Получи документы

Дидактическая игра как средство развития речи

Галина Жигалова
Дидактическая игра как средство развития речи
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников

Дошкольный возраст - короткий, но важный период развития ребенка. Основной вид деятельности детей этого возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В ней формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Публикация «Дидактическая игра как средство развития речи» размещена в разделах

В своей работе особое внимание я уделяю дидактической игре. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Основная цель работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры. Ведь дошкольный возраст – возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи. Своевременное развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.

Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует от них особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

В своей работе я использую различные дидактические игры : словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные.

Некоторые игры и занятия с детьми я начинаю с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата.

Я работаю в группе кратковременного пребывания, в которой дети с 3 до 7 лет. Игры стараюсь выбирать по возрастам. Если игра для младшего возраста, старшие наблюдают, но могут прийти на помощь, если малыши затрудняются. А если игра для старших, то малыши тоже участвуют, но я им стараюсь дать легкий вариант.

Одно из направлений моей работы - расширение и обогащение словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами. Для этого я использую лексико-грамматические игры:

«Назови лишнее слово». В этой игре дети находят лишнее слово среди имен существительных, имен прилагательных, глаголов. «Пара к паре». Предложить слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем попросить объяснить, чем похожи эти пары. Например, такие пары слов:

Огурец – овощ, ромашка (земля, цветок, клумба). Дети должны подобрать из скобки нужное слово, которое подходит к слову ромашка.

Помидор – огород, яблоко (забор, сад, груша)

«Слова – неприятели».

К данным словам придумать слова-неприятели. Каждому ребенку называем слово и подаем мяч, он ловит мяч и говорит нужное слово, но если затрудняется, он может крикнуть: «Помощь» и другие ребята помогают ему подобрать слово.

«Дай определение словам».

Педагог начинает, а ребята заканчивают:

Мама (какая) – добрая, ласковая, строгая….

Праздник (какой) – веселый, долгожданный… и т. д.

«Дай действия словам».

Мама (что делает) – стирает, готовит…

Праздник (что делает) – наступает, приходит… и т. д.

«Назови три слова».

Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед, давать с каждым шагом три слова-ответа.

-Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

-Что можно варить?

-Что можно читать?

-Что может летать?

-Что может плавать?

Для детей старшего возраста чаще отбираю игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать. Словесные игры:

«Путешествие по сказкам».

Педагог задает вопрос о сказочном герое или развитии сюжета в любой знакомой ребятам сказке. Ребенок, который ответил на вопрос, озвучивает свой вопрос.

Примеры вопросов:

-У какой мамы было семь детей?

- Каких еще вы знаете сказочных персонажей, которых насчитывалось ровно семь?

-Каких ты знаешь сказочных персонажей, исполняющих желания?

-Каких персонажей в разных сказках хотел съесть серый волк?

-Из чего был сделан Буратино?

«Угадай слово».

Игра проводится с карточками, на которых изображены различные предметы, например, лодка, лягушка, крыжовник и т. д. Педагог описывает что изображено на карточке, ребята должны угадать, что там изображено. Затем этим словом они придумывают предложение.

Эти карточки мы применяем в игре на развитие фонематического слуха. Дети вытягивают любую карточку, говорят, что изображено, на какой звук начинается слово. Дети должны положить карточку в нужный домик. Если слово начинается на мягкий согласный звук, карточка живет в зеленом домике, а если на твердый согласный звук – в синий домик.

«Что мы с собой берем?»

Дети встают в круг. У водящего в руках мяч. Участники идут по часовой стрелке и говорят: «мы по кругу идем и с собой берем…» «Пластмассовое», - например, говорит водящий и кидает мяч любому игроку. Тот должен назвать что-нибудь пластмассовое и перекинуть мяч другому участнику и так по кругу.

Игры на развитие фонематического слуха:

«Я был в цирке…».

Участникам игры раздаются карточки с буквами. Первый игрок говорит: «Я был в цирке и видел…». Он должен назвать что-нибудь, начинающееся с буквы на его карточке. Называть можно не только существительные.

Варианты: «Я был на море…», «Я был в лесу…», «Я был в театре…» и т. д.

«Магазин».

Взрослый – продавец, а ребенок – покупатель, который «приходит» в магазин, чтобы выбрать себе что-то из товаров. За покупку нужно расплатится первым звуком слова. Например, если ребенок хочет купить ложку, то он должен сказать «Л-л».

«Красный и синий мячи»

Дети встают в круг. Взрослый становится в его середину, кидает участникам игры красный или синий мяч и произносит любой звук. Красный мяч ребенок должен поймать, если услышит гласный звук, и не ловить, если согласный. Если мяч синий, все должно быть наоборот.

Вот такие игры можно проводить не только в детском саду, но и дома. Только совместно с родителями мы можем развивать и воспитывать наших детей.

Дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. И для нас воспитателей это главная и первоначальная задача.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста «Дидактическая игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста» Игра – это огромное светлое окно, через.

Дидактическая игра как средство развития математических способностей детей среднего дошкольного возраста Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в.

Дидактическая игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Проблема развития памяти детей актуальна тем, что это психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка,.

Дидактическая игра как средство развития речи Уважаемые коллеги! Говоря о проблемах развития речи у детей дошкольного возраста, я хочу вам представить - мою презентацию. Тема презентации.

Дидактическая игра как средство развития речи детей раннего возраста «Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации.

Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенкаДидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка Возраст 3-х лет - важный этап в развитии психики ребенка, так как в этот период закладывается фундамент для формирования новых психических.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Дидактическая игра как важнейшее средство успешного развития познавательной сферы дошкольников Консультация для воспитателей ДОУ: "Дидактическая игра – как важнейшее средство успешного развития познавательной сферы дошкольников"..

Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 3» Мастер-класс для родителей.

Дидактическая игра как средство познавательного развития ребёнка Одной из важных является решение задач развития игровой деятельности детей. Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, она способствует физическому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство развития речи
Опубликовано: 31 июля 2015 в 20:17
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство развития речи» (включая файлы) размещена пользователем Галина Жигалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД