Наталья Милько
Дидактическая игра как средство развития речи младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
План
Введение.
Основная часть.
I. Значение дидактической игры
структура дидактической игры;
виды дидактической игры.
II. Дидактическая игра в ДОУ
использование игры в режимных моментах;
изготовление дидактической игры совместно с детьми;
Публикация «Дидактическая игра как средство развития речи младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
связь дидактической игры с организацией развивающей среды в группе;
совместная деятельность родителей и воспитателя в проведении и изготовлении дидактической игры.
Заключение.
Введение.
Три года – это тот рубеж, на котором заканчивается раннее детство. Ребенок вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и умеет, и стремится узнать еще больше. Именно в этом возрасте ребенок переходит от внеречевых способов общения к речевым. Главным средством установления контактов со сверстниками, родителями становится общение. В освоении детьми младшего дошкольного возраста разговорной речи помогают игры (сюжетно – ролевые, имитационные, игры – соревнования, игры – забавы и др.). В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно. Детские игры воспитывают, развивают в ребенке милосердие, память, честность, внимание, трудолюбие, воображение, интеллект, фантазию, справедливость, наблюдательность, язык – все, что составляет богатство человеческой личности.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делаю жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность.
- 3 -
Основная часть.
I. Значение дидактической игры.
Наряду с другими играми, в своей работе, я использую и дидактические. Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей, и формой общения, и самостоятельной игровой деятельностью.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательно – игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Прежде всего она должна содержать задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Обязательным компонентом являются правила игры, благодаря которым можно управлять действиями детей. Например, часто мы играем в игру «Угадай, что мы задумали».
Содержание игры: дети в группе. Когда ведущий выйдет, они загадывают предмет. Вернувшись, ведущий должен назвать что загадали дети. Вначале они называют признаки предмета, рассказывают об особенностях, присущих данному предмету.
Задача: развитие связной речи, мышления, внимания, самостоятельности.
Игровое действие: отгадывание.
Игровые правила: ведущий выходит за дверь, а в что время дети загадывают предмет. Вошедший по описанию должен назвать предмет.
Правила в этой игре меняются в зависимости от тематики занятия. Благодаря этой игре развиваются не только речь, внимание, мышление, но и нравственные основы: чуткость, доброжелательность, чувство сплоченности.
Все дидактические игры я условно делю на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно – печатные и
- 4 -
словесные игры.
В играх с предметами я использую игрушки и различные предметы. Например, с природным материалом мы играем в такие игры : «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Собери букет из осенних листьев» и другие. В таких играх формируются мыслительные процессы, развиваются речь, память.
При изучении животных жарких стран я предлагаю детям игру «Чей детеныш?». Бросая мяч всем детям по очереди, ведущий называет начало фразы, а ребенок, который поймал мяч, заканчивает ее. ( Например: В. : У львицы … Р. : … львенок и т. д.).
Такие игры я использую не только в познавательной деятельности, но и в развитии двигательных навыков. Дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В игра с предметами решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательностей.
Настольно – печатные игры интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, собери узор и многие другие. Задачи, которые решаются при использовании этих игр различны. Одни устанавливают связь между предметами (подбор картинок по общему признаку, например, в игре «Что растет в саду? (в лесу, в огороде)» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки, а в игре «А что было потом?» дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий; другие направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания («Отгадай какую картинку спрятали»). Игры на составление разрезных картинок учат детей логическому мышлению, развивает у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.
- 5 -
Описательные настольно – печатные игры (рассказ о картинке) развивают не только речь детей, но и воображение творчество. Например: Назовите, какое время года изображено на картинке? Почему? Какую одежду можно одеть кукле если на улице зима? весна? лето? осень?
Настольно – печатные игры способствуют творческому поиску.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия и так далее.
В младшем дошкольном возрасте игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукового произношения, уточнения, закрепления, активизации словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. Дети любят играть в словесные дидактические игры. Это потешки, отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика, составление рассказов. Например: игра «Расскажи о животных, которые живут у вас дома, в лесу». С целью эффективного проведения игры я читала детям рассказы К. Ушинского «Петушок с семьей», «Коровка», сказки где даются описания животных.
С помощью словесных игр у детей воспитываю желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко.
- 6 -
II. Дидактическая игра в детском саду.
В дидактические игры дети могут играть как на занятиях так и вне их. Во многие игры успешнее играть на свежем воздухе, так как здесь больше возможностей для движения, для развития фантазии («Собери букет из осенних листьев»).
Во время трудовой деятельности мы играем в игры типа : «Расскажи о рыбке», «Опиши цветок», «Расскажи как правильно сервировать стол» и другие. Такие игры позволяют успешнее организовывать трудовой процесс.
После сна дети чаще играю в настольно – печатные игры, что позволяет развивать самостоятельность, дружелюбие, способствует созданию психологического комфорта в группе.
Немалое значение я уделяю изготовлению игр совместно с детьми. На этом этапе ребенок может проявлять свою активность и самостоятельность. Начиная с младшей группы следует приучать детей готовить все нужное для игры. Например: малыш решил праздновать день рождения куклы, я предлагаю приготовить для куклы угощение из пластилина. Летом, вместе с детьми учимся делать нужные для игры вещи из еловых и сосновых шишек, веток.
Такая работа не только развивает творчество, но и делает игры более содержательными и целенаправленными.
Развитию творчества способствует организация развивающей среды в группе. Площадь группы мы разделили на центры развития по интересам и увлечениям детей (строительные игры, больница, магазин, математический уголок, настольно – печатные игры, уголок уединения). Теперь дети могут выбрать игру, распределить свои занятия по своему желанию и способностям. Так в уголке уединения ребенок может побыть один, расслабиться, отдохнуть от окружающей обстановки; в центре математического развития ребенок может поиграть в такие игры : «Уникуб», «Цветные паркеты», «Разрезные полоски», «Соотнеси геометрическую
- 7 -
фигуру с предметом».
Такое разделение на центры создает благоприятную психологическую обстановку в группе способствует развитию самостоятельности.
Дети получают знания не только в детском саду, но и дома, в семье. Важно, чтобы и дома, с родителями, использовались дидактические игры. Важно раскрыть перед родителями значение дидактических игр в обучении и воспитании детей. В родительском уголке информацию постоянно обновляю (передвижки, книжки – раскладушки по определенной тематике).
Можно пригласить маму или папу посмотреть как играют дети. На родительских собраниях иногда можно поиграть в новую игру, чтобы сформировать у родителей интерес, чтобы была понятна методика проведения игры. При этом родители убеждаются, что любая игра, в которой есть определенные правила и действия, требуют усилия воли, внимания, быстроты мышления.
Иногда целесообразно предложить изготовить игру в семье, привлекая к этому и детей. Родители должны понимать, что только совместная деятельность мамы и воспитателя приводит к наиболее прочным знаниям, помогут ребенку при вхождении его в новый коллектив.
- 8 -
Заключение
Тема: «Дидактическая игра, как средство развития речи» очень многогранна и велика. Поэтому нельзя сказать, что она изучена до конца. Работа ведется непрерывно. Постоянно меняются интересы детей, меняются взгляды на жизнь, меняется само назначение игры. Дидактическая игра способствует развитию всех качеств личности ребенка. Только всестороннее развитие ребенка поможет ему войти в мир окружающих его взрослых полноценной личностью. Я вижу необходимость регулярно пополнять материал, создавать новые игры, придумывать новые сюжеты для игр, совершенствовать свои знания.
- 9 -