Евгения Пантелеева
«Право ребенка на дом, семью, любовь и понимание». Информационный проект для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания. Понимая это, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, спасти поколение, которое должно нас сменить? Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие в России в настоящее время, не могут оставить без изменения систему дошкольного воспитания и обучения. И вопрос об обязательном обеспечении интересов и прав детей, создание необходимых условий для развития, защиты и обеспечения активного участия подрастающего поколения вышел здесь на первое место.
Публикация «„Право ребенка на дом, семью, любовь и понимание“, Информационный проект для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Воспитательно-образовательная работа по правовому воспитанию проводится системно весь учебный год. Для этого разработано годовое тематическое перспективное планирование образовательной деятельности в режимных моментах на каждую неделю. Эта система дает возможность признать ребенка полноценной и полноправной личностью : свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим, способной на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.
В рамках системы работы по правовому воспитанию в детском саду уже проводились месячники и недели правовых знаний для педагогов, детей и родителей. В этом учебном году принято решение организовать декаду «Право ребенка на дом, семью, любовь и понимание», с учетом реализации годовой задачи: «Создание модели целостного образовательного процесса путем внедрения образовательной программы ДОУ во взаимодействии с семьями воспитанников».
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
«Право ребенка на дом, семью, любовь и понимание»
Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок - равноправный с нами человек, имеющий право на собственные поступки и мнение. Как раскрыть взрослым важные документы о правах ребенка о том, что его права, как и права любого человека, нужно уважать и не нарушать. Как организовать образовательную деятельность с детьми, чтобы воспитать у них уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим, заложить основы правового воспитания.
Именно в проектной деятельности удалось найти ответы на поставленные вопросы.
ТИП ПРОЕКТА
1. По доминирующему методу – информационный.
2. По характеру содержания включает ребенка, его семью, рукотворный мир, культурные ценности.
3. По характеру участия ребенка в проекте – участник.
4. По характеру контактов – осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей.
5. По количеству участников – фронтальный.
6. По продолжительности – краткосрочный.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Объединить усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. Формировать основы правовых знаний у детей. Дать детям общее представление об их правах.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека; с правом на жизнь, на имя, воспитываться в семье, на любовь, на защиту, на заботу, на помощь, на жилище, на питание, на друзей.
2. Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окру-жающим людям, формировать чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод; развивать творческое мышление, воображение при сотрудничестве друг с другом, родителями, воспитателями; совершенствование коммуникативных навыков.
3. Активизировать словарь ребенка в связи с расширением его кругозора: Конвенция, Декларация, Конституция, Право, Закон.
4. Способствовать переходу родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.
Основными принципами реализации проекта по правовому воспитанию являются систематичность работы, взаимосвязь образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей, в сотрудничестве взрослых и детей, воспитателей и родителей.
Ожидаемый результат: пополнение знаний детей об их гражданских правах и обязанностях в следующих областях: семьи, образования, здоровья, социально-политической, социально-экономической, культуры.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
• Методическое:
Литература:
1. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М. : ЦГЛ, 2005.
2. Козлова С. А. Мы имеем право! : [уче. -метод. пособие для пед. коллективов дет. дошк. учреждений] / С. А. Козлова. – М. : Обруч, 2010. – 208 с.
3. Корепанова М. В. Познаю себя. Методические рекомендации к про-грамме социально-личностного развития детей дошкольного возраста. - М., Баласс, 2004.
4. Соловьева Е. В. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ре-бенка : Практическое пособие для работников дошкольных образова-тельных учреждений. - М. : АРКТИ, 2005.
5. Шипицына Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навы-ков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
6. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
• Материально-техническое:
- информационный блок «Мои права» в уголке для родителей;
- информационный блок «Семейные праздники» для родителей»
- записи фонограмм песен;
- магнитофон;
- материалы и инструменты для художественного творчества.
• Диагностико-дидактические:
- конспекты занятий, этических бесед;
- серия дидактических игр;
- консультации для родителей;
- знаки-символы (жетоны) ;
- настольные игры «Разрезные картинки», «Кто где живет?», «Цветик-семицветик», «Этикет», «Зуб – не болей-ка»;
- иллюстрации к сказкам;
- сюжетные картинки с изображением социальных норм;
- художественная литература.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап – подготовительный
1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришло письмо от профессора Знайки. Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята! В нашем Солнечном городе все малыши и малышки живут в уютных домах на красивых улицах. Они очень любят заниматься, петь, танцевать, дружно играть. Живут они так счастливо потому что, у каждого из них есть права. Они хотели бы, чтобы и вы узнали о своих правах. Помогут вам в этом знаки-символы. А еще мы обязательно приедем к вам в гости. Желаем вам удачи!»
2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.
А вот и знаки-символы. Ребята, вы хотели бы узнать, что они обозначают?
(Ответы детей) .
Каждый символ-знак обозначает одно из прав ребенка. Рассмотрите их внимательно.
3. Формулировка задачи.
Мы с вами постепенно познакомимся со всеми правами и приготовим альбом «Мои права» из рисунков, стихотворений и рассказов.
II этап – выполнение проекта
4. Планирование деятельности.
С детьми С родителями
НОД
- «Право ребенка на имя, отчество, фамилию».
- «Право ребенка жить и воспитываться в семье».
- «Мои права» (открытое, итоговое). - Составление социального порт-рета семьи;
- Анкета «Права моего ребенка» ;
- Рассматривание с детьми «Сви-детельства о рождении»;
- Консультация «Права ребенка»;
- Составление вместе с детьми ро-дословного древа; подбор фото-графий для альбома «Моя семья»; выставка совместного творчества родителей и детей;
- Консультации: «Как открыть ре-бенку свою любовь», «Четыре за-поведи мудрого родителя»; бесе-ды: «Обязанности ребенка дома», «Чего у ребенка больше прав или обязанностей?», «Какие права вам труднее всего выполнять?»;
- Помощь родителей в подготовке к празднику «День матери»;
- Помощь в оформлении выставки семейного творчества «Генеало-гическое древо моей семьи»;
- Круглый стол «Права ребенка» (Приложение 4)
- Памятки для родителей «Васи-лиса Премудрая или женщина»; «Джентльмен или последний бой-скаут»
- Проблемные ситуации по теме
ОД в режимных моментах
Беседы:
- «Что означает твое имя».
- «О вежливом отношении к членам семьи», «О забо-те взрослых членов семьи о детях», «Обязанности детей в семье», «О семейных праздниках и традици-ях», «Где работают взрослые члены семьи?», с маль-чиками «Где и когда они могут поступать, как на-стоящие мужчины?», с девочками «Как они помога-ют мамам, бабушкам».
- «Кто заботится о тебе в детском саду», «Правила поведения в детском саду».
Дидактические игры:
- «Назови друга ласково», «Назови свое взрослое имя», «Цепочка имен», «Мой первый документ – свидетельство о рождении».
- «Моя семья», «Поводырь».
Чтение художественной литературы:
- стихотворения об именах детей группы; сказка «Похищенное имя», Г. Остер: «Котенок по имени Гав», «Шарик».
- чтение и заучивание пословиц, стихотворений о семье; сказка «Добрый волшебник», А. Барто «Как Вовка бабушек выручал», В. Осеева «Печенье», «Се-стры».
- «Правила для воспитанных детей» Шалаева Г. П., «Как Антон полюбил ходить в детский сад».
Художественное творчество:
- рисование «Моя семья», лепка «Мое мя»
- аппликация «Дружные ребята», конструирование из строительного материала «Наш детский сад», рисо-вание «Мой лучший друг».
Драматизации:
- стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»;
- игры-инсценировки: «Мостик» (чувство взаимопо-мощи, «Угощение» (навыки этикета за столом, «Не забывай о товарищах» (добрые поступки, этюды: «Конкурс лентяев», «Капризуля», «Задавака» (нормы поведения).
Решение проблемных ситуаций:
- «Кто виноват?», «Странная девочка» (обсуждение поступков героев произведений и составленных си-туаций) .
Сюжетно-ролевые игры:
- «Семья»
- «В гостях», «Мы дежурим», «Детский сад»
III этап – результаты
Викторина для детей "Мои права"
Выставка детского творчества «Моя семья»
Выставка семейного творчества «Генеалогическое древо моей семьи»
Картотека дидактических игр по правовому воспитанию детей
Круглый стол с родителями «Ребенок имеет право на дом, семью, любовь и понимание»
Памятки для родителей
Презентация «Право ребенка на дом, семью, любовь и понимание»