Олейник Елена Николаевна
Педагогический проект «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ "СОШ" пгт. Войвож
Воспитатель : Олейник Е. Н.
Педагогический проект на тему :
«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди,
которые умеют делать, у которых все удаётся и спорится,
которые не потеряются ни при каких обстоятельствах,
которые умеют владеть вещами и командовать ими.
А. С. Макаренко
Публикация «Педагогический проект „Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2021
Приобщению детей к труду в дошкольные годы большое значение придавала Н. К. Крупская. Она указывала, что детский труд с самых ранних лет может послужить при целесообразном его применении важным условием нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения. Радость труда — одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей — наша задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и т. д. Главная задача трудового воспитания в раннем возрасте - формирование правильного отношение детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учёта особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учёта возрастных особенностей ребёнка.
Работая с детьми раннего возраста, хочется отметить, что трудовое воспитание осуществляется своеобразно. Основным содержаниям труда является самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки самообслуживания, ребёнок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослых. Но самообслуживание для маленького представляет значительную трудность, так как оно требует от детей известных усилий, сосредоточенности.
В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенному алгоритму действий; приемам, которые помогают выполнять задание быстро.
Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.
Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно их выполнять.
Обычно у детей, которые вновь пришедши в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания : дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Таким образом, проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста.
Формирование навыков самообслуживания в ДОУ осуществляется в двух формах :
индивидуальной (отрабатываются отдельные операции);
групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка : поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).
Цель проекта : Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Задачи проекта :
1. Формировать привычку детей следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
2. Формировать навыки поведения за столом : пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
3. Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь;
4. Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
5. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
Тип проекта : долгосрочный
Сроки реализации проекта : октябрь 2020 года – апрель 2021 года.
Участники проекта : педагоги групп раннего возраста, младшие воспитатели, дети, родители.
Методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно разделить на две группы:
Цель Методы
1 группа методов Обеспечить создание у детей практического опыта общественного поведения Показ действия.
Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).
Метод приучения (систематические упражнения).
Целенаправленное наблюдение (наблюдение положительно влияет на формирование навыка).
Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой – одеть куклу, умыть и т. д.)
2 группа методов Формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра : песенок, потешек.
Рассматривание иллюстраций, картин («Дети моют руки», «Дети обедают» и т. д.). Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»)
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1 этап. Организационный: сбор литературы по данной теме; составление плана работы; разработка содержания проекта; разработка конспектов занятий и проведения режимных моментов; подборка дидактических игр, игровых ситуации, художественно – литературных произведений, иллюстративного материала и оформление их в виде картотек; составление и подборка алгоритмов одевания, умывания, сервировки стола, как пользоваться платочком и др; подборка консультаций для родителей по формированию культурно – гигиенических навыков детей данного возраста.
2 этап. Основной: выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных образовательных задач.
3 этап. Заключительный: подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей; оформление фотостенда «Я сам»; презентация проекта.
ПЛАН РАБОТЫ:
Игровая деятельность
Создание обыгрывание игровых
ситуаций
Д/игры
и «Кукла Катя не хочет мыть руки», «Покорми куклу», «Кукла Оля обедает», «Сделаем куклам разные прически», «Что сначала, что потом», «Выбери одежду для куклы Андрюши и куклы Катюши», «Как мы помогали кукле собраться в гости», «Поможем куклам накрыть на стол», «Мы в гостях», «Готовимся к приходу гостей», «Парикмахерская», «Семья».
«Одень куклу на прогулку», «Друзья Мойдодыра» «Чудесный мешочек», «Научим мишку складывать вещи в свой шкаф», «Всему свое место».
Физическое развитие
Подвижные игры:
Пальчиковые игры: «Зайка серый умывается», «Пузырь», «Все котятки мыли лапки».
«Ладушки», «Одежда», «Водичка, водичка», «Руки надо чисто мыть», «Коль случайно простудился».
Познавательное развитие
Непосредственно образовательная деятельность:
Проблемная ситуация:
Наблюдение: «Оденем куклу Машу на прогулку», «К нам пришли гости», «Кукла Катя заболела», «Накроем стол к чаю», «Девочка чумазая», «Помоги Кате навести порядок»
«Кукла испачкалась, как сделать ее чистой?», «Почему у кукол грязное полотенце?», «Почему Хрюшу не приглашают в гости?», «Что мы сегодня оденем?»
«Труд младшего воспитателя»
Речевое развитие
Чтение художественной литературы: Потешки: «Водичка, умой моё личико»
«Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит», «Моем носик, моем щечки», «Ладушки, ладушки», «Расти коса», «Умница, Катенька», «Наша Маша маленька», «Кран откройся».
Стихи: К. Чуковский «Мойдодыр»; А. Барто «Девочка чумазая»; З. Александрова «Катя в яслях», «Вкусная каша»; Е. Благинина «Аленушка»;
С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»; В. Маяковской «Что такое хорошо, что такое плохо»; И.
Горюновой «Этикет для карапузов».
Рассказы: Л. Воронкова «Маша растеряша»
Русская народная сказка: «Про непослушные ручки и ножки».
Социально-коммуникативное развитие
Рассматривание и обсуждение картин:
Беседы:
Просмотр мультфильмов про чистоту: «Дети обедают», «Мама купает ребенка», «Девочка чумазая», «Ребята играют», «И я помогаю».
«Как правильно вести себя в умывальной комнате» (не толкаться, отжимать ладошки, чтобы не мочить пол, «Когда надо мыть руки?», «От чего болят зубы?», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу», «Друзья Мойдодыра».
«Смешарики (Азбука здоровья)»;
«Королева зубная щетка»; «Фиксики (Микробы)»;
«Про Панду Чистюлю».
Д/упражнения
Поручение:
«Как мы моем ладошки и отжимаем ручки», «Покажем кукле Даше как умеем одеваться (раздеваться)», «Покажем, как складывать одежду перед сном», «Что сначала, что потом», «Туфельки поссорились-
подружились», «Закатаем рукава», «Выверни колготки», «Расставим стулья», «Поучим Зайку застегивать пуговицы», «Носики - курносики»
«Поможем поставить салфетки на стол»;
«Поможем поставить хлебницы на стол».
Художественно – эстетическое развитие
Театрализованная деятельность:
Музыкальные игры и развлеченияе:
Рисование/ лепка: Кукольный театр «Сказка о гигиене рук», «Маша грязнуля»
«Баюканье куклы Тани»; «Серый зайка умывается»; «Как зверята в гости собирались».
«Новая расческа», «Платье для куклы», «Чашка в горошек».
«Пуговки для Мишкиной рубашки; «Угощенье для игрушек».
Работа с родителями:
Папки-передвижки:
Консультации:
Памятки:
Создание с родителями альбома:
Стенгазета:
«Растим здорового ребенка»;
«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности».
«Развитие навыков самообслуживания, как средство трудового воспитания у детей раннего возраста»; «Учим детей самостоятельности».
«Как правильно одевать ребенка на прогулку»,
«Здоровые зубы с раннего возраста».
«Чистота – залог здоровья».
«Вот какие мы помощники».
Анкетирование родителей:
«Чему научился Ваш ребёнок?».
СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Ребенок пролил воду на пол – не спешите вытирать лужу, лучше напомните, где взять бумажное полотенце или тряпку. Чтобы ребенок научился принимать решения и делать выводы, родителям необходимо выработать привычку задавать ему наводящие вопросы, а не давать указания и готовые алгоритмы.
2. Поощряйте самостоятельную игру. Предоставляйте детей самим себе, оставаясь наблюдателем. Это побудит их выдумывать игры, воображаемые миры, нестандартный досуг. Позвольте детям скучать и не стремитесь на каждое «мне скучно» предложить список развлечений. Иногда стоит сказать: «Ну, так поскучай немного», как через пять минут они сами находят себе занятие. Первая независимость ребенка – это независимость в игре. 3. Разрешайте допускать ошибки. Вот ребенок собирает свою первую схему конструктора. С высоты лет вы уверены, что он непременно ошибется, пропустит важную деталь. Все-таки остановите свой порыв вмешаться и собрать модель по всем правилам. Только ошибаясь и заблуждаясь, дети учатся искать выход из сложных ситуаций и исправлять промахи. Вступайте, когда помощь потребуется и вас о ней попросят. В остальных случаях гордитесь словами «я – сам».
4. Хвалите за проявленную инициативу. Дети самостоятельно помыли посуду, вызвались накрыть на стол, впервые дотянулись до турника, скатились с горки, на которую несколько лет боялись залезать, пришили пуговицу к рубашке – порадуйтесь вместе с ними. Не указывайте на оставшуюся в углах пыль и пришитую наперекосяк пуговицу, а непременно похвалите за желание сделать что-то самостоятельно. Ребенок, хотя бы раз получивший похвалу и почувствовавший собственную важность от того, что принес пользу, непременно захочет испытать это ощущение еще раз.
5. Не вмешивайтесь в каждый шаг. Детские конфликты стоит держать в поле зрения, но предварительно дать участникам возможность решить их самим. Почувствуйте момент, когда необходимо вступить и развести ссорящихся детей в разные стороны. Но если это словесная перепалка или неумение поделить игрушки, позвольте детям справиться с ситуацией самостоятельно, иначе кто-то из них всегда будет уповать на помощь взрослых и манипулировать этим. Сейчас они учатся решать споры со сверстниками в простой игре, во взрослой жизни этот опыт позволит им находить выход из конфликтных ситуаций с коллегами, начальством, членами семьи.
6. Воспринимайте детей всерьез. Относитесь к их суждениям внимательно, чтобы в будущем они не стеснялись приходить за помощью и знали, что их проблемы не будут умалять. Дети доверяют взрослым, которые относятся к ним с уважением, слушают и разговаривают на равных, не переходя на детский язык, не дразня и не высмеивая. 7. Поддерживайте в доме среду, удобную для самостоятельных действий : низкие шкафчики, из которых ребенок сам сумеет доставать одежду, висящие на уровне глаз крючки для верхней одежды, зубную щетку и мыло на доступном уровне, возможность самому взять яблоко со стола или легко помыть его, приставив к мойке специальную ступеньку. Желательно организовать быт так, чтобы детям не приходилось то и дело просить взрослых помочь с элементарными вещами.
8. Вводите в курс взрослых дел. Полезным вещам можно научить в повседневных ситуациях: как выкладывать продукты на ленту в супермаркете, оплачивать проезд в общественном транспорте, куда выбрасывать мусор. Идите навстречу, когда дети захотят порезать свой первый салат или перемешать миксером крем для торта. Держите их в курсе хозяйственных дел: пусть посветят фонариком, когда вы снимаете показатели квартирных счетчиков, сходят с вами в банк оплатить счета или на почту отправить посылку.
9. Закрепляйте домашние обязанности. Каждая семья сама решает, что это будет: заправлять постель, мыть пол в своей комнате, чистить аквариум – у ребенка должна быть своя зона ответственности и желательно, чтобы взрослые не касались этих дел.
10. На пути к тому, чтобы помочь детям стать независимыми может стоять родительская занятость и спешка. Проще одеть ребенка самому, чем ждать 10 минут, проще заправить постель за него, потому что это будет аккуратно и так, как вам нравится, и, конечно, вы намного быстрее, по сравнению с детьми, сделаете бутерброд. Однако это тот случай, когда спешка играет плохую шутку: ребенку не дают понять, что есть вещи, которые он способен делать сам и делать их отлично.
Заключение
Самостоятельность имеет важное значение в жизни детей раннего возраста. Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей.
Овладение навыками самообслуживания (умения одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительномоторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий.
Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива. Именно через самообслуживание дети впервые устанавливают отношение с окружающими людьми, осознают свои обязанности по отношению к ним.
Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.
Формирование навыков самообслуживания у детей является для них жизненной необходимостью. Список литературы:
1. Программа «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Веаксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, - М. : Мозаика-Синтез, 2015 - 204с.
2. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М. : Просвещение, 2009.
3. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. – М. : Просвещение, 1973. 4. «Самые маленькие в детском саду» - из опыта работы московских педагогов, - Линка- пресс 2005, 136с.
5. Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду. - М. :Просвещение, 2003.- 95с
6. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2011-141с.
7. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. -
М. :Просвещение,2003-160с.
8. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. - СПб., 2007 -27 с.
9. Интернет – ресурсы: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/04/16/pedagogicheskiy-proektformirovanie-kulturno-gigienicheskih-navykov-i
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/05/08/pedagogicheskiy-proekt-natemu-formirovanie-kulturno-gigienicheskih https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/planirovanie/formirovanie_kultur no_gigienicheskikh_navykov_i_navykov_samoobsluzhivaniia_u_det