Галина Жигалова
Дидактическая игра как средство развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников
Дошкольный возраст - короткий, но важный период развития ребенка. Основной вид деятельности детей этого возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В ней формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития речи» размещена в разделах
В своей работе особое внимание я уделяю дидактической игре. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Основная цель работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры. Ведь дошкольный возраст – возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи. Своевременное развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.
Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.
Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует от них особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
В своей работе я использую различные дидактические игры : словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные.
Некоторые игры и занятия с детьми я начинаю с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата.
Я работаю в группе кратковременного пребывания, в которой дети с 3 до 7 лет. Игры стараюсь выбирать по возрастам. Если игра для младшего возраста, старшие наблюдают, но могут прийти на помощь, если малыши затрудняются. А если игра для старших, то малыши тоже участвуют, но я им стараюсь дать легкий вариант.
Одно из направлений моей работы - расширение и обогащение словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами. Для этого я использую лексико-грамматические игры:
«Назови лишнее слово». В этой игре дети находят лишнее слово среди имен существительных, имен прилагательных, глаголов. «Пара к паре». Предложить слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем попросить объяснить, чем похожи эти пары. Например, такие пары слов:
Огурец – овощ, ромашка (земля, цветок, клумба). Дети должны подобрать из скобки нужное слово, которое подходит к слову ромашка.
Помидор – огород, яблоко (забор, сад, груша)
«Слова – неприятели».
К данным словам придумать слова-неприятели. Каждому ребенку называем слово и подаем мяч, он ловит мяч и говорит нужное слово, но если затрудняется, он может крикнуть: «Помощь» и другие ребята помогают ему подобрать слово.
«Дай определение словам».
Педагог начинает, а ребята заканчивают:
Мама (какая) – добрая, ласковая, строгая….
Праздник (какой) – веселый, долгожданный… и т. д.
«Дай действия словам».
Мама (что делает) – стирает, готовит…
Праздник (что делает) – наступает, приходит… и т. д.
«Назови три слова».
Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед, давать с каждым шагом три слова-ответа.
-Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
-Что можно варить?
-Что можно читать?
-Что может летать?
-Что может плавать?
Для детей старшего возраста чаще отбираю игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать. Словесные игры:
«Путешествие по сказкам».
Педагог задает вопрос о сказочном герое или развитии сюжета в любой знакомой ребятам сказке. Ребенок, который ответил на вопрос, озвучивает свой вопрос.
Примеры вопросов:
-У какой мамы было семь детей?
- Каких еще вы знаете сказочных персонажей, которых насчитывалось ровно семь?
-Каких ты знаешь сказочных персонажей, исполняющих желания?
-Каких персонажей в разных сказках хотел съесть серый волк?
-Из чего был сделан Буратино?
«Угадай слово».
Игра проводится с карточками, на которых изображены различные предметы, например, лодка, лягушка, крыжовник и т. д. Педагог описывает что изображено на карточке, ребята должны угадать, что там изображено. Затем этим словом они придумывают предложение.
Эти карточки мы применяем в игре на развитие фонематического слуха. Дети вытягивают любую карточку, говорят, что изображено, на какой звук начинается слово. Дети должны положить карточку в нужный домик. Если слово начинается на мягкий согласный звук, карточка живет в зеленом домике, а если на твердый согласный звук – в синий домик.
«Что мы с собой берем?»
Дети встают в круг. У водящего в руках мяч. Участники идут по часовой стрелке и говорят: «мы по кругу идем и с собой берем…» «Пластмассовое», - например, говорит водящий и кидает мяч любому игроку. Тот должен назвать что-нибудь пластмассовое и перекинуть мяч другому участнику и так по кругу.
Игры на развитие фонематического слуха:
«Я был в цирке…».
Участникам игры раздаются карточки с буквами. Первый игрок говорит: «Я был в цирке и видел…». Он должен назвать что-нибудь, начинающееся с буквы на его карточке. Называть можно не только существительные.
Варианты: «Я был на море…», «Я был в лесу…», «Я был в театре…» и т. д.
«Магазин».
Взрослый – продавец, а ребенок – покупатель, который «приходит» в магазин, чтобы выбрать себе что-то из товаров. За покупку нужно расплатится первым звуком слова. Например, если ребенок хочет купить ложку, то он должен сказать «Л-л».
«Красный и синий мячи»
Дети встают в круг. Взрослый становится в его середину, кидает участникам игры красный или синий мяч и произносит любой звук. Красный мяч ребенок должен поймать, если услышит гласный звук, и не ловить, если согласный. Если мяч синий, все должно быть наоборот.
Вот такие игры можно проводить не только в детском саду, но и дома. Только совместно с родителями мы можем развивать и воспитывать наших детей.
Дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. И для нас воспитателей это главная и первоначальная задача.