Вера Винникова
Педагогические условия формирования у дошкольников основ безопасного поведения в социуме
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности
На современном этапе формирование безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Это обусловлено тем, что всё чаще в стране в целом и в нашем городе в частности происходят социально-экономические, криминогенные изменения, чрезвычайные происшествия.
Публикация «Педагогические условия формирования у дошкольников основ безопасного поведения в социуме» размещена в разделах
В современной России большое внимание уделяется социализации ребенка, его подготовке к безопасному образу жизни, культурному, физическому, нравственно-этическому и эмоциональному благополучию (Н. Н. Авдеева, К. Ю. Белая, Е. А. Козырева, В. А. Петровский, Р. Б. Стеркина и др.).
Специалистами различных научных областей отмечается, что организация такой работы должна проходить на протяжении всей жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста. Дошкольный возраст – важный период для формирования социализированной личности и закладывания прочных основ опыта жизнедеятельности, когда возрастает двигательная активность, которая в сочетании с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности зачастую приводит к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому мы считаем важной проблему обеспечения условий в дошкольной образовательной организации, позволяющих дошкольнику методично накапливать опыт безопасного поведения внутри социума, не становясь субъектом и объектом опасности для других; в безопасном взаимодействии с окружающей средой, в безопасном отношении к себе.
Главная цель воспитания безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку представления об основных опасных для жизни ситуациях и правилах поведения в них. Безопасность – это не просто совокупность полученных знаний, а умение правильно вести себя в опасных для жизни ситуациях.
В условиях реализации ФГОС ДО формирование основ безопасного поведения в социуме рассматривается в области «Социально-коммуникативное развитие».
В ходе наблюдения за игровой и образовательной деятельностью детей можно выявить уровень сформированности основ безопасного поведения в социуме. Проведя анализ таких наблюдений, выявляются некоторые недостатки в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Недостатки в результатах:
- У ребёнка слабо развиты представления об опасных ситуациях, причинах их возникновения в социуме.
- У ребёнка недостаточно сформированы элементарные представления о способах безопасного поведения в социуме (на улице, в транспорте, на проезжей части дороги).
- У ребёнка не сформировано чувство самосохранения при виде опасных объектов (люди, животные, дорога, в потенциально опасных ситуациях.
- У ребёнка мало опыта в освоении способов безопасного поведения в опасных ситуациях и использования их без напоминания взрослого.
Недостатки в основном процессе:
- В ООП недостаточно освещена тема по формировнию у дошкольников основ безопасного поведения в социуме.
- Не созданы условия для приобретения навыков безопасного поведения детей в стандартных и нестандартных потенциально опасных ситуациях.
- В календарно-тематическом планировании мало тем по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в социуме.
- Родители уделяют мало времени формированию у детей основ безопасного поведения в стандартных и нестандартных жизненно-опасных ситуациях.
- Психолого-педагогические условия не соответствуют требованиям ФГОС ДО, т. к. практически отсутствует психологическая помощь детям при формировании основ безопасного поведения в социуме.
Недостатки в условиях профессиональной деятельности:
- Учебно-методический и информационный: недостаточное оснащение "Уголка безопасности" дидактическими пособиями по формированию безопасного поведения в опасных для жизни ситуациях.
- Материально – технические: в работе педагогами редко используется современное оборудование, соответствующее запросам современного общества.
- Информационно-образовательные: недостаточное оснащение образовательной среды современными методическими, игровыми мультимедийными пособиями для формирования у детей представлений о безопасном поведении в опасных ситуациях.
- Кадровые: недостаток курсов, семинаров-практикумов по обмену опытом в сфере формирования основ безопасности жизнедеятельности.
- Низкая мотивация у воспитателей по формированию у детей основ безопасного поведения в социуме и взаимодействию с родителями по существующей проблеме.
Условия жизни современного общества изменяются, и исходя из этого возникает противоречие: формирование основ безопасного поведения дошкольников в социуме предполагает использование педагогами в НОД и вне НОД современного информационно-образовательного оборудования, материально-технической базы, учебно-методической литературы, соответствующей запросам современного общества и ситуации в стране, однако существующие в ДОО условия для решения данной проблемы не позволяют проводить полноценную работу, которая была бы интересна современным детям.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа
Исходя из проведённого анализа и выделенных противоречий, можно сформулировать проблему, которая заключается в создании и реализации в ДОО педагогических условий формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в социуме.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся
Решение обозначенной проблемы направлено на формирование следующих целевых ориентиров согласно ФГОС ДО:
1.Целевые ориентиры: Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Конкретизация в соответствии с возрастом и темой: Ребёнок проявляет инициативу для приобретения опыта осторожного и осмотрительного поведения в социуме через соблюдение соответствующих инструкций (запретов и разрешений) взрослого.
Пример проявления качества в действии и речи ребёнка: Ребёнок способен действовать по инструкции взрослого.
2. Целевые ориентиры: Ребёнок способен проявлять волевые усилия, может следовать нормам поведения, принятым в обществе, и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Конкретизация в соответствии с возрастом и темой: У ребенка сформированы понятия о некоторых типичных травмоопасных ситуациях и способах поведения в них; ребенок добросовестно относится к выполнению правил безопасности жизнедеятельности.
У ребёнка сформированы правила соблюдения личной гигиены.
Ребенок овладевает основными правилами культуры поведения, проявляет речевую активность по отношению к собеседнику, умеет выбирать вариант совместной деятельности и её участников.
Пример проявления качества в действии и речи ребёнка: Ребенок знает и способен назвать номера телефонов экстренных служб (01, 02, 03, 112);
Ребёнок называет свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон;
Ребёнок имеет представления о предупреждающих, запрещающих, информационно-указательных знаках.
Ребёнок самостоятельно поддерживает опрятный внешний вид.
Ребёнок использует в речи вежливые слова, первый идет на контакт со сверстниками.
Ребёнок привлекает других детей к занимательной совместной деятельности, умеет самостоятельно организовать её.
3. Целевые ориентиры: Ребенок демонстрирует любознательность, умеет задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, делает попытки самостоятельно давать объяснения поступкам, совершаемым людьми, обладает начальными знаниями о социуме.
Конкретизация в соответствии с возрастом и темой: Ребенок знаком с социальными нормами и правилами поведения в социуме. Имеет представление об основных источниках опасности в социальном мире.
У ребёнка формируется опыт сюжетно-ролевой игровой деятельности.
Пример проявления качества в действии и речи ребёнка: Ребёнок имеет представление об опасных ситуациях в социуме (на проезжей части, на улице, при перемещении в лифте, при нахождении дома в одиночестве) и знает как действовать в том или ином случае.
Ребёнок может распределять роли согласно теме игры, подготавливать необходимые условия и строить своё поведение, придерживаясь выбранной роли.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля)
Процесс социально-коммуникативного развития нацелен на формирование у дошкольников представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки. В ДОО это осуществляется в парциальной программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» по редакцией Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой. Однако не все задачи решаются в полной мере, поэтому для устранения недостатков в пункте 1 необходимо внести изменения в образовательный процесс ДОО.
Для решения существующей проблемы воспитатель должен руководствоваться принципами системности, полноты содержания, интеграции, сотрудничества и взаимодействия взрослых и детей, учёта возрастных и индивидуальных характеристик.
Исходя из практического опыта, можно сделать такой вывод, что формирование у дошкольников основ безопасного поведения в социуме целесообразно осуществлять как в непосредственной образовательной деятельности, так и в дополнительном образовании детей, используя как обучающие, игровые, так и практические виды деятельности.
Для реализации поставленных задач педагогу необходимо активно вести работу в трех направлениях:
• работа с детьми,
• работа с педагогами,
• сотрудничество с родителями.
Содержание деятельности воспитателя ДОО по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в социуме
№ п/п Вид деятельности Форма На что направлена
1. игровая Д/игры "Опасно - неопасно", "Азбука хорошего поведения", "Выбери, как поступить", "Подскажи Незнайке", "Берегись автомобиля!" У детей формируется представление о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них, а также правила соблюдения личной гигиены.
1.1. С/р игры "Спец. агенты по безопасности", "Служба спасения", "Мы - водители и пешеходы". Развивается воображение, фантазия; формируется инициативность, самостоятельность в приобретении опыта осторожного и осмотрительного поведения в социуме через игровую деятельность; формируется навык коммуникации в совместной со взрослыми и сверстниками деятельности.
1.2. Театрализованная игра по мотивам произведений К. Чуковского "Телефон", р. н. с. "Колобок"; по самостоятельно придуманным историям "Опасная прогулка", "Потерялся. " и др. Развивается фантазийное творчество, импровизация, самостоятельность; воспитывается устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности; формируются представления о возможных опасных ситуациях и способах поведения в них.
2. Коммуникативная Составление рассказов по сюжетной картинке "Встреча с незнакомцем", "Переход проезжей части". Развивается активный словарь детей, воображение, фантазия; демонстрируется овладение детьми основными культурными способами поведения в представленных сюжетах.
2.1. Беседа "Наш друг и помощник Дядя Стёпа", "Будь бдительным всегда", Расширяется кругозор; формируется осознанность в выполнении правил безопасности в той или иной ситуации.
3. Познавательно- исследовательская НОД "Я дома один", "Игры во дворе" Обогащается опыт по предотвращению опасных ситуаций; развивается потребность в соблюдении норм безопасного поведения дома и в социуме без взрослых.
3.1. Проблемно-поисковые ситуации "Неизвестная коробка в группе", "Я потерялся в большом магазине". Обогащаются знания об окружающей действительности; формируется инициативность и культура в общении, а также представления о способах поведения в проблемных ситуациях.
4. Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение произведений С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», "Сказка о глупом мышонке", "Сказка об умном мышонке", С. Михалкова «Дядя Стёпа», Г. Остера «Вредные советы», сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др. Формируются представления о возможных опасных ситуациях и героях, способных помочь в них.
5. Изобразительная Рисование "Эмблема службы безопасности", "Дорожные знаки". Развивается творческая фантазия, воображение, умение применять полученные знания в продуктивной деятельности.
5.1. Лепка "Знак ГТО". Развивается самостоятельность, воображение, умение выполнять работу, следуя инструкции.
6. Проектная Проекты "Спецагенты по безопасности", «Берегись бед, пока их нет», «Школа пешеходных наук» Развиваются чувства самозащиты, бережного отношения к своей жизни, здоровью; формируется потребность в безопасном и здоровом образе жизни; воспитывается бдительность, безопасное поведение, способность предвидеть опасные ситуации и по возможности умение избегать их, а при необходимости – действовать.
Деятельность воспитателя по работе с родителями
Усвоение правил безопасного поведения детей в опасных для жизни ситуациях должны прививаться совместно с родителями. Задача родителей – создать условия для защиты ребенка дома и за его пределами, и быть готовыми быстро среагировать на возникшие трудности. Ребенок должен получить знания о главных правилах безопасного поведения в социуме.
В связи с этим следует проводить регулярную информационную и практическую работу с родителями, чтобы они закрепляли у детей усвоенные знания. При этом важно, чтобы взрослые своим поведением демонстрировали только лишь положительный пример.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы и методы работы: традиционные и нетрадиционные.
Приведём некоторые из них:
• памятки «Полезные телефоны», «Алгоритм поведения при несчастном случае»;
• буклеты «Основа безопасности жизнедеятельности детей», «Воспитание грамотного пешехода – это важно!», «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», «Доктор Айболит»;
• консультации «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «Безопасность во время зимнего отдыха», «Вредные привычки наших детей»;
• родительские собрания «Не паркуй ребёнка», «С кем малыш играет во дворе», «Как познакомить малыша с правилами безопасности»;
• дискуссии «Как устанавливать елку», «Как объяснить, что такое хорошо и что такое плохо», «Как вести себя во время пожара», «Компьютер дома»;
• круглый стол «ребенок доверчив»;
• пресс – конференция «Спрашивали – отвечаем»;
• совместное мероприятие детей с родителями «Знаю и соблюдаю правила безопасности»;
• конкурс плакатов «Осторожно! Дорога!»
• папки – передвижки «Уроки Светофорика», «Опасные предметы».
Для выявления знаний, умений и навыков дошкольников по формированию основ безопасности жизнедеятельности возможно использование следующих диагностик:
1. Автор, наименование диагностической методики: Карпова Ю. В. «Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка 3 – 7 лет».
Показатель: Ребёнок планирует свои действия на основе первичных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Цель диагностики: А. Выявление особенностей представлений ребёнка о моральных нормах и правилах поведения, умение оценивать свои поступки и поступки окружающих с морально-нравственной точки зрения.
Б. Выявление знаний и понимания ребёнком моральных норм и правил поведения при общении со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
2. Автор, наименование диагностической методики: Карпова Ю. В. «Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка 3 – 7 лет».
Показатель: Ребёнок соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах.
Цель диагностики: Выявление у ребёнка представления об элементарных нормах и правилах поведения на улице, в детском саду и умение их соблюдать.
3. Автор, наименование диагностической методики: Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. «Диагностика по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
Показатель: У ребёнка сформированы представления о некоторых типичных опасных ситуациях, он не испытывает затруднений при выборе правильного выхода из неё. Цель диагностики: Определение степени осведомлённости детей о правилах поведения в социуме и потенциально опасных ситуациях.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные)
Достижению новых образовательных результатов способствуют новые условия.
Кадровые условия:
• повышение уровня знаний педагогов (курсы повышения квалификации, проблемные семинары «Кто прав?», педагогические советы, консультации: «Диагностика знаний, умений, навыков по ПДД», «Игра как важнейшая форма обучения детей правилам дорожного движения»);
• повышение мотивации воспитателей за счёт организации деловых игр по типу телепередач «Кто хочет стать миллионером?», «Самый умный», конкурсов среди педагогов ДОО: «Лучшая дидактическая игра», «Лучшая методическая разработка»;
• интегрированная работа с педагогами дополнительного образования в ДОО, психологом (тренинги «Незнакомец», «Потерялся»);
• изучение и применение инновационных программ и технологий.
Материально-технические условия:
• приобретение мультимедийного оборудования для показа детям познавательных мультфильмов и дидактических игр по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в социуме;
• зонирование группы, выделение «Уголка безопасности»;
• оснащение «Уголков безопасности» демонстрационным материалом по теме «Безопасность в социуме» (чемоданчик «Знаки дорожного движения для детей», плакаты по безопасности жизнедеятельности, наглядные пособия с сюжетными картинками по ОБЖ);
• приобретение дидактических игр по темам «Как избежать неприятностей» (в 3-х частях, «Дорожная азбука», «Опасно – не опасно», «Четвертый – лишний», «Назови одним словом», «Так – не так», «Собери картинку»;
• приобретение развивающих настольно-печатных игр: «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Дорожные знаки» и др;
• приобретение коврографа для проигрывания и моделирования различных «дорожных» ситуаций.
Информационные ресурсы:
• обеспечение доступности интернет - ресурсов для получения знаний по теме «Безопасность в социуме»;
• разработка мультимедийных дидактических материалов на тему «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в социуме»;
• создание интерактивных игр по ОБЖ;
• разработка познавательных презентаций на тему «Безопасное поведение в социуме».
Научно-методические условия:
• методические разработки по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в социуме;
• подборка методической литературы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в социуме;
• разработка и реализация проектов по формированию основ безопасного поведения в социуме;
• разработка и проведение конспектов НОД, тренингов по безопасности поведения в социуме;
• создание методической копилки и картотеки игр по теме: «Безопасность дошкольников в социуме».
Организационные условия:
• создание «искусственных» ситуаций для формирования у дошкольников самостоятельности, способности к самоконтролю и умению сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
• организация игровой деятельности детей как метода формирования основ безопасного поведения в социуме;
• организация кружка «Азбука безопасности»;
• организация встреч детей с представителями оберегающих жизни людей профессий (полицейский, врач, пожарный, работник службы спасателей МЧС и др.) для обогащения детей старшего дошкольного возраста новыми знаниями;
• проведение родительских собраний по данной теме.
Нормативно-правовые условия:
• Федеральный закон «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ;
• Декларация прав ребенка;
• «Конвенция ООН о правах ребенка»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
• СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»;
• Региональные нормативно-правовые документы;
• Локальная, нормативно-правовая база, регламентирующая условия работы ОУ и его состав;
• тематическое планирование по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в социуме;
• договор с социальными службами (полиция, скорая помощь, пожарная служба и др.);
• разработка перспективного планирования для кружковой работы.