Лариса Коломыцева
Педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в дошкольном образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Как отметил Д. И. Фельдштейн в своей работе «Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития», на первый план сейчас выходит необходимость проведения фундаментальных исследований не только когнитивного, социального, но и духовного развития детей, имеющих целью раскрытие внутреннего мира растущего человека, его переживаний, стремлений, сомнений, общих и специальных, в том числе и творческих способностей, специфики заданного формирования системы духовных потребностей, нравственных установок.
Публикация «Педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников» размещена в разделах
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности, если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других. Поэтому обеспечение условий для творческой реализации личности дошкольников в разнообразных видах деятельности как проблема, требующая научно-методического осмысления, привлекла наше внимание.
Следует отметить, что ритмико-хореографическая деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии, использования ритмических и хореографических методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: на любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальные особенности психики и поведения. Быть человеком – это значит не только быть «таким, как все», владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.
Практические наблюдения, анализ научно-педагогической и методологической литературы позволили констатировать наличие следующих противоречий:
- между значительным творческим потенциалом музыкально-ритмических движений в развитии творческих способностей старших дошкольников и недостаточным использованием этого потенциала в практике дошкольных образовательных учреждений;
- между необходимостью развития у старших дошкольников творческих способностей и отсутствием научно-педагогического обоснования системы развития творческих способностей в условиях дошкольного образовательного учреждения;
- между современными требованиями к совершенствованию воспитательного процесса в аспекте музыкально-творческого развития старших дошкольников и недостаточной разработанностью педагогических условий развития творческих способностей у старших дошкольников.
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей у старших дошкольников?
Как отметила Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, эффективность развития творческих способностей старших дошкольников средствами ритмики и хореографии возможна при соблюдении следующих педагогических условий :
1. Использование интенсивных методов обучения - выполнение большого объема двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребенка.
2. Обеспечение психологического комфорта детей и педагогов в процессе выполнения движений под музыку
3. Выбор оптимальной системы занятий.
4. Объединение усилий всего педагогического коллектива на решение поставленных задач.
Рассмотрим каждое педагогическое условие более подробно. Говоря об использовании интенсивных методов, мы имеем в виду увеличение времени занятий движениями, то есть активизацию двигательной активности детей под музыку в процессе всего времени пребывания в детском Важно подбирать такие ритмические композиции, которые позволяли бы решать одновременно много разных задач. Например, яркая, художественная музыка, под которую двигаются дети, развивает вкус, музыкальные способности, воспитывает эстетические потребности; быстрая смена разнообразных двигательных упражнений тренирует внимание, подвижность нервных процессов, координацию движений. Музыкальный образ и характер исполнения движений развивают фантазию и творческое воображение. Композиционные перестроения развивают умение ориентироваться в пространстве. Включение в упражнение задания на импровизацию стимулирует творческие способности детей. Таким образом, в процессе исполнения одной композиции в течение 2-3 минут у детей развиваются разнообразные умения и способности, а также формируются важнейшие качества личности.
Но для успешной реализации такого комплекса разнообразных задач необходимо обеспечивать психологический комфорт, чувство защищенности каждому ребенку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неумение и т. д. Поэтому педагог старается не делать детям замечаний вслух, а наоборот, подбадривает их. Важно также подбирать такой материал, который был бы доступен для исполнения, соответствовал возрастным и индивидуальным особенностям детей
Педагог стремится сделать привлекательным процесс занятий путем подбора яркой музыки, оригинальных двигательных упражнений, вызывающих у детей эмоциональный отклик, варьированием игровых ситуаций, сюрпризных моментов.
Следующее педагогическое условие - выбор оптимальной системы занятий, что связано с использованием в работе с детьми двух уровней работы с музыкально-ритмическим материалом. Первый уровень условно можно назвать тренинговым, он предполагает освоение ряда музыкально-ритмических композиций в процессе игрового сотрудничества педагога и детей без специального разучивания. Второй уровень индивидуального развития воспитанников и на этом основании подбирает специальный, индивидуально-ориентированный материал (танцы, упражнения, игры) с тем, чтобы раскрыть способности каждого ребенка, высветить наилучшим образом его умения и скрыть недостатки.
И последнее педагогическое условие - согласованность действий всего педагогического коллектива, использование единого репертуара по ритмике в разных формах работы, а также единство в подходах и требованиях разных специалистов. Один педагог как бы подхватывает и углубляет, дополняет на своих занятиях один и тот же музыкально-ритмический материал, интегрируя его с заданиями другого содержания (например, по развитию речи, формированию математических представлений, ознакомлению с окружающей природой и т. д.).
Список использованной литературы
1. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития /Д. И. Фельдштейн. – М. : МПСИ, Воронеж, 2010. – 16 с.
2. Концепция дошкольного воспитания
3. Котова Е. В., Кузнецова СВ., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников : Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.