Юлия Гореленко
Доклад «Педагогические условия формирования у старших дошкольников интереса к самостоятельной музыкально-дидактической игре»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические условия формирования у старших дошкольников познавательного интереса к самостоятельной музыкально-дидактической игре
Самостоятельная музыкально-дидактическая игра (далее МДИ) играет большую роль в музыкальном развитии дошкольников. У них гармонично развиваются все психические процессы, дети обучаются организовывать свою деятельность, а главное, повышается познавательный интерес к музыке, ее проявлениям.
Публикация «Доклад „Педагогические условия формирования у старших дошкольников интереса к самостоятельной музыкально-дидактической игре“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Познавательный интерес как психологическое понятие включает множество значимых процессов – от единичных до их совокупности и выражается в тенденциях, потребностях, отношениях. Своеобразие познавательного интереса для дошкольного возраста заключается в том, что, зарождаясь в виде эмоциональной отзывчивости на все новое (любопытство, он постепенно переходит в любознательность, и далее в потребность убедиться в истине.
Результаты педагогических исследований подтверждают, что развитие познавательного интереса старших дошкольников – не замкнутый в себе автономный процесс. Он обусловлен социальным окружением; сферой и характером деятельности не только самого ребенка, но и людей его окружающих; процессами обучения и воспитания, располагающими особыми стимулами возбуждения познавательного интереса; активностью самой личности, ее позицией. Зависимость интересов не только от окружающих объектов, но и от людей, направляющих, переключающих, коррегирующих их, подтверждает сложность познавательного интереса как психолого – педагогического явления.
Для формирования познавательного интереса к самостоятельной МДИ у старших дошкольников, по мнению большинства авторов, необходимы следующие условия :
1. Создание музыкально - предметной среды в группе.
2. Обучение детей МДИ на музыкальных занятиях.
3. Развитие самостоятельности детей.
Используя музыкальную предметную среду, ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, но это не значит, что он предоставлен самому себе. Характер руководства со стороны воспитателя становится косвенным:
-воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;
-воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;
-воспитатель должен стать тактичным соучастником детских игр.
Для определения эффективности использования педагогических условий в формировании познавательного интереса к МДИ у старших дошкольников на базе двух групп детского сада было проведено экспериментальное исследование.
В эксперименте участвовало 20 человек. Экспериментальная группа А- дети старшей группы (10 человек, контрольная группа Б – дети старшей группы (10 человек).
Предполагалось, что созданная система педагогических условий, средств и форм организации самостоятельной деятельности детей повысит уровень интереса к самостоятельной МДИ и обеспечит необходимый уровень музыкального развития дошкольников.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа:
1. Констатирующий эксперимент.
2. Формирующий эксперимент.
3. Контрольный эксперимент.
Цель констатирующего эксперимента заключалась в выявлении уровня формирования познавательного интереса у старших дошкольников к самостоятельной МДИ. Для проведения данного этапа использовались метод наблюдения и беседы.
В результате исследования на констатирующем эксперименте выяснилось, что очень высокий уровень формирования познавательного интереса к самостоятельной МДИ не показал никто из испытуемых. При выполнении заданий дети скованы эмоционально. Даже при наличии внутреннего желания заниматься музыкальной деятельностью, у них нет достаточного объема элементарных знаний, умений, навыков и нет опыта музыкально-творческой деятельности. У дошкольников слабо развит мелодический, тембровый и высокочастотный слух, а также чувство ритма.
Результаты констатирующего эксперимента наглядно демонстрируют важность проведения специального комплекса занятий для более успешного формирования познавательного интереса к самостоятельной МДИ. Поэтому, в формирующем этапе были разработаны и реализованы педагогические условия, направленные на формирование у детей познавательного интереса. Работа проводилась на занятиях, которые состояли из игр и упражнений, направленных на формирование познавательного интереса к самостоятельной МДИ.
Результаты контрольного эксперимента отчетливо показали, что в отличие от детей контрольной группы у детей экспериментальной группы произошли значительные качественные изменения после проведенной работы. Существенно изменился уровень развития музыкально-сенсорных способностей, что проявилось в качестве активного вслушивания, музицирования, обследования детьми музыкальных звуков, способствуя при этом развитию памяти, воображения, мышления. Изменился у старших дошкольников подход к процессу обучения. Это отразилось в заинтересованности использования дидактического материала, в активности выполнения заданий, в применении умений и навыков, полученных на занятиях в самостоятельной музыкальной деятельности.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента показывают, что создание педагогических условий для формирования интереса детей старшего дошкольного возраста к самостоятельной МДИ показало свою эффективность.
Список использованной литературы:
1. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] : учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание» / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова / Под ред. Ветлугиной Н. А. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1989. – 270с.
2. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 320с.
3. Дормидонтова, Л. П. Программа музыкального образовния и развития дошкольников «Музыкальные ступеньки детского творчества» [Текст] / Л. П. Дормидонтова // Детский сад от А до Я. – 2010. – №3. – С. 93 – 103.
4. Дубровина, И. В. Психология [Текст] : И. В. Дубровина, Е. Е. Данилина, А. М. Приожан. – М. : Просвещение, 2001. – 160с.
5. Дубогрызова, Г. Н. Музыка как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста [Текст] / Г. Н. Дубогрызова // Детский сад от А до Я. – 2010. – №3. – С. 112 – 117.