Наяндина Людмила
Педагогический проект для детей подготовительной к школе группы «Детская безопасность»
Педагогический проект для детей подготовительной к школе группе на тему «Детская безопасность».
Воспитатель: Наяндина Людмила Анатольевна
В наибольшей безопасности тот, кто
начеку, даже когда нет опасности.
/Сайрус/
Проект : «Детская безопасность».
Публикация «Педагогический проект для детей подготовительной к школе группы „Детская безопасность“» размещена в разделах
Тип проекта : познавательно - ориентированный, групповой, долгосрочный.
Продолжительность: декабрь 2019- май 2020г.
Возраст детей : подготовительная группа.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Проблема: Недостаточная осведомлённость детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности и умении применять их в своей практике.
Актуальность: Участившиеся в последнее время трагические ситуации травматизма детей в быту, в лесу, на улицах и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости систематической подготовки детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Родители, как правило, уделяют мало внимания обучению детей правилам безопасности. Часто они ограничиваются банальными запретами, что вызывает у ребёнка только любопытство, интерес. Не имея практических навыков поведения в ЧС, дошкольники не знают, как необходимо действовать.
Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.
На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Цель проекта : формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил личной безопасности. Вооружение знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта :
1. Создать условия в группе для сознательного изучения детьми основ безопасной жизнедеятельности.
2. Формировать навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть.
3. Воспитывать привычку соблюдать необходимые правила безопасности.
4. Повысить компетентность родителей в вопросах безопасности детей в окружающей жизни.
Проблемные вопросы:
Что должен знать ребенок 6-7 лет о безопасности?
Кто в ответе за безопасность ребенка дошкольного возраста?
Как эффективно обеспечить безопасность дошкольника?
Этапы работы над проектом :
I этап (подготовительный)
Изучение литературы.
Разработка проекта.
Мониторинг детей.
Анкетирование родителей.
Подбор методического и дидактического материала.
II этап (организационно - практический)
1. Педагог :
- изготовление наглядных пособий для проекта : «Запрещающие знаки в природе», «Безопасность в доме», «Как устроен человек», «Наши эмоции», «Контакты с животными» и другие.
- беседы с детьми: «Почему люди болеют»,«Внешность человека может быть обманчивой», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Кто такие террористы», «О здоровом образе жизни», «Как правильно оказать первую медицинскую помощь», «Советы светофора», «Для чего нам нужен тротуар?», «Как следует переходить дорогу?», «Не играй с бродячими животными», «Правила поведения на участке д/сада», «Осторожно – гололёд», «Ядовитые грибы и ягоды», «Правила езды на велосипеде», «Земля - наш общий дом».
- дидактические игры : «Сортируем мусор – бережём природу», «Найди электроприборы и расскажи, чем они опасны»,«Грустно - весело»,«Красный - зелёный», «Наша улица», «Четвёртый лишний», «Кубик безопасности», «Если чужой стучится в дверь», «Угадай настроение»
- сюжетно-ролевые игры: «МЧС»,«Поликлиника», «Кафе»,«Путешествие за город», «ГИБДД», «Скорая помощь», «Спасатели»,«Автосалон», «Семья».
- чтение худ. литературы: стихи и пословицы о здоровом образе жизни, Г. Косова «Безопасная дорога», О. Корнеева «Если дома ты один»,стихи - загадки «Дорожные знаки», С. Маршак «Дядя Стёпа - милиционер», А. Усачёв «Правила дорожного движения», Л Петраковская «Что делать, если…». О. Бедарев «Азбука безопасности», Н. Носов «Автомобиль», Т. А Шорыгина «Мне купили самокат», В. Кожевников «Светофор», С. Михалков «Моя улица». А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», «Кот, петух и лиса»,
«Лиса в заячьей шкуре».Стихотворения «Как вести себя с незнакомцем», «Кто твой друг и кто твой враг»;
- разработка консультации для родителей: «Личная гигиена дошкольников», «Правила безопасности при катании на санках и ледянках», «Безопасность ребёнка при перевозке в автомобиле», «Один дома: как оставить ребенка дома одного?», «Правила поведения на природе», «Детские страхи дошкольников», «Пожарная безопасность», «Безопасность на воде».
2. Дети:
-рассматривание иллюстраций по всем разделам программы;
-подвижные игры: «Пожарные на учении», «Быстрая зебра», «Ловкий пешеход», «Полоса препятствий», «На верху», «Мы – спасатели», «1,2,3, что может быть опасно — найди», «Собери рюкзак для спасателя».
-просмотр мультфильмов - Альманах «Уроки осторожности», «Уроки тётушки Совы», «Машины специального назначения» из сериала «Азбука безопасности смешариков», «Игра с огнём», азбука безопасности со смешариками «Кто быстрее», «Правила безопасного поведения детей на природе».
- участие в продуктивной деятельности: лепка «Съедобные грибы», «Пожарный щит», «Инспектор ГИБДД» ; рисование «Как мы переходим улицу», «Ягоды»,«Полицейская машина»; аппликация «Пешеходный переход», «Светофор» и др.
3. Родители:
- анкетирование: «Особенности формирования у детей дошкольного возраста культуры личной безопасности»;
- педагогическая беседа;
-тематическая консультация – (индивидуальная или групповая);
-информационный стенд,
-тематические выставки:
-тематические папки, памятки, буклеты;
- участие в обогащении развивающей среды группы;
III этап (заключительный)
Ожидаемый результат:
Дети:
• осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
• проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
• Умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
• усвоение правил безопасного поведения на улицах города;
• забота о своем физическом здоровье и соблюдение правил безопасности жизнедеятельности;
• умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
• способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами;
• формирование общих представлений об охране окружающей среды и о том, как лучше сберегать природу.
Родители:
- повышение образовательного уровня родителей по данной теме,
- осознание важности проблемы безопасности детей,
- сотрудничество с детьми и педагогами.
Продукты проекта : выставка детских рисунков на темы : «Здоровый образ жизни»,«Ребёнок и другие люди», «Пожарная безопасность», «ПДД»; наглядные пособия ««Запрещающие знаки в природе», «Безопасность в доме», «Как устроен человек», «Тело человека», «Наши эмоции», «Контакты с животными» и другие; дидактические игры; картотека загадок, стихов, пословиц по разделам программы, сказки детей на тему «Безопасное поведение».
Презентация проекта : Театрализованная постановка «Как друзья принцессу лечили».
Рефлексия:
Подведение итогов:
За время работы над проектом дошкольники узнали об определённых правилах поведения дома, на улице, в природе, на дороге.
Дети приобрели опыт познавательной, продуктивной, творческой деятельности при совместной работе со взрослыми.
У родителей появилось понимание того, что важным фактором формирования безопасности у детей дошкольного возраста является их личный пример.
Просветительская работа среди родителей через уголок информации, консультации, родительские собрания дала положительные результаты. Родители стали больше уделять внимания безопасности своих детей.
Полученный результат.
1. У детей начали систематизироваться знания о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях;
2. Дошкольники стараются вести себя правильно при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями.
3. Родители заинтересовались данной проблемой и начали активно участвовать в мероприятия детского сада, связанных с безопасностью детей.
Вывод: Наиболее перспективным путем обновления содержания работы по
формированию безопасного поведения у старших дошкольников, является создание единого информационного пространства для обучения ОБЖ.
«Безопасность всем нужна, бережёт нам жизнь она»