Получи документы

Система упражнений со счетными палочками для детей младшего дошкольного возраста как средство развития мышления и речи (12 фото)

Любовь Бызова
Система упражнений со счетными палочками для детей младшего дошкольного возраста как средство развития мышления и речи
▼ Скачать + Заказать документы

Авторская методическая разработка

Учителя-дефектолога

Любови Васильевны Бызовой

«Система упражнений со счетными палочками

для детей раннего и младшего дошкольного возраста

как средство развития мышления и речи».

1. Методологическое обоснование.

Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для малыша.

Публикация «Система упражнений со счетными палочками для детей младшего дошкольного возраста как средство развития мышления и речи» размещена в разделах

Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.

В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование – прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца, форму, величину и пр. У него развиваются познавательные и практические действия.

Конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их. В процессе конструирования дети учатся правильно обозначать в слове названия направлений, овладевают и такими понятиями, как «высокий – низкий», «широкий – узкий», «длинный – короткий».

Известно, что развития речи зависит от степени форсированности тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.

В раннем возрасте особое значение имеет целенаправленная работа, проводимая в двух направлениях:

- тренировка мышечно-связочного аппарата;

- развитие координации движений.

Наряду с пальчиковыми играми, упражнениями на координацию движений пальцев руки, конструированию из строительного материала я предлагаю использовать в работе с детьми раннего возраста систему упражнений со счетными палочками.

Предлагаемые упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками.

Игры со счетными палочками способствуют формированию у ребенка пространственно-образного мышления, развивают глазомер, что позволяет ребенку научиться правильно рассчитывать длины и расстояния.

2. Цель и задачи системы упражнений со счетными палочками

Развивать наблюдательность, любознательность, сообразительность, находчивость, усидчивость.

Формировать потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность.

Формируются пространственные понятия (вверху, внизу и т. д.).

Развитие интереса к конструированию (выкладывают постройки по образцу, по словесной инструкции).

Формировать интерес к познавательной деятельности, расширять элементарные представления детей об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприятию.

Обогащать словарный запас.

Развивать восприятие, внимание, память, мышление.

Воспитывать у детей умения прибирать за собой (аккуратно разбирают постройки, складывают, убирают игрушки).

3. Условия, которые необходимо соблюдать при использовании системы упражнений со счетными палочками при работе с детьми раннего возраста.

Детям раннего возраста необходимо предлагать крупные, двух-трехгранные счетные палочки, так как им трудно координировать движения рук и пользоваться мелкими предметами. Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или дорожку. Упражнения выполняются совместно со взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. Показ образцов изображений сопровождается стихами, загадками, потешками. Это необходимо, для того чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности. Обязательным условием является рассматривание полученного изображения и называние предмета.

4. Система упражнений со счетными палочками для детей раннего возраста.

В работе с детьми раннего дошкольного возраста я предлагаю следующую систему упражнений со счетными палочками. Работа со счетными палочками состоит из трех этапов. На каждом этапе, необходимо применят три формы.

Первый этап. Конструирование из 2 палочками.

См. приложение 7

Форма: 1) работа по подражанию.

См. приложение 1

Педагог предлагает ребенку собрать фигуру, вместе со взрослым. Ребенок должен выкладывать счетные палочки так же как взрослый.

«Дорожка»

- Смотри это дорожка!

- Положи палочку вот так. Эту палочку положи рядом. Вот так. Получилась дорожка, как у меня!

По дорожке,

По дорожке

Дружно топают две ножки!

Уходи с дороги, кот!

Наш (а) (имя ребенка) идёт!

- Молодец! Что ты собрал? Правильно дорожку!

Форма: 2) работа по образцу.

См. приложение 4

Педагог заранее готовит на листе бумаги схему 1:1 фигур и предлагает выкладывать счетные палочки по рисунку, накладывая их.

Педагог за ширмой заранее собирает фигуры, убирая ширму, называет фигуру или спрашивает у ребенка: «Что это?» Предлагает собрать: «Сделай такой же!»

«Домик», «Крыша»

- Смотри, что это нарисовано? Правильно домик. Давай сделаем такой же. Молодец! Очень красиво! Что ты сделал? Правильно дом!

Форма: 3) работа по представлению.

Переходить к сбору рисунка по памяти можно начать только после того, как малыш будет уверенно собирать фигуры, глядя на картинку. Для этого надо попросить ребенка собрать фигуру.

- Отгадай загадку?

Сто дощечек – грудь вперед

Окружили огород.

Сто еще таких же - рядом

Встали дружно перед садом.

- Правильно, забор! Сделай забор из счетных палочек. Умница, очень красиво. Что ты сделал? Заборчик!

Переход на следующий этап осуществляется, когда ребенок собирает фигуры по памяти.

Работа на 2 и 3 этапе выполняется аналогично с 1 этапом.

Второй этап. Конструирование из 3 палочек.

См. приложение 8

Форма: 1)работа по подражанию.

См. приложение 2

Форма: 2) работа по образцу.

См. приложение 5

Форма: 3) работа по представлению.

Третий этап. Конструирование из 4 палочек.

См. приложение 9

Форма: 1)работа по подражанию.

См. приложение 3

Форма: 2)работа по образцу.

См. приложение 6

Форма: 3)работа по представлению.

Приложение 1

Стихи, загадки для обыгрывания построек из 2 счетных палочек

1)Постройка «Дорожка»

Стихотворение «Дорожка».

По дорожке,

По дорожке

Дружно топают две ножки!

Уходи с дороги, кот!

Наш (а) (имя ребенка) идёт!

Загадка про дорогу.

От дома начинается,

У дома и кончается.

2)Постройка «Дом», «Крыша»

Стихотворение «Мой дом».

Посмотрите: это дом-

С крышей, дверью и окном,

И с крылечком, и с трубой,

Цвет у дома – голубой.

Заходите смело в дом!

- Приглашаете? Войдем!

Стихотворение «Крыша».

Если есть крыша

И лестница есть,

Можно на крышу

Пол лестнице влезть.

Можно по крыше

Побегать потом,

И можно лечь, развалиться.

Все можно.

Нельзя забывать лишь о том,

Что с крыши можно

Свалиться!

В. Данько

Загадка про дом.

В нём живёт моя родня,

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый.

3) Постройка забор

Загадки про забор.

Отгородит от дома бор

Дощатый новенький… (забор)

Стихотворение «Забор»

Палочки поставим вряд

И спрячем от лисы цыплят.

Приложение 2

Стихи, загадки для обыгрывания построек из 3 счетных палочек

1) Постройка «Стрелочка»

Загадка

Без глаз, без крыл, летит, свисти, больно бьёт. (Стрела)

2) Постройка «Треугольник»

Стихотворение «Треугольник»

У треугольника три стороны,

Они могут быть разной длины.

Стихотворение «Треугольник»

Треугольник - три угла,

Посмотрите детвора:

Три вершины очень острых -

Треугольник – «остроносый».

Стороны в нем тоже три:

Раз, два, три – ты посмотри.

Стихотворение «Треугольник»

Треугольный треугольник

Угловатый своевольник.

Он похож на крышу дома

И на шапочку у гнома.

И на острый кончик стрелки,

И на ушки рыжей белки.

Угловатый очень с виду

Он похож на пирамиду!

3) Постройка «Молоток»

Стихотворение «Молоток»

Тук, тук,

Молоток,

Забей гвоздиков пяток.

Тук, тук,

Тук, тук, тук,

И в подметку,

И в каблук.

Загадка о молотке

Туки-туки —

Перестуки,

Если взял

Меня ты в руки,

Так не бей же

Как попало,

Чтоб по пальцу

Не попало.

Приложение 3

Стихи, загадки для обыгрывания построек из 4 счетных палочек

1) Постройка «Стул»

Стихотворение «Стул»

Это стул. На нем сидят.

Загадки про стул.

Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы садились сотни раз.

Чтобы ноги отдохнули,

Отдохни-ка ты на.

Есть спина, а не лежит; четыре ноги, а не ходит, но всегда стоит и всем сидеть велит.

2) Постройка «Стол»

Стихотворение «Стол»

Это стол. За ним едят!

Загадки про стол.

Под крышей - ножки,

На крыше - ложки,

А рядом с ними -

С похлёбкой плошки.

Под одной крышей четыре брата живут.

3) Постройка «Флажок»

Горит на солнышке

Флажок,

Как будто я

Огонь зажег.

А. Барто

4) Постройка «Квадрат», «Окошко».

Стихотворение «Квадрат»

Четыре палочки сложил

И вот квадратик получил.

Стихотворение «Квадрат»

Познакомьтесь, вот квадрат!

Он знакомству очень рад!

В нём угла уже четыре,

Нет его ровнее в мире.

Стихотворение «Квадрат»

Словно стол стоит квадрат.

Он гостям обычно рад.

Он квадратное печенье

Положил для угощенья.

Он - квадратная корзина

И квадратная картина.

Все четыре стороны

У квадратика равны.

Из него мы строим дом.

И окошко в доме том.

За него в обед садимся,

В час досуга веселимся.

Ему каждый в доме рад.

Кто же он? Наш друг - (квадрат)

Стихотворение «Окно».

День за днем идет кино

На экране этом.

Солнца, зелени полно

На экране летом.

А зимой – синеет лед,

Снег летит, играя.

А. Шибаев

Далее предоставлены схемы-изображения построек из (2-3-4) счетных палочек. Схема 1:1

Система упражнений со счетными палочками для детей младшего дошкольного возраста как средство развития мышления и речи
Авторская методическая разработка Учителя дефектолога Любови Васильевны Бызовой Система упражнений со Счетные палочки Игры и занятия счетными палочками для детей раннего и младшего дошкольного возраста как средство Развитие ребенка Материалы для педагогов развития мышления и речи Методологическое обоснование Конструирование одно из самых любимых детских занятий Оно является не только увлекательным но и полезным для малыша Публикация Система упражнений со счетными палочками для детей младшего дошкольного возраста как средство развития мышления и речи размещена в разделах Развитие ребенка

Далее представлены примерный картинки, которые можно использовать для обыгрывания построек из счетных палочек.

Фото №1 Материалы для педагогов Развитие речи Фото №2 Речевое развитие детей Средняя группа Счетные палочки
Публикации по теме:

«Система заданий как средство развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Слайд 2-3. Ребенок с развитыми конструктивными умениями может планировать свою деятельность, анализировать предметы.

Театр как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка.

Использование театрализованных игр и упражнений в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Использование театрализованных игр и упражнений в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Презентация. 1 слайд Речь является.

Проект «Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Тема проекта: Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Актуальность: Один из принципов.

Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста» Консультация для педагогов по моей теме самообразования Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста..

Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста МБДОУ № 17 г. Таганрог КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема: Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Воспитатель:.

Применение игр и упражнений как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возрастаПрименение игр и упражнений как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возраста Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Внимание это не всегда данное качество, его нужно развивать.

Система дидактических игр, игровых занятий и упражнений с детьми раннего и младшего дошкольного возраста «Найди меня»Система дидактических игр, игровых занятий и упражнений с детьми раннего и младшего дошкольного возраста «Найди меня» Введение Задачи интеллектуального развития детей представлены в разных областях, но в разделе «познание» они занимают центральное место.

Театрализованная деятельность детей младшего дошкольного возраста как средство художественно-эстетического развития Принято считать, что дети третьего года жизни могут быть только лишь благодарными зрителями, слушателями, но никак не активными участниками.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» Журнал для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» В этом выпуске:Значение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система упражнений со счетными палочками для детей младшего дошкольного возраста как средство развития мышления и речи
Опубликовано: 24 сентября 2015 в 08:28
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система упражнений со счетными палочками для детей младшего дошкольного возраста как средство развития мышления и речи» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Бызова (УИ 370256) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД