СВЕТЛАНА СТЕЛЬМАХ
Развитие творческих способностей старших дошкольников с ОНР посредством экспериментирования с изобразительными материалами
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческих способностей и креативного мышления старших дошкольников с ОНР посредством экспериментирования с изобразительными материалами».
«Тот, кто рисует, получает в
течение одного часа больше,
чем тот, кто девять часов
только смотрит».
Публикация «Развитие творческих способностей старших дошкольников с ОНР посредством экспериментирования с изобразительными материалами» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольный возраст-наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития детей. В этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении. Развитие творческих способностей не одинаково у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребенок способен творить талантливо и ярко. Главное создать благоприятную среду, основанную на понимании и доверии.
Я работаю воспитателем в коррекционной группе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. К нам они приходят из разных детских садов в старшую группу, переходят в подготовительную и выпускаются в школу. Дети с разным уровнем развития, с разными знаниями, умениями и навыками. Я хочу поделиться опытом кружковой работы «Волшебная кисточка».
Для детей с ОНР характерно недоразвитие процессов, тесно связанных с речевой деятельность: нарушение внимания, памяти, артикуляционной и пальцевой моторики…В начале учебного года я провела диагностическое обследование и выявила уровень знаний, умений в изобразительной деятельности и уровень творческого развития детей. Анализ результатов показал низкий уровень. Ведя кружковую работу уже несколько лет, по опыту знаю, что детям очень сложно рисовать. Я составила план работы, разработала свою рабочую программу. Целью рабочей программы согласно ФГОС ДО, является развитие личности, мотивации творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
Обучение начала со знакомства и экспериментирования с изобразительными материалами. Чтобы дети не боялись работать с краской, смешивать ее с другими красками, знали ее свойства. Детям были доступны различные материалы, что расширило сферу их возможностей. Занятия проводились в виде игры. Ребятам была дана творческая свобода. Они раскрепостились, появилась уверенность в себе. Я все больше убеждаюсь в том, что изобразительная деятельность приносит детям большую радость, а если еще рисование без привычной кисточки и карандаша, то позволяет ребенку раскрыться почувствовать краски, их характер, настроение…
В начале моей практики я придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи информации. Тем самым, сама того не желая, ограничивала проявление творческих способностей детей. В процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования, поняла, что такая игра создает благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости детей. Забавные материалы, разные, красивые, возможность их выбора помогают не допустить однообразия и скуки. Разнообразие способов рисования необычные методики рождают у детей новые оригинальные идеи, развивают воображение, фантазию.
Я выбрала данное направление не случайно, так, как считаю его актуальным. Оно воплощает новый подход к художественно-творческому развитию детей через обучение нетрадиционным техникам рисования. Ребята выражают через рисунок свои впечатления об окружающем мире, переживания, фантазии. Результат обычно эффективный, независимо владеет ли ребенок умениями и навыками. Нетрадиционное рисование дает толчок к развитию детского интеллекта, активизирует творческую активность, учит мыслить нестандартно, развивает речь. Я стараюсь выбирать оригинальные задания с использованием бросового, природного материала, используя нестандартные изобразительные технологии. Такие занятия способствуют снятию детских страхов, учат детей свободно выражать свой замысел. Побуждают к творческим поискам и решениям.
Новизна в том, что используются самодельные инструменты из бросового и природного материала. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций. Раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Такое рисование не утомляет, а увлекает детей, завораживает. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать. Дети неожиданно для себя включаются в игру и начинают экспериментировать и творить. Ребята удивлялись, как же мыльные пузыри можно перенести на бумагу. Почему рисуя на камнях и на печенье из соленого теста, краска не растекалась, а ложилась ровным слоем. Рисуя на крупах и соли их удивляло, почему они впитывают краску и она расплывается…Экспериментируя, дети познают, так повышается интерес к рисованию. Попутно с решением основных задач, я знакомлю детей с новыми словами, активизирую в речи название предметов, действий, признаков. Тематика продуктивной деятельности совпадает с речевой работой по лексико- тематическим циклам. Так осуществляется связь в работе воспитателя и логопеда.
Успех работы во многом зависит от взаимодействия с родителями. В годовой план я включила следующие формы работы с родителями:
- Оформление стенда наглядной агитации для родителей.
- Анкетирование.
- Беседы.
- Консультации.
- Совместное проведение мероприятий.
- Совместное творчество родителей и детей.
- Мастер-класс.
- Семинар.
Регулярно организую тематические выставки детских работ для родителей, совместных творческих работ детей и их родителей.
Я планирую, чтобы дети в конце года познакомились с перечисленными приемами нетрадиционного рисования, использовали разные цвета и оттенки, смешивали краски, использовали нетрадиционный подход к материалам, комбинировали различные техники и материалы. Чтобы дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, чтобы дети стали раскрепощенными, инициативными. Научились выражать свои мысли, помогать друг другу. Научились экспериментировать с красками и другими изобразительными материалами используемыми в работе.
Рисунки становятся с каждым разом все интереснее и содержательнее. Вовлекая детей в изобразительную деятельность, обучая их использованию различных нетрадиционных техник рисования, экспериментируя, создаются благоприятные условия для развития креативного мышления, творческой активности, познавательной сферы.
Дети принимают активное участие в городских, республиканских, всероссийских и международных детских творческих конкурсах. Получают призовые места, дипломы сертификаты…
Главное в моей работе, чтобы занятия приносили радость детям и положительные эмоции. Часто дети говорят: «А мы будем еще так рисовать?» Значит детям понравился процесс рисования и они хотят продолжения. У меня появляются новые идеи и желание пополнить мир детей, чем-то увлекательным и интересным. Можно сделать вывод, что выбранные нетрадиционные методы и приемы помогают решать поставленные мною задачи.
Подготовила: Стельмах С. П.
Воспитатель МАДОУ д/с №2
г. Нефтекамск 2016 г.