Ольга Качалка
Педагогический совет «Формирование основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет
Тема: «Формирование основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе как одно из необходимых условий социализации личности ребёнка»
Цель:
систематизировать работу педагогического коллектива по формированию основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе.
Публикация «Педагогический совет „Формирование основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность на природе, в лесу
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи:
- проанализировать результаты анкетирования родителей (законных представителей) по данной проблеме;
- проанализировать перспективные и календарные планы воспитателей (системность в работе, взаимосвязь с другими занятиями, соответствие программного содержания);
- проанализировать результаты диагностики по данному направлению;
- проанализировать эффективность методов и приёмов работы с детьми по данному направлению;
- принять решение педагогического совета.
Повестка дня:
1. Итоги решения предыдущего педагогического совета (ст. восп. О. А. Качалка)
2. Актуальность проблемы (старший воспитатель О. А. Качалка).
3. «Круглый стол»:
- «Роль художественного слова при формировании основ безопасного поведения детей группы раннего возраста в быту, социуме, природе» (воспитатель И. А. Акимова)
- «Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) в целях формирования основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе как одного из необходимых условий социализации личности ребёнка» (воспитатель Е. Е. Гаврина);
- «Методы, средства и приемы организации образовательной деятельности в режимных моментах при формировании основ безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста в быту, социуме, природе» (воспитатель А. В. Кудрина);
- «Методы, средства и приемы организации образовательной деятельности в режимных моментах при формировании основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в быту, социуме, природе» (воспитатель Н. Ю. Кравченко);
- «Электронные дидактические пособия как эффективное средство формирования основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе как одного из необходимых условий социализации личности ребёнка» (воспитатель В. Н. Нечаева);
- «Комплексный подход к организации непосредственно образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе как одного из необходимых условий социализации личности ребёнка» (воспитатель Н. А. Митрофанова).
4. Выбор состава временной творческой группы.
5. Разное
6. Решение педагогического совета.
Подготовка к педагогическому совету:
- Тематический контроль «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» (старший воспитатель О. А. Качалка)
- Организация целевой прогулки к проезжей части (воспитатель Н. А. Митрофанова)
- Спортивно-познавательный досуг «Правила дорожные детям знать положено» (воспитатель С. В. Кондрашова, инструктор по физической культуре Ю. А. Чамор, инспектор по пропаганде ГИБДД)
- Оформление информационные стендов для родителей «Правила дорожного движения для дошкольников» (воспитатели всех возрастных групп)
- анализ динамики результатов освоения ООП ДОО по данному направлению (старший воспитатель О. А. Качалка)
- показ открытых занятий в старших группах (воспитатели Н. Ю. Кравченко, Н. М. Крюкова)
- анкетирование родителей по данному вопросу, обработка данных (воспитатели групп, старший воспитатель О. А. Качалка)
- консультация для педагогов «Методика проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром» (старший воспитатель О. А. Качалка)
Ход педагогического совета
1. Выполнение решения предыдущего педагогического совета (старший воспитатель О. А. Качалка).
2. Актуальность проблемы, результаты анкетирования родителей (старший воспитатель О. А. Качалка).
На современном этапе развития общества вопрос о безопасности собственной жизнедеятельности стал наиболее актуальным. Это связано не только с напряженной обстановкой в стране, но и в мировом сообществе в целом.
Сегодня на нашем заседании педагогического совета мы рассмотрим формирование основ безопасного поведения дошкольников с позиции социализации. Социализация – это процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Каким должен быть современный человек? С какого возраста нужно начинать закладывать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе? Ответить на эти вопросы должны, в первую очередь, мы, педагоги.
Конечно, любой анализ нужно начинать с внешнего запроса. В ходе подготовки к педагогическому совету нами было проведено анкетирование родителей (законных представителей) детей старшего дошкольного возраста. Цель анкетирования: оценить актуальность проблемы формирования основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе среди родительской общественности.
В анкетировании приняли участие 54 родителя, примем это количество за 100%.
Родителям (законным представителям) было предложено ответить на следующие вопросы:
- Попадал ли ваш ребёнок в опасную ситуацию дома, на улице, на природе?
«Нет» - ответили 45 человек (83%)
«Да» - ответили 9 человек (17%, вот некоторые из них: ребёнок закрылся в комнате и не мог открыться; падал; ребёнок нашёл на улице таблетки и съел их.
На вопрос
- Как вы думаете, смог бы ребёнок избежать опасности, если бы знал о последствиях своего поведения?
«Да» - 36 чел (67%) – больше половины родителей ответили положительно;
«Не знаю» - 10 человек (18%);
«Нет» - 2 чел (4%);
«Воздержались» - 6 чел (11%).
- Знакомите ли вы своего ребёнка с правилами обращения с опасными предметами?
«Да» - 54 чел (100%)
- Проводите ли вы с ребёнком беседы о правилах поведения при контактах с незнакомыми людьми? (Приведите пример)
«Да» - 48 чел (88%, из них не смогли привести пример 19 чел (35%, вот некоторые примеры бесед – нельзя садиться в чужую машину, нельзя разговаривать и уходить с чужим человеком, не принимать от чужих людей подарки и угощения, не уходить далеко от дома;
«Нет» - 3 чел (6%);
«Воздержались» - 3 человека (6%).
- Знает ли ваш ребёнок правила дорожного движения? (Укажите, какие)
«Да» - 43 чел (80%, из них 29 чел (54%) смогли перечислить правила дорожного движения, которые знает их ребёнок – в основном это действие светофора и пешеходный переход;
«Нет» - 7 чел (13%);
«Не в норме» - 1 чел (2%);
«Некоторые» - 1 чел (2%);
«Немного» - 1 чел (2%);
«Не все» - 1 чел (2%).
- Формируя навыки безопасного поведения у ребёнка, вы действуете:
«Путём прямых запретов: «Не трогай», «Отойди», «Нельзя»» - 14 чел (26%);
«Пытаетесь подробно объяснить ту или иную опасную ситуацию» - 39 чел (72%);
«Другой вариант» - 1 чел (2%, действует согласно ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста, т. е. формирует навыки безопасного поведения через игру.
- Поощряете ли вы ребёнка за соблюдение правил безопасного поведения? Каким образом?
«Да» - 36 чел (67%) хвалят своих детей, покупают сладости, игрушки
«Нет» - 6 чел (11%);
«Иногда» - 1 чел (2%);
«Воздержались» - 11 чел (20%) не смогли ответить на поставленный вопрос.
- Придерживаетесь ли вы сами правил безопасного поведения в быту, социуме, природе?
«Всегда» - 29 чел (54%, то есть чуть больше половины;
«Часто» - 23 чел (43%);
«Иногда» - 1 чел (2%);
«Редко» - 0;
«Никогда» - 0;
«Воздержались от ответа» - 1 чел (2%).
- Целесообразно ли проводить занятия с детьми в детском саду по формированию основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе?
«Да» - 53 чел (98%, из них несколько родителей считают, что воспитатель может донести информацию до ребенка по данному направлению грамотнее, доступнее;
«Возможно» - 1 чел (2%).
- Какие темы занятий по основам безопасности жизнедеятельности вы считаете наиболее актуальными?
«Ребёнок и незнакомые люди» - 51 чел (94%);
«Ребёнок дома» - 16 чел (30%);
«Ребёнок и природа» - 21 чел (39%);
«Ребёнок и дорога» - 46 чел (85%);
«Ребёнок и огонь» - 38 чел (70%);
«Ребёнок и бродячие животные» - 16 чел (30%).
Следует отметить, что 11 человек (20%) считают, что все темы являются актуальными.
- Готовы ли вы принимать участие в обсуждении вопросов безопасности жизнедеятельности детей, а также поддерживать и закреплять навыки безопасного поведения у детей вне дошкольной организации?
«Да» - 51 человек (94%);
«Воздержались» - 3 человека (6 человек).
- Ваши пожелания по организации мероприятий по данной теме в дошкольной организации:
24 человека нашли слова пожеланий, таких как занятия по ОБЖ 1 раз в неделю; некоторые родители в силу своей не информированности пожелали проводить занятия по безопасности в детском саду; некоторые родители предложили проводить инсценировки, конкурсы на данную тему; проводить занятия вместе с родителями; по возможности чаще применять театрализованную деятельность; больше внимания уделять правилам дорожного движения и пожарной безопасности.
Исходя из данных результатов, следует сделать несколько выводов: во-первых, родители не владеют информацией о проводимых занятиях с детьми; во-вторых, родители готовы принимать участие в образовательной деятельности по данному направлению, а значит нам, педагогам нужно определить формы работы с ними. Самыми актуальными темами по безопасности родители считают «Ребёнок и незнакомые люди» и «Ребёнок и дорога». Большинство опрошенных родителей сами придерживаются правил безопасного поведения, поэтому считают целесообразным проводить занятия по данной проблеме в детском саду.
В ходе подготовки к педагогическому совету воспитателями Н. М. Крюковой и Н. Ю. Кравченко были проведены открытые занятия в старших группах на тему «Полезные или опасные?» и «Путешествие в осенний лес» соответственно.
Проанализировав данные занятия, был сделан вывод о том, что у детей имеются знания по данному направлению.
Также воспитателем Кондрашовой С. В. и инструктором по физической культуре Чамор Ю. А. была проведена встреча с инспектором по пропаганде И. Б. Барановым в форме развлечения по правилам дорожного движения.
Воспитатель В. Н. Нечаева провела открытое занятие по правилам пожарной безопасности с участием инструктора пожарной части №132 Большеглушицкого района Сафоновой Е. В., занятие проведено по запросу Южного управления.
Также в рамках подготовки к педагогическому совету был сделан анализ результатов диагностики детей по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», раздел «Формирование безопасного поведения в быту, социуме, природе». Вот эти результаты:
- средний балл по ДОО составил 3,2 балла. Это «хорошая» норма, данный показатель говорит о методически правильно организованной воспитательно-образовательной работе;
- высокий уровень освоения программного содержания показывают 31% продиагностированных детей; 47% - средний уровень, 22% - низкий уровень.
Казалось бы, несмотря на приведённые выше показатели в целом работа ДОО по данному направлению проводится, но не является систематической, т. к. не все воспитатели грамотно составили перспективные планы по окружающему миру, а циклограммы деятельности вне занятий вообще не предполагают работу по данному направлению.
Поэтому, считаю целесообразным написать целевую программу «Островок безопасности» по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, а для этого создать творческую группу на время написания целевой программы.