, карт-схем построек;
-создание банка методических пособий для конструктивной деятельности с использованием конструкторов «LEGO»;
-организация конструктивной деятельности детей, координация и контроль;
- помощь детям в процессе реализации проекта;
3 этап – обобщающий
Деятельность детей :
-помощь в оформлении выставок творческих работ;
-помощь в оформлении фотоальбома по итогам проекта;
Деятельность педагога :
-создание зон «LEGO» конструирования;
-конспекты, презентации; технологические карты, карты-схемы построек, атрибуты для занятий;
-организация выставок творческих работ;
-создание фотоальбома по итогам проекта.
Созданые постройки из Лего можно использовать в играх-театрализациях, которые очень нравятся дошкольникам : они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.
Лего- конструктор можно использовать в дидактических играх и упражнениях 9например игра «Чудесный мешочек», в которой у детей развивается тактильное восприятие и речь. Игра 2Запомни и повтори» направлена на коррекцию памяти и мышления).
Интеграция образовательных областей в проекте «LEGO- конструирование. Простые механизмы»
Образовательная область Формы работы
Содержание работы
Социально-коммуникативное развитие коммуникативная
коммуникативная различные виды игр и упражнений, инсценировки по тематике проекта;
обсуждения, беседы, дидактические игры;
Познавательное развитие познавательно-исследовательская обогащение, закрепление познавательного материала, дидактические игры;
Речевое развитие речевая чтение стихотворений, отгадывание загадок, чтение и составление рассказов, использование речевых игр, беседы;
Художественно-эстетическое развитие творческая выполнение творческих заданий, участие в выставках творческих работ;
Физическое развитие выполнение упражнений развитие мелкой моторики рук, физминутки.
Учебно-тематический план
№ Срок Тема Продолжительность
Октябрь 4 занятия
1. 1 неделя Вводное занятие. Знакомство с «LEGO - конструктор». 25 минут
2. 2 неделя Название деталей. 25 минут
3. 3 неделя Способы креплений. 25 минут
4. 4 неделя Что такое простые механизмы. 25 минут
Ноябрь 4 занятия
5. 1 неделя Зубчатые колёса. 25 минут
6. 2 неделя Общее сведения: Зубчатые колеса. 25 минут
7. 3 неделя Основное задание «Карусель» 25 минут
8. 4 неделя Творческое задание «Тележка с попкорном» 25 минут
Декабрь 4 занятия
9. 1 неделя Колеса и оси. 25 минут
10. 2 неделя Общие сведения: Колёса и оси. 25 минут
11. 3 неделя Основное задание: Машинка 25 минут
12. 4 неделя Творческое задание: Тачка 25 минут
Итого за квартал 12 занятий- 300 минут
Январь 2 занятия
13. 1 неделя Выходные и праздничные дни.
Выходные и праздничные дни.
14. 2 неделя
13. 3 неделя Рычаги. 25 минут
14. 4 неделя Общие сведения: Рычаги. 25 минут
Февраль 4 занятия
15. 1 неделя Основное задание: Катапульта 25 минут
16. 2 неделя Творческое задание: Железнодорожный переезд со шлагбаумом 25 минут
17. 3 неделя Шкивы. 25 минут
18. 4 неделя Общие сведения: Шкивы. 25 минут
Март 5 занятий
19. 1 неделя Основное задание: «Сумасшедшие полы 25 минут
20 2 неделя Творческое задание: Подъемный кран 25 минут
21. 3 неделя Создание творческих проектов. 25 минут
22. 4 неделя Конструирование машины будущего. 25 минут
23. 5 неделя Конструирование водного транспорта. 25 минут
Итого за квартал 11 занятий- 275 минут
Апрель 4 занятия
24. 1 неделя Конструирование животных. 25 минут
25. 2 неделя Конструирование роботов. 25 минут
26 3 неделя Конструирование сказочных героев. 25 минут
27 4 неделя Создание декорация. 25 минут
Май 2 занятия
28 1 неделя Создание театра из LEGO – моделей. 25 минут
29. 2 неделя Подведение итогов. 25 минут
Итого 29 занятий- 725 минут
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с «LEGO - конструктор».
Цель: познакомиться с детей с набором LEGO «Простые механизмы».
Теория: должны знать правила использования лего-конструктора.
Практика: должны уметь пользоваться конструктором.
Раздел 2. Название деталей.
Цель: познакомить детей с названием деталей.
Теория: должны знать названия деталей.
Практика: должны уметь применять названия деталей на практике.
Раздел 3. Способы креплений.
Цель: познакомить детей с видами креплений.
Теория: должны знать способы креплений деталей.
Практика: должны уметь соединять детали разными способами.
Раздел 4. Что такое простые механизмы.
Цель: познакомить детей с понятием простые механизмы.
Теория: должны знать разновидности механизмов.
Практика: должны уметь применять полученные знания на практике.
Раздел 5. Зубчатые колёса.
Цель: познакомить детей с понятие зубчатые колёса
Теория: должны знать принципы зубчатых колёс
Практика: должны уметь собирать конструкции.
Раздел 6. Колеса и оси.
Цель: познакомить детей с понятиями колесо и ось.
Теория: должны знать разновидности осей и колёс.
Практика: должны уметь конструировать модели с колёсами и осями.
Раздел 7. Рычаги.
Цель: познакомить детей с понятие рычаг.
Теория: должны знать, где применяется механизм рычаг.
Практика: должны уметь собирать модель с механизмом рычаг.
Раздел 8. Шкивы.
Цель: познакомить детей с понятием шкив.
Теория: должны знать определение шкив.
Практика: должны уметь конструировать модель с использованием шкивов.
Раздел 9. Создание творческих проектов.
Цель: создание творческого проекта.
Теория: должны уметь представлять свои лего-модели.
Практика: должны уметь самостоятельно создавать лего модели.
Раздел 10. Подведение итогов.
Цель: проверить знания, умения и навыки детей.
Теория: должны знать основные определения, названия деталей виды крепежей.
Практика: должны уметь соединять детали, создавать конструкции с использование простых механизмов.
Список литературы
1. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М. : Изд. -полиграф центр «Маска», 2013.
2. Комарова Л. Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
3. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
4. Лиштван З. В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
5. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
6. Фешина Е. В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М. : изд. Сфера, 2011.