Ирина Кольман
Проект «Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Актуальность:
Один из принципов дошкольного образования : - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реали зовать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Темочки:
- Народная культура, фольклор
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
Еще один из принципов, указанный в стандарте - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Из вышеперечисленного следует, что фольклор – это опыт народа, и использование фольклорных произведений формирует познавательные интересы ребенка.
В стандарте обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих направления – речевое развитие. Стандарт объясняет, что речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Использование малых форм фольклора этому направлению соответствует. Фольклор помогает овладеть речью как средством общения, и является носителем культурных традиций народа.
В ФГОСе указаны целевые ориентиры, которым должен следовать воспитатель и к ним стремиться. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания, уметь использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, уметь выделять звуки в словах, и у ребенка складываются предпосылки грамотности;
Ребенок должен проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; быть знаком с произведениями детской литературы, обладать элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.
Я считаю, что фольклор помогает овладевать устной речи. Такие жанры, как чистоговорки, скороговорки формируют правильное звукопроизношение. Очень много произведений устного народного творчества объясняют явления природы, поступки людей. Ребенок через фольклор учится устанавливать причинно-следственные связи, отгадывая загадки, например, или слушая потешки и другие жанры фольклора.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что использование малых форм фольклора помогает реализовывать принципы, направления и целевые ориентиры стандарта.
Проблема:
Проблема, связанная с развитием речи детей особо остро встала в последнее время. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь бледнеет, тускнеет.
Идея проекта :
Использование малых средств фольклора как средство развития речи детей приведет к улучшению и развитию связной речи детей, формированию правильного звукопроизношения, пополнению активного словаря детей.
Цель проекта : выявить оптимальные условия речевого развития младших дошкольников средствами малых форм фольклора.
Задачи проекта :
• Проанализировать теоретический материал по данной теме.
• Определить основные методы использования малых форм фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
• Разработать комплексные мероприятия, способствующие реализации данного проекта.
• Способствовать развитию познавательной активности детей.
• Способствовать обогащению активного словаря детей.
• Помочь детям в основании разговорной речи, овладеть родным языком;
• Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
Цель: способствовать развитию речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
Участники проекта : дети 3-4 лет, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта : июль 2015 -май 2016г.
Принципы реализации проекта :
• От простого к сложному: предполагает отбор от более легких для понимания детьми фольклорных произведений к более сложный по содержанию.
• Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
• Принцип индивидуализации – реализация проекта обеспечивает развитие каждого ребенка.
• Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание.
Используемые в проекте виды деятельности :
• Продуктивная
• Игровая
• Коммуникативная
• Трудовая
• Познавательно- исследовательская
Этапы работы над проектом
Организационно - подготовительный
• Выбор темы проекта, изучение методической литературы, публикации в журналах «Дошкольное воспитание» по теме проекта, посетить сайты.
• Проанализировать многообразие фольклорных жанров и методов их использования в развитии речи детей.
• Выяснить уровень развития речи детей;
• Разработать перспективный план.
Практический
• Создание предметно- пространственной среды;
• Создание картотеки русско-народных подвижных игр.
• Внедрение в деятельность детей фольклорного художественного сопровождения.
• Проведение групповых и индивидуальных занятий, внесение коррективов в план работы;
• Знакомство детей с новыми жанрами фольклора и различными фольклорными произведениями.
• Подбор иллюстративного материала для лучшего понимания детьми пословиц, поговорок, потешек и др. фольклорных произведений.
• Подбор детской фольклорной литературы, оформление уголка по развитию речи.
• Изготовление различных кукол, связанных с героями фольклорных произведений, пополнения уголка для театрализованных игр предметами русско-народного быта.
Заключительный
• Разработать «Методические рекомендации» по использованию малых фольклорных жанров в развитии детей младшего дошкольного возраста.
• Оформить альбом совместно с родителями «Пословицы и поговорки русского народа»
• Выяснить, повысился ли уровень развития речи детей за время проведения проекта.
Формы работы с детьми»
• Внедрение использования фольклорных произведений во всех видах деятельности детей.
• Проведение праздников совместно с музыкальным руководителям, согласно календарным народным праздникам.
• Организация индивидуальной работы с детьми для улучшения произношения звуков и развития грамматического строя языка детей.
• Проведение совместных с родителями мероприятий.
Формы работы с родителями.
• Консультации.
• Беседы.
• Наглядная информация : буклеты, памятки.
• Привлечение родителей к пополнению
• Участие в праздниках, составлении альбома «Поговорки и пословицы»
Формы работы с педагогами.
• Консультации.
• Подбор методов развития речи детей средствами фольклора согласно возрастных особенностям ребенка.
Заключение
Моя работа ориентирована на выявление оптимальных условий речевого развития детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. В связи с поставленной целью мною рассмотрено состояние исследуемой проблемы, проанализированы особенности развития речи детей 3-4 лет, и влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников. Мною было дано определение малым формам фольклора, которое заключается в совокупности непрофессионально созданных народом произведений. С их помощью можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развитии младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. В проектной части определены направления работы по развитию речи младших дошкольников средствами фольклора на учебный год. Я предполагаю, что результатом работы должны стать следующие изменения:
• у детей повысится интерес к устному народному творчеству, они будут использовать в свое речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывать народные игры-забавы с помощью считалок;
• повысится уровень развития речи детей;
• появится интерес к развитию речи своих деток родителями через использование малых фольклорных жанров.
Библиография.
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Конвенция ООН о правах ребенка.
3. Федеральных государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
4. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М: Академия, 2000.
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М: ПросвещениеЗ
6. Занятия по развитию речи в детском саду. /Под ред. О,С. Ушаковой, - М. : Совершенство, 2001г.
7. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии // Дошкольное восптание. – 2004 - № 9.
8. Ботякова. Солнечный круг. Детский народный календарь: Спб «Детство-пресс, 2004.
9. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. ародные праздники в детском саду. – М: Мозаика- Синтез, 2008.
10. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа – Спб. : Детство-пресс, 1998 г.
11. Тимофеева Л. Маленькая дверь в большой мир загадок // Дошкольное воспитание, 2007 - № 6.