Алсу Аглиуллина
Особенности сенсорного развития у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Появившись на свет, ребёнок способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод, т. е. воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды. Одна из главных систем в организме человека, направленная на восприятие и представление о предметах, объектах и явлениях окружающего мира, называется сенсорной.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве и младшем дошкольном возрасте накапливаются представления о цвете, форме, разнообразие величине.
Публикация «Особенности сенсорного развития у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах
Важно, данные чтобы эти видит представления, были слабость разнообразными. Это бесконечное значит, что называется ребёнка надо познавательные знакомить со насколько всеми разновидностями стоят свойств – всеми слабость цветами спектра, с размер геометрическими формами. чувствовать Развивать познавательные и сила речевые умения. геометрическими
Определять цвет, слабость размер, форму эти предметов путём окружающей зрительного, осязательного и возраст двигательного обследования, человека сравнения.
В своей, что многовековой практике физического человечество создало, эстетического определенную эталонную играет систему величин, Опираясь форм, цветовых цветами тонов.
Опираясь формами на данные слышит науки об возрасте этом возрасте, совершенно мы можем каждом судить не с систему точки зрения этом его несовершенства, а с тепло точки зрения систем его уникальности. поскольку Его слабость и свойствами несовершенство это играет по сути науки его сила, были поскольку несовершенство На есть безграничность возможностей духовного и физического совершенствования.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
На этапе младшего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ранний и младший дошкольный возраст считают «золотой порой» сенсорного развития.
Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувства восприятия отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств.
Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения ребенок всех других, процессов более сложных видов познавательных процессов из памяти, воображения, других мышления.
Исследованиям в свойств области сенсорного научится развития дошкольника зарубежные большое внимание направлений уделяли отечественные отечественные и зарубежные начинается ученые.
Наиболее другие важный вклад в отражение развитие исследований в дидактических этом направлении процессов внесли такие ребенка отечественные авторы мышления как А. П. Усова, А. В. сложных Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. внимание Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. этими Зинченко, П. Сакулина, Э. Г. Рузская Пилюгина, Е. И. Тихеева и зависит многие другие, а создает также зарубежные: Я. А. всестороннего Каменский, Ф. Фребель, М. другие Монтессори, О. Декроли.
этими Однако и на начинается сегодняшний день воспринимать существует необходимость одного исследования сенсорного также развития детей ощущения младшего дошкольного воспитание возраста, как действующих одного из младшего важнейших направлений Фребель всестороннего развития развитие психики ребёнка.
сложных Проблема: каковы из возможности влияния отражение дидактических игр внесли на сенсорное развитие младших дошкольников.
Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир.
Сенсорное воспитание предполагает обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового.
Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т. п.
Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира составляет основу сенсорного (от лат. подготавливает Sensus-чувство, ощущение) частями развития ребенка.
называют Восприятие формируется развития на основе др синтеза разных успешного ощущений: слуховых, разных зрительных, тактильных, начинается кинестетических, обонятельных и складывается др. Целостное вкусах восприятие как как бы подготавливает развитие некоторые стороны ребенка причинного мышления. становится Когда ребенок кинестетических детально представляет стороны себе предмет с ощущений его частями, запахах он может восприятие осознать причины на нарушения целого. бы Формирующийся образ восприятие предмета или как понятия складывается овладения на основе комплекса тактильных, зрительных, кинетических и кинестетических ощущений (двигательных, связанных с ощущением) и др., который и называют сенсорным.
Таким образом, становится ясно, что сенсорное развитие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Катаева А. А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста. Автореферат. - М., 1977.
2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, Ю. А. Костенкова; Под ред. Б. П. Пузанова. — 3-е изд., доп. — Издательский центр "Академия", 2015. — 160 с.
3. Ломовая Б. Ф. Сенсорные и сенсомоторные процессы. Под редакцией Ломовой Б. Ф. - М. : Просвещение, 2013