Елена Кралевская
Проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме».
Цель:
- Создавать условия для полноценного социального развития детей (предоставлять каждому из них возможность проявлять социальную мотивацию, самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать социальную компетентность и т. п.).
Публикация «Проект „Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме“» размещена в разделах
- Продумывать виды и формы педагогической деятельности, в том числе специальные занятия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании и т. п.
- Определять уровень развития каждого ребенка на основе специальных показателей (интерес к себе, интерес к «миру людей», к социальному окружению и т. п.).
Задачи:
1. Стимулировать развитие наблюдательности, интерес к познанию окружающей среды, к проблеме возникновения опасных ситуаций;
2. Формировать положительное отношение к правилам поведения дома, в общественных местах, природе, умение вести себя в сложных ситуациях, стремление прийти на помощь;
3. Формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на лице, в общественных местах, в природе;
4. Формировать умение сотрудничать со сверстниками, с родителями, содействовать сплочению детского коллектива в совместной деятельности;
5. Обогащать речь дошкольников с помощью произведений художественной литературы;
6. Воспитывать у детей бережное отношение к собственному здоровью, природе, к окружающему миру;
7. Поощрять стремление принимать участие в мероприятиях, принимать на себя посильные поручения и добросовестно их выполнять.
Актуальность темы:
Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Нам кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение. Наша задача – развить у детей способность вступать в общение со знакомыми взрослыми; избирательность; умение чувствовать настроение близких людей; способность оказывать эмоциональную поддержку; научить регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил; наличие представлений о себе и своих возможностях.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
1. Иметь представление о родном городе; достопримечательностях, о известных людях, фольклоре, труде взрослых, их деловых и личных качествах, творчестве, о героях, о школе, библиотеке, школе искусств, доме школьников, спортивной школе, историко - краеведческом музее и т. д.
2. Бережно относится к памятникам природы, истории, культуры.
3. Знать дату своего рождения, свое отчество, дом, адрес, номер телефона; имена и отчества родителей. Знать герб, флаг, гимн России и Татарстана.
4 Умение вести себя в общественных местах, общаться со взрослыми; развивать умение контактировать с малознакомыми людьми, гостями; умение детей правильно разговаривать, в доброжелательной форме, отзываться на просьбу.
5. Гордится своим районом, городом, своей малой родиной.
6. Развивать умение детей правильно вести себя в разных опасных ситуациях, на улице и дома, когда они остаются одни.
7. Умение детей вовремя обратиться за помощью, вести ролевой диалог с диспетчером «Службы спасения».
8. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Разработка проекта :
1. Рассмотрить с детьми иллюстрации, книги, энциклопедии о безопасном поведении в обществе : «Чужой за дверью», «Чужой предлагает угощение», «Чужой предлагает покататься на машине», «Чужой предлагает посмотреть на котёнка или щенка в укром- ном месте» и т. д.
2. Вместе с ребёнком понаблюдать за поведением людей в ближайшем окружении (в деревне, на даче, во дворе дома) и замечайте опасные ситуации; решите проблемный вопрос «Почему эта ситуация может стать опасной?».
3. Игры: «Спасибо, не хочу!», «Скажи «нет»!», «Можно — нельзя», «Хорошо — плохо», «Узнай настроение человека по выражению его лица, позе, походке, голосу», настольно-печатную игру «Лото осторожностей».
4. Прочитать детям стихи, рассказы о правилах поведения детей в общении с незнакомыми людьми: А. Толстой. «Девочка и разбойники»; Г. Андерсен. «Снежная королева»; А. Пушкин. «Сказка о мёрт- вой царевне»; С. Аксаков. «Аленький цветочек»; А. Толстой. «Золотой ключик»; С. Маршак. «Сказка об умном мышонке», «Сказка о глупом мышонке», «Двенадцать месяцев»; народные сказки «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»; Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени».
5. Рассказать ребёнку о правилах поведения в ситуациях : «Осторожно: незнакомец!», «Внима- ние — за тобой следит, наблюдает чужой человек!», «Осторожно: незнакомые места!» и др. Проиграйте такие ситуации с ребёнком по ролям. 6. Нарисуйте с ребёнком памятку «Как себя вести в общении с незнакомыми людьми». 7. Составьте с ребёнком рассказ «Происшествие в моём дворе».
Проблемные вопросы:
— обсуждение «Кому из взрослых можно доверять?», «Где можно и где нельзя играть?», «Лёд — не место для игр», «Как избежать пожара в новогодние праздники?»;
— моделирование ситуаций: «Незнакомец уговаривает пойти с ним покататься на машине, угощает мороженым»; «Во дворе
старшие приятели затеяли игру с огнём, приглашают посмотреть, что происходит на стройке, забраться на чердак и вылезти на крышу, поиграть в лифте», «Пожар на ёлке», «Старшие приятели требуют от тебя что-то им отдать, принести из дома.», «Звонок в дверь: незнакомец за дверью», «Ты потерялся в городе»;
— тренинг-беседа: «Умей позвать на помощь, привлечь внимание к беде!», «Ребёнок входит в лифт с незнакомым человеком»;
— обучение детей вызову служб спасения, ролевому диалогу по телефону, ориентированию по схемам «Мой двор», «Участок детского сада», «Улицы города»;
— обсуждение проблемных ситуаций в сказках; возможных ситуаций насильственного поведения со стороны взрослого;
— упражнения: обучение способам оказания помощи, звонок маме, обратись за помощью;
— конструирование элементов костюмов для службы спасения;
— этюды-имитации, психогимнастики: тушение пожара, регулировщик на посту, заблудился в лесу, потерялся;
— словесная игра «Кто больше знает пословиц и поговорок на тему «Береги себя»;
— экскурсии и целевые прогулки совместно с родителями «По родному городу»;
— виртуальные экскурсии;
— чтение сказок С. Дерябиной «Быть добру на земле»;
— экологические игры «Необычное путешествие», «Ядовитые растения рядом с нами»
— занятие по ознакомлению с окружающим «Службы 101, 102, 103. всегда на страже», «Безопасность в природе», «Осторожно: улица!» ;
— задания «Подай знак тревоги», «Потуши огонь», «Перенеси предметы»;
— фантазирование по мотивам сказки;
— беседа о труде спасателей, милиции, медиков;
— игры-имитации «Я — милиционер, спасатель, врач скорой помощи»;
Методы и формы организации работы :
Педагоги:
-изучение необходимой литературы;
-планирование проекта;
-подбор методов и приёмов;
-подготовка оборудования;
-разработка тематических заданий для работы.
Дети:
-рассматривание дидактических картин, иллюстраций на тему «Позаботься о своей безопасности!»;
-беседы: «Почему надо заботиться о своей безопасности?», «Будь осторожен», «Опасные ситуации на улице»;
-этическая беседа «Почему надо беречь своё здоровье и жизнь?»;
-экскурсии, целевые прогулки по близлежащей улице, по городу, в ближайшее природное сообщество.
Родители:
-беседы с детьми о важности безопасной жизнедеятельности;
-чтение детям художественной литературы о различных опасных ситуациях с детьми.
Заключительный этап проекта :
Цель: Представление коллективного и индивидуальных продуктов деятельности
Срок – 1 день
Деятельность педагога: Помощь детям в представлении готового продукта Организация участия детей в празднике «Ребенок и другие люди» Оформление папки-передвижки для родителей «Безопасность вашего ребенка»;
Деятельность детей : Участие в празднике «Ребенок и другие люди»;
Ожидаемые результаты: 1. Дети приобрели и усовершенствовали навыки безопасного поведения в социуме; умения планировать и осуществлять исследовательскую работу 2. Родители получили квалифицированные рекомендации по обучению ребёнка основам личной безопасности.
Заключение:
Обобщение полученных результатов Оформление методических и дидактических материалов Соединение отдельных исследований в общий проект Организация просмотра всех работ Организация обсуждения результатов Подведение итогов проделанной работы.
Участие в обсуждении результата проекта, хода работы и действий каждого Самооценка проведенной деятельности и ее результатов.
Ожидаемые результаты:
1. Определен вклад каждого ребенка о общее дело
2. Выяснены причины возникших трудностей и пути их преодолении.