Папки-передвижки

Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников

Надежда Дробышева
Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников
▼ Скачать +Заказ

Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края, осознаётся современным общество в качестве жизненно-важной проблемы. «Иван – родства не помнящий», сегодня мы с горестью постигаем истинный смысл этого выражения. Народная педагогика, как система знаний и навыков воспитания подрастающего поколения на основе народных представлений о мире и взаимоотношения человека с ним, складывались веками, воплощаясь в этнокультурных традициях и художественном творчестве народа. Пройдя через века и вобрав в себя культурный опыт нации, народная педагогика сконцентрировала в себе и отобрала самое характерное, что есть в национальном характере, в системе личностных отношений, эстетических представлениях, нравственных и духовных основах народа. Творческое осмысление и применение этого опыта является основой нормального развития современного общества.

Публикация «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников» размещена в разделах

Обращение к народной педагогике в современном дошкольном воспитании и актуально, и естественно. Игровые, художественно-образные формы взаимодействия взрослых с детьми и детей друг с другом, запечатлённые с жанром детского фольклора, близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте, соответствуют психике ребёнка, отвечает его возможностям и потребностям. Предаваясь от одного поколения к другому, в течение многих столетий, произведения детского фольклора обрели содержание и форму, соответствующие особенностям детской психики. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, и в этом смысле его можно рассматривать, как универсальную дидактическую систему по воспитанию личности ребёнка, здорового духом и телом.

Но фольклорные игры и произведения, к сожалению, теряют привлекательность для современных детей, их вытесняет телевидение, компьютер, интернет, то есть современная художественна среда. Недостаточной разработанной областью в современной практике дошкольного воспитания является развитие музыкальной деятельности у детей на основе приёмов, выработанных народной педагогикой. В связи с вышесказанным, считаю актуальной тему «Обогащение музыкальных впечатлений у детей дошкольного возраста средствами русского народного фольклора». Мы пришли к выводу, что на пути возрождения народных традиций в воспитании детей, необходимо понимание того, что фольклорные произведения – это не музейные экспонаты, которые «нельзя трогать руками», в которых нельзя ничего менять. Фольклорные произведения – это, скорее всего, функциональные творения, рождённые потребностями самой жизни. На протяжении нескольких лет работы над данной темой, мной были определены и усвоены принципы народной педагогики, переработаны и адаптированы фольклорные произведения и перенесены в дошкольное музыкальное воспитание.

Детский фольклор – это особенная область устного народного творчества, куда входит материал из разных источников. Прежде всего, это произведения устного творчества, которые взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Существует большое количество жанров фольклора : это песни, традиции, праздники, сказки. Сюда также относят изделия мастеров: резьба по дереву, народные костюмы, народные промыслы.

Фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны - именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.

Нас, как музыкальных руководителей, больше интересует детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.

Реформирование системы дошкольного образования, в связи с выходом в свет федеральных государственных требований (далее ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям её реализации заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Иные требования предъявляются и к системе планирования. Планирование педагогической деятельности составляет одну из основ правильной организации жизни детей в детском саду, помогает выстраивать стратегию и тактику образовательного процесса. В ФГТ выдвинуты новые принципы, которым должна соответствовать образовательная программа. Среди них - принцип интеграции образовательных областей и комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в детском саду. Процесс построения работы по обогащению музыкальных впечатлений у детей дошкольного возраста средствам фольклора строю с учётом вышеуказанных принципов.

Одним из приоритетных направлений фольклора в дошкольном учреждении является знакомство детей с традиционными и обрядовыми праздниками, их важной чертой является взаимосвязь с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Свою работу мы планируем, учитывая эти особенности и в соответствии с возрастом детей, начиная с младшего дошкольного возраста.

Музыкальный фольклорный материал, используемый для НОД, беру из программы «От рождения до школы», а также подбираю в сборниках фольклорных песен и народных игр (внепрограммную музыку, соответствующую возрасту и требованиям к нему. Объём фольклорного материала на одном занятии может быть разным, в зависимости от процесса разучивания того или иного музыкального произведения или игры. Место фольклорного произведения в занятии зависит от вида музыкальной деятельности, к которой оно относится. Музыкальные произведения подбираются с учётом сезонности, в соответствии с календарно-тематическим планированием в ДОУ в целом, и с учётом регионального компонента.

Работая над данной темой, я пришла к выводу, что дети разного возраста отдают предпочтение разным жанрам фольклора. К примеру, детям младшего возраста очень близки колыбельные песни, потешки, игра на шумовых музыкальных инструментах, пальчиковые игры, когда пальчики в игре превращаются в «сорок», «мышек», «братцев», а ладошки в простейшие музыкально - ритмические инструменты (молоточки, тарелочки, палочки и т. д., которые выполняют нужные музыкально-ритмические действия. В зависимости от настроения детей, от уровня усвоенного музыкального материала, варьирую ход занятия, внося импровизацию. Особую заинтересованность дети проявляют при инсценировании музыкальных произведений, при внесении элементов театрализации.

Периодическое повторение пройденного (разученного) репертуара, закрепляет у детей уверенность в собственных умениях, развивает желание петь самостоятельно, без помощи взрослых и без музыкального сопровождения, импровизировать, инсценируя хорошо знакомые песни, потешки, попевки, используя необходимую атрибутику, знакомые танцевальные движения, игру на музыкальных инструментах.

Детям старшего дошкольного возраста больше нравятся дразнилки, частушки, небылицы, они тонко чувствуют юмор. События, разворачивающиеся в небылицах, могут быть совершенно невероятные, нереальные и это укрепляет в детях понимание подлинных, реальных событий, связей вещей и явлений. Использую в работе разные приёмы активизации детей в НОД, например, приём поочерёдного вступление, который активизирует слуховое внимание детей, развивает умение слушать друг друга, фиксировать качество исполнения, отмечая неточное. Режиссура песен в старших группах усложняется, появляются характерные роли: лирические («Пошла млада», комические («Из-за рощи зеленой», задорные («Жил я у барина»).

Особое внимание в старшем дошкольном возрасте уделяю импровизации - это важная ступень, ведущая к театрализованной деятельности. Дети любят игры-хороводы, в которых сюжет текста превращается в небольшое театрализованное действие («Как задумал старый дед»). При распределении ролей, обращаю внимание старших дошкольников на характер, манеру поведения персонажей, предлагаю использовать при обыгрывании сценки, музыкальные инструменты (ложки, трещотки, колотушки и т. д.). Запоминание старинного текста в некоторых стихах и песнях развивает память и мышление детей, народные костюмы, предметы домашнего обихода (домашняя утварь) вызывают неподдельный интерес.

Исполнение народных песен, частушек, танцев, хороводов, игра на музыкальных народных инструментах, не только развивают музыкальные способности, но и сближают между собой самых разных, не похожих друг на друга детей. В процессе этой деятельности ребёнок приобретает личный музыкально-фольклорный опыт, позволяющий испытывать «радость узнавания» знакомой русской народной мелодии. Углублённая работа в данном направлении помогает развивать у детей свободное владение телом, музыкальный слух, воображение и фантазию, более глубокое постижение содержания музыки. Дети приобретают собственный целостный чувственный опыт движения под музыку, обогащая его запасом разнообразных двигательных упражнений, помогающих раскрыть способности каждого ребёнка, его сценического творчества, способности к импровизации, нестандартности мышления и психологического раскрепощения средствами театрализованных игр и игр-представлений.

Успех работы по музыкальному развитию и воспитанию детей невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей. С этой целью, планирую работу по активизации педагогов к процессу развития у детей интереса к фольклору. Провожу консультации: «Использование фольклора в развитие речи детей младшего дошкольного возраста»; «Значение фольклора в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»; «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через народные подвижные игры»; «Пальчиковые игры в музыкальном развитии детей».

В рамках социального партнёрства ДОУ и семьи, провожу работу с родителями воспитанников по повышению уровня педагогического образования по теме «Наши фольклорные традиции». Были подготовлены консультации для родителей: «Театр в жизни ребёнка»; «Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников в домашнем воспитании», а также праздники – тематические и обрядовые: «В гости к бабушке Арине», «Пришла коляда - отворяй ворота», «Масленица» и другие. При подготовке к развлечениям и праздникам, родители помогают в изготовлении атрибутов и костюмов, а на празднике являются непосредственными участниками театрального действия.

Встреча с народным творчеством необходимо каждому человеку. Важно вспомнить об истоках музыкальной культуры, вернуть забытое из народных традиций, обрядов, из самобытного творчества певцов, баянистов, музыкальных оркестров. Ведь недаром говорится, что народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего.

Публикации по теме:

Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей детей Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей Творческий проект в младшей группе «Нетрадиционные техники рисования — как средство развития художественно-творческих способностей детей».

Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей у дошкольников Добрый день, меня зовут Екатерина Орлова. Я живу в замечательном городе Таганроге Ростовской области. Работаю воспитателем высшей категории.

Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные.

Тестопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Слайд 1… «Тестопластика» как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Слайд 2…«Истоки способностей и дарований.

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников» Театральная деятельность является одной из самых важных видов детского творчества. Свою выдумку и впечатление из окружающей жизни ребёнку.

Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ «Фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников» ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА. ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА, НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ. Русское.

Моделирование и конструирование из бумаги как средство развития творческих способностей детей Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает.

Родительское собрание в средней группе на тему «Музыка как средство развития творческих способностей дошкольников» Форма проведения: встреча с элементами практикума. Цель: Отработка методов и приемов в развитии творческой активности у дошкольников. Задачи:.

Русский фольклор как средство развития звуковой культуры речи дошкольников Умение правильно использовать нормы устного и письменного языка, умение грамотно применять выразительные языковые средства в разных условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников
Опубликовано: 1 февраля 2017 в 14:27
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Дробышева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД