Мария Сопронюк
Планшет из фетра для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей группы раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Случайно наткнулась в интернете на планшет "Микробы" и была восхищена задумкой и исполнением. И спешу поделится своим вариантом (с немного переделанным под ранний возраст моих воспитанников): планшет для воспитания навыков по соблюдению чистоты тела. Я дополнила съёмными деталями (зеркало, зубная щетка, зубная паста и стаканчик) и алгоритмом «Моем руки», заменила цвета деталей и шнуров на основные (красный, зелёный, жёлтый и синий) согласно возрасту детей. Подобрала загадки, стихи, беседы и некоторые дидактические игры для детей младшего и раннего дошкольного возраста.
Публикация «Планшет из фетра для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей группы раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, гигиена. Игры, дидактические пособия
- КГН, гигиена. Планирование
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Поделки из фетра. Игрушки и пособия своими руками
- Средняя группа
- Темочки
В дошкольном возрасте следует воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко и правильно выполнять. Культурно - гигиенические навыки – совокупность здоровьесберегающих навыков и полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении и различных видах деятельности. К ним относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь.
Планшет для воспитания навыков по соблюдению чистоты тела.
ПРИТВОРЫ МИКРОБОВ
Притворились микробы друзьями,
Притаились у нас под ногтями:
- Мы несчастные крошечки бледные,
Мы голодные очень и бедные.
Но не стали мы верить врунишкам
И подумали:
- Много их слишком.
Руки с мылом под краном помыли
И микробы-врунишки уплыли. Игорь Калиш
Описание планшета из фетра:
Планшет из светло-голубого фетра с застёжкой на пришивной кнопке. Размер – 20 х 30 см (в сложенном виде); 45 х 30 см (в развёрнутом виде). Подвижная ручка (на магнитной кнопке) на рукомойнике. Перетяжка, с помощью которой "включаем" и "выключаем" теплую воду.
Фетровый набор персонажей (микробов) и предметов держится при помощи липучек. Детям раннего возраста очень нравится такой вид крепления, они обожают отрывать детали и слушать, с каким звуком отрывается липучка. Этот способ соединения деталей является наиболее подходящим для детей данного возраста.
Фигурки прочные, яркие и безопасные, легко снимаются и при этом не падают, если планшет держать вертикально, что очень удобно при показе группе детей.
На обложке изображен микроб под увеличительным стеклом. На развороте ладошка и рукомойник. На последней странице тактильный лабиринт.
Задачи:
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
Учить правильно мыть руки (брать мыло из мыльницы, намыливать руки, класть мыло на место, тереть ладошки друг о друга, тщательно смывать мыло, отжимать воду с рук).
Учить проявлять аккуратность: не мочить одежду, не разбрызгивать воду.
Развивать мелкую моторику рук и зрительно - моторную координацию движений, стимулировать созревание речевой зоны коры головного мозга.
Учить ориентироваться на плоскости, уточнить понятия «справа», «слева», «вверху», «внизу» и др. «большой - маленький», «много - мало». Закрепить фигуры. Закрепить знание основных и оттеночных цветов спектра. Развить восприятие и различение цветов.
Формировать навыки усидчивости, произвольного внимания.
Пополнять и активизировать словарь, закреплять лексические темы.
Применение планшета из фетра:
Планшет можно использовать как индивидуально, так и по подгруппам. Рекомендую для воспитателей и родителей.
Методика работы:
Обложка.
Дидактическое упражнение «Найди пару».
Цель: Учить находить пару микробов (пуговиц) по одинаковой форме, цвету. Упражнять в назывании цветов, размеров. Развивать внимание, память, мышление. Развивать зрительное восприятие
Разворот.
Беседы: «КАК НУЖНО УХАЖИВАТЬ ЗА СОБОЙ», «МОИ ЗДОРОВЫЕ ЗУБКИ», «ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ», «СОХРАНИМ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ»
Дидактическая игра «Вымой руки»
Цель: учить ребенка мыть руки. Закреплять знания цветов.
Дидактическая игра «Умывалочка»
Цель: учить ребенка умываться, пользоваться зеркалом.
Потешка:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку.
Нет, не понемножку – посмелей,
Будем умываться веселей!
Дидактическа игра «Угадай эмоцию»
Цель: познакомить детей с основными эмоциями: радость, грусть, гнев, страх; обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.
Отгадывание загадок
По утрам и вечерам
Чистит – чистит зубы нам,
А днем отдыхает,
В стаканчике скучает.
(зубная щетка)
Кирпичик розовый, душистый
Потри его и будешь чистым.
(мыло)
Гладкое, душистое моет чисто.
Нужно, что у каждого было… Что, ребята?
(мыло)
Пластмассовая спинка,
на брюшке щетинка
По частоколу попрыгала,
всю грязь повыгнала.
(зубная щетка)
Белая река
В пещеру затекла,
По ручью выходит-
Со стен все выводит.
(зубная паста)
Если я измажусь сажей, мне оно об этом скажет.
(Зеркало)
Висит на стенке блюдце
В блюдце рожицы смеются.
(Зеркало)
Махровое, душистое, мягкое, пушистое.
Любит воду промокать, где что влажно вытирать.
(полотенце)
Полотенца давний друг
Враг немытых, грязных рук.
(мыло)
Если руки в грязных точках
И вода их с рук не смыла,
То тебе поможет точно
Смыть грязь с рук конечно.
(мыло).
Стихи
«Мыло»
У мыла есть забота,
Мыло ходит на работу.
Сашу мылит, отмывает,
Часто в гости приглашает.
Приглашенье принимай,
Мыльце ты не забывай.
«Мыло»
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло –
Мыло тебя, наконец, бы отмыло.
Я. Аким
«Мыло»
Каждый день
Я мыло мою
Под горячею водою
И в ладонях поутру
Очень сильно тру.
Мойся, мыло,
Не ленись!
Не выскальзывай,
Не злись!
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала.
Р. Куликова
«Зубная щетка»
Я щетка – хохотушка,
Зубам твоим подружка.
Люблю все убирать,
Мести и вычищать.
«Утренний приказ»
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу, оба глаза!
Мойтесь уши, мойся шейка.
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!
Э. Мошковская
«Тюбик с зубной пастой»
Здравствуйте, друзья!
Я тюбик.
И совсем я не опасен,
Мятный запах мой прекрасен.
Я не жадный, - говорю.
Пасту всем свою дарю.
Чтоб улыбка засияла белизной,
Вы, ребята, подружитесь и со мной!
Знает чуть ли не с пелёнок
Каждый маленький ребёнок,
Что от всех зубных напастей
Помогают щётка с пастой.
Неужели свои зубы
По утрам и вечерам
Ты зубной не чистишь пастой?
Это стыд, позор и срам!
«Потешка»
Водица, водица,
Умой наши лица,
Умой наши щёчки,
Умой наши губки,
Умой наши зубки,
Умой наши ручки!
«Потешка»
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Последняя страница.
Тактильный лабиринт «Где какой микроб "живёт"?».
Цель: развитие пространственного мышления, тактильных ощущений. Упражнять в назывании цветов.
Беседа «ГДЕ ЖИВУТ МИКРОБЫ?» (Рассказать, что микробы могут быть везде. Как важно мыть фрукты и овощи, как важно не брать руки в рот и не трогать лицо, если играешь с песком или игрушками.)