Валентина Бабиенко
Педагогические условия формирования правильного звукопроизношения у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ ЦРР-детский сад №253 "Белоснежка"
воспитатель Бабиенко В. Ю.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Формирование правильного звукопроизношения - одна из главных задач методики развития речи детей дошкольного возраста. Многие западные и отечественные педагоги и психологи (Я. А. Коменский, И. Г. Песталлоци, Ф. Фребель, М. Монтессори, К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Е. И. Тихеева, Л. С. Выготский, Н. Х. Швачкин, Н. И. Жинкин, М. М. Алексеева и др.) уделяли в своих трудах огромное внимание воспитанию звуковой культуре речи, формированию правильного звукопроизношения. Анализ их взглядов позволит установит значимость работы в данном направлении, более конкретно сформулировать цели работы с детьми и отобрать содержание.
Публикация «Педагогические условия формирования правильного звукопроизношения у старших дошкольников» размещена в разделах
В первом мире руководстве по дошкольному воспитанию - "Материнская школа", автором которого является великий чешский педагог Ян Амос Коменский, процессу развития речи детей посвящена целая глава. Я. А. Коменский писал, что человека отличают от животного две особенности: разум и речь; разум нужен человеку для самого себя, а речь - для ближнего. Особое внимание великий педагог уделял внимание правильному звукопроизношению, особенно у детей до трех лет. В работе с более старшими детьми он рекомендовал особое внимание обращать на обогащение словарного запаса, на развитие грамматики.
В качестве средства развития речи Я. А. Коменский предлагал использовать рифмованные песенки, стихи, басни, сказки о животных. Большое внимание также уделялось последовательности, наглядности и постепенности усложнения материала [1; с. 27].
Близким трудам Я. А. Коменского по содержанию обучения являются труды швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоции. Он раскрыл культурное, социальное и общепедагогическое значение родного языка. "Язык дает ребенку в короткое мгновение то, что человек получил от природы за тысячелетие" [1; с. 28].
Развитие речи детей, утверждал И. Г. Песталоцци, начинается со слуховых упражнений со звуками : подражая речи матери, малыши учатся произносить сначала гласные, а потом согласные в различных слогах. Затем они изучают буквы и переходят к чтению слогов и слов, обозначающих названия окружающих их предметов, а также явлений из области естествознания, географии, истории, с которыми они знакомятся в натуре или на картине. Дальнейшему развитию речи детей служат упражнения, которые состоят в прибавлении к существительным прилагательных, определяющих их качества, и, наоборот, в подыскании существительных, обладающих качествами, обозначенными - данными прилагательными. Наконец, дети упражняются в составлении распространенных предложений, в которых должны содержаться определения признаков предметов и их соотношений.
Широкое распространение в мире получил метод Марии Монтессори, итальянского педагога, разработанный ею для домов ребенка. М. Монтессори считала, что основными задачами должны быть воспитание мускулов, чувств и развитие языка. Последнее включает упражнения в произношении, исправление дефектов речи, обучение грамоте. Достоинство метода, с точки зрения его влияния на речевое развитие, состоит в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом (цилиндры, кубы, лестницы, вкладки, лоскуты и катушки и др.). На развитие правильной речи направлены гимнастика дыхания и гимнастика губ, зубов, языка. Большое место отведено сложению слов из подвижных букв и письму.
Особая роль в создании системы первоначального обучения родному языку принадлежит К. Д. Ушинскому. В основу своей системы он положил принцип народности. К. Д. Ушинский обратил внимание на психологические особенности детей дошкольного возраста. В книге «Родное слово» К. Д. Ушинского, содержалось научное обоснование звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте, в основе которого лежит развитие фонетического слуха и правильного звукопроизношения [6; с. 206]. Он разработал конкретные методические приемы, позволявшие детям выполнять звуковые аналитико-синтетические упражнения.
Необходимо отметить, что анализируя исследования лингвистов, психологов, педагогов можно полагать, что именно звуковая сторона языка рано становится предметом внимания ребенка (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Н. Х. Швачкин, Ф. А. Сохин, М. И. Попова, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, Е. И. Негневицкая, Л. Е. Журова, Г. А. Тумакова и др.) [5; с. 96].
Л. С. Выготский, говоря об усвоении ребенком знаковой стороны языка, подчеркивал, что сначала ребенок овладевает внешней структурой знака, т. е. звуковой.
Д. Б. Эльконин писал: "Очевидно, что развитие связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоение грамматического строя невозможны вне овладения звуковой системой языка" [5;с. 96]. Последнее, по мнению Д. Б. Эльконина, представляет собой основу становления речи ребенка. Он указывал, что овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи.
Следует отметить, что во многих исследованиях психологов (Н. Х. Швачкин, Н. И. Жинкин, Г. Л. Розенгарт-Пупко, М. И. Попова) указывается на зависимость количества правильно произносимых звуков с расширением запаса активно используемых слов. Отметим также, что методика обучения дошкольников чтению, разработанная Д. Б. Элькониным и его последователями, основана на действии со звуковой стороной языка (Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Л. Н. Невская, Н. В. Дурова, Г. А. Тумакова). Обучение чтению начинается с введения ребенка в звуковую действительность языка, "чтобы обеспечить последующее усвоение грамматики и связанной с ней орфографии" [5; с. 16].
В работах Л. В. Щербы подчеркивается, что изучение грамматики живого, произносимого языка, приучает ученика к наблюдению над собственным языком: понимая значение слова, он связывает его со звуками, составляющими это слово. Отсюда начинаются наблюдения над произношением слова, явлением чередования гласных и согласных; дети начинают задумываться над ролью ударения в русском языке, значением интонации [5;с. 96].
Некоторые исследователи связывают речевое развитие ребенка с процессом овладения интонационной системой языка (Н. М. Аксарина, М. И. Кольцова, Р. В. Тонкова-Ямпольская, О. И. Яровенко) [5;с. 97].
В исследованиях Г. А. Тумаковой указывается, что ознакомление детей со звуковой стороной слова тесно связано с развитием диалогической и монологической речи. В играх и упражнениях, которые демонстрируют ребенку линейность речи, помогают ему осознать звуковую окраску слова и точно употреблять термины "звук", "слово", "предложение", активизируется словарь ребенка, совершенствуется его грамматический строй и связная речь. По мнению Г. А. Тумаковой, работа со звучащим словом наталкивает ребенка на экспериментирование, самостоятельную ориентировку в явлениях языка и речи, а это заставляет его думать над словом. Все эти умения необходимы ребенку в словесном творчестве.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что вопросам формирования и развития правильного звукопроизношения уделяют внимание многие ученые (Я. А. Коменский, И. Г. Песталлоци, Ф. Фребель, М. Монтессори, К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Е. И. Тихеева, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Н. Х. Швачкин, Н. И. Жинкин, М. М. Алексеева и др.). Согласно их исследованиям работа над звукопроизношением - это основа развития всех сторон речи: грамматики, лексики, связной речи. Поэтому при организации процесса развития речи в дошкольном возрасте одним из главных направлений должно быть формирование звуковой культуры речи, т. е. правильного звукопроизношения.
Анализ научной литературы позволил наметить путь экспериментального исследования – изучение влияния методов и приемов, непосредственно влияющих на произносительную сторону речи детей старшего дошкольного возраста. Формирование звуковой культуры речи у старших дошкольников возможно, если будет учитываться психолого-педагогические особенности детей данного возраста. Предполагается, что широкое использование различных методов и приемов в практике воспитания может существенно повысить уровень звуковой культуры речи старших дошкольников, если для этого будет проводиться специальная работа по формированию произносительных навыков в различной деятельности. Важным условием также в работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей учет особенностей речи каждого ребенка, постоянное и настойчивое использование фронтальных, индивидуальных занятий, помощь родителей, поддержка связи с логопедом, врачами.
Список литературы:
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений - М. : Академия, 2000. - 400 с.
2. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. - Чебоксары, 1980 - 134 с.
3. Коменский Я. Материнская школа. - М. : Успедгиз, 1947. - 104с.
4. Обучение грамоте в детском саду / Под ред. Л. Е. Журовой. – М. : Педагогика, 1974. - 152 с.
5. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. - М. : Издательствово Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
6. К. Д. Ушинский. Родное слово. Книга для детей и родителей. – М. : Лествица, 2003. - 495с.