Эльвира Акирова
Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в быту
▼ Скачать + Заказать документы
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об основах безопасного поведения в быту обусловлена тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на опасную ситуацию, непосредственность часто ставит их перед реальными опасностями. Число детей пострадавших от опасных ситуаций в быту возрастает с каждым годом. Это не может не вызывать тревогу.
Публикация «Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в быту» размещена в разделах
Таким образом, формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту – актуальная задача современного образования.
Анализ практического опыта деятельности по формированию основ безопасного поведения в быту позволил выделить по решению проблемы поиск и создание психолого-педагогических условий воспитания безопасного поведения в быту ряд недостатков.
Недостатки в результатах Недостатки в основном процессе Недостатки в условиях профессиональной деятельности
У старших дошкольников недостаточно сформированы представления о безопасном поведении в быту (опасные предметы, опасные ситуации дома, один дома, обращение с бытовыми предметами) В комплексно-тематическом планировании недостаточно сформулирована форма работы со старшими дошкольниками по социально-коммуникативному развитию. Недостаточная квалификация педагогов, отсутствие у педагога дополнительного образования, недостаточная квалификация педагога-психолога, недостаточно оборудована материально-техническая база.
Не сформировано осторожное и осмотрительное поведение старших дошкольников в быту.
Анализ выявленных недостатков позволил сформулировать противоречие. С одной стороны, формирование у дошкольников безопасного стиля поведения в быту предполагает использование современных педагогических средств, методов, форм, а с другой стороны, условия организации образовательного процесса в ДОУ не всегда позволяют формировать у детей основы безопасного поведения в быту.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На основе проведенного анализа сформировалась профессиональная проблема: создание педагогических условий в образовательном процессе безопасного поведения в быту.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевые ориентиры Конкретизация с возрастом и с темой Пример проявления и действие
1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; 1. Формирование представлений об опасных для человека и природы 1. Знает элементарные правила поведения в быту (способы безопасного взаимодействия бытовыми приборами)
2. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. 2. Приобщение к правилам безопасного поведения в быту 2. Соблюдает элементарные правила поведения в быту (не трогает включеные бытовые приборы мокрыми руками, не дотрагивается до разетки)
3. Ребенок способен к волевым усилиям. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены 3. Формирование осторожного осмотрительного отношения к предметам окружающего мира 3. Различает и называет опасные группы предметов, бытовые приборы
4. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живет; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания т умения в различных видах деятельности.
4. Приобщение к правилам безопасного поведения дошкольников с бытовыми приборами 4. Различает и называет опасные группы предметов, бытовые приборы
4. Характеристика изменений в образовательном процессе
(содержание, средства обучения и воспитания, контроля)
Учитывая содержание программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста», направленное на приобретение детьми не только теоретического. Но и практического опыта, мы сделали такой вывод, что целесообразно проводить как обучающие, игровые, так и практические занятия.
Цель, задачи Способы и формы работы Деятельность Результат
Педагога Детей Продукт Эффект
Цель:
сформировать у детей старшего дошкольного возраста знания и представления об основах безопасного поведения в быту
Задачи:
Сформировать представления у детей об опасных бытовых предметах;
Сформировать представления об опасных ситуациях;
Сформировать представления о безопасном обращении с бытовыми приборами Беседа «Почему беспорядок может быть опасным?»
Чтение х/л «Правила безопасности» Ю. Соколова
д/и «Инструменты домашнего мастера»
загадки про опасные предметы
тематические недели «Правила поведения для воспитанных детей»
Проведение совместно с родителями викторины «Юные помощники» Проводит беседу
Организует д/и
Организует деятельность по формированию знаний о бытовых приборах
Проводит тематическую неделю
Поощряет детей и родителей за активность, творчество, сотрудничество при выполнении заданий
Подбирает литературу Рассматривают представленные материалы
Участвуют в тематических мероприятиях;
Участвуют в обсуждении произведений х/л;
Участвуют в д/и;
Разгадывают загадки
Участвуют в викторине
Конспекты проводимых мероприятий:
Тематические недели
Картотека д/и
План беседы
Представления об опасных предметах быта;
Представлени об опасных ситуациях;
Представления о безопасном обращении с бытовыми приборами.
Цель:
Сформировать у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-положительное отношение к опасным предметам окружающего мира.
Задачи:
Вызвать у детей желание изучать правила безопасного поведения в быту;
Вызвать у дошкольников интерес к изучению материала по безопасности в бытовых ситуациях
Вызвать у детей желание охранять свое здоровье Организация экскурсий на пищеблок и в прачечную «Путешествие в страну стирального порошка»
Показ видеофильмов по безопасном у поведению «Как избежать неприятностей»
Беседа «Если дома ты остался один»
Создание проблемных ситуаций Организует экскурсию на пищеблок и в прачечную
Знакомит с опасными электроприборами
Создает ситуации, мотивирующие личную заинтересованность детей в изучении безопасного поведения в быту
Подбирает видеоматериалы о правилах пользования бытовыми приборами
Проводит беседу. Посещают пищеблок, прачечную
Слушают, обсуждают и запоминают новые для них знания о электроприборах
Решают ситуации связанные с безопасным поведением в быту
Просматривают видеофильмы о правилах безопасного поведения
Участвуют в беседах и обсуждениях
Конспекты экскурсий
Конспекты беседы Эмоционально-положительное отношение детей к предметам окружающего мира
Желание изучать правила безопасного поведения в быту
Интерес к изучению материала по безопасности в бытовых ситуациях
Желание охранять свое здоровье
Цель:
Побуждать детей старшего дошкольного возраста применять знания о безопасном поведении в быту
Задачи:
Формировать у детей умение применять свои знания об основах безопасного поведения в жизни
Побуждать детей действовать с предметами быта в окружающей среде
Побуждать детей Рисование «Опасные предметы»
Организация выставки рисунков
Сюжетно-ролевые игры
д/и «Инструменты домашнего мастера» Создает условия для проведения изодеятельности
Организует выставку рисунков
Создает условия для проведения сюжетно-ролевых, дидактических игр Принимает участие в изобразительной деятельности (рисунки)
Участвует в выставке
Принимает участие в игровой деятельности Экспозиция совместных работ детей по изодлеятельности
Конспекты игрового взаимодействия детей и взрослого в процессе сюжетно-ролевых игр с предметами быта Кмения применять знания в продуктивной деятельности с предметами быта
Умение использовать правила безопасного поведения с бытовыми приборами и в игровой деятельности.
Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасного поведения старших дошкольников в быту. Служит сама социальная действительность. Она воздействует на ребенка, и задача взрослого находящегося рядом с ребенком, помочь накопить социальный опыт, показать социальный мир «изнутри», помочь найти свое место в нем, быть активным участником.
Другим, не менее важным средством являются предметы, окружающие ребенка, созданные руками человека. Они разнообразны по свойствам, качествам и функциям. И задача педагога, привлечь внимание ребенка к ним, создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда, предмет, для каждого отдельного ребенка станет средством познания мира, важно добиваться от каждого ребенка понимания принципов работы того или иного прибора, безопасности его окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: для чего и почему?
Еще одним средством ознакомления с основами безопасного поведения в быту является художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Для этого используются произведения различных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. (Е. Хоринский «Спичка-невеличка», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», С. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино») Книжные иллюстрации также являются средством приобщения детей к основам безопасности.
Показатель Автор, наименование диагностической методики Цель диагностической методики
Формирование у детей умения применять свои знания об основах безопасного поведения Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. Диагностика по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами.