Любовь Бызова
Система упражнений со счетными палочками для детей младшего дошкольного возраста как средство развития мышления и речи
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская методическая разработка
Учителя-дефектолога
Любови Васильевны Бызовой
«Система упражнений со счетными палочками
для детей раннего и младшего дошкольного возраста
как средство развития мышления и речи».
1. Методологическое обоснование.
Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для малыша.
Публикация «Система упражнений со счетными палочками для детей младшего дошкольного возраста как средство развития мышления и речи» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Счетные палочки. Игры и занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.
В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование – прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.
Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца, форму, величину и пр. У него развиваются познавательные и практические действия.
Конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их. В процессе конструирования дети учатся правильно обозначать в слове названия направлений, овладевают и такими понятиями, как «высокий – низкий», «широкий – узкий», «длинный – короткий».
Известно, что развития речи зависит от степени форсированности тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.
В раннем возрасте особое значение имеет целенаправленная работа, проводимая в двух направлениях:
- тренировка мышечно-связочного аппарата;
- развитие координации движений.
Наряду с пальчиковыми играми, упражнениями на координацию движений пальцев руки, конструированию из строительного материала я предлагаю использовать в работе с детьми раннего возраста систему упражнений со счетными палочками.
Предлагаемые упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками.
Игры со счетными палочками способствуют формированию у ребенка пространственно-образного мышления, развивают глазомер, что позволяет ребенку научиться правильно рассчитывать длины и расстояния.
2. Цель и задачи системы упражнений со счетными палочками
Развивать наблюдательность, любознательность, сообразительность, находчивость, усидчивость.
Формировать потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность.
Формируются пространственные понятия (вверху, внизу и т. д.).
Развитие интереса к конструированию (выкладывают постройки по образцу, по словесной инструкции).
Формировать интерес к познавательной деятельности, расширять элементарные представления детей об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприятию.
Обогащать словарный запас.
Развивать восприятие, внимание, память, мышление.
Воспитывать у детей умения прибирать за собой (аккуратно разбирают постройки, складывают, убирают игрушки).
3. Условия, которые необходимо соблюдать при использовании системы упражнений со счетными палочками при работе с детьми раннего возраста.
Детям раннего возраста необходимо предлагать крупные, двух-трехгранные счетные палочки, так как им трудно координировать движения рук и пользоваться мелкими предметами. Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или дорожку. Упражнения выполняются совместно со взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. Показ образцов изображений сопровождается стихами, загадками, потешками. Это необходимо, для того чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности. Обязательным условием является рассматривание полученного изображения и называние предмета.
4. Система упражнений со счетными палочками для детей раннего возраста.
В работе с детьми раннего дошкольного возраста я предлагаю следующую систему упражнений со счетными палочками. Работа со счетными палочками состоит из трех этапов. На каждом этапе, необходимо применят три формы.
Первый этап. Конструирование из 2 палочками.
См. приложение 7
Форма: 1) работа по подражанию.
См. приложение 1
Педагог предлагает ребенку собрать фигуру, вместе со взрослым. Ребенок должен выкладывать счетные палочки так же как взрослый.
«Дорожка»
- Смотри это дорожка!
- Положи палочку вот так. Эту палочку положи рядом. Вот так. Получилась дорожка, как у меня!
По дорожке,
По дорожке
Дружно топают две ножки!
Уходи с дороги, кот!
Наш (а) (имя ребенка) идёт!
- Молодец! Что ты собрал? Правильно дорожку!
Форма: 2) работа по образцу.
См. приложение 4
Педагог заранее готовит на листе бумаги схему 1:1 фигур и предлагает выкладывать счетные палочки по рисунку, накладывая их.
Педагог за ширмой заранее собирает фигуры, убирая ширму, называет фигуру или спрашивает у ребенка: «Что это?» Предлагает собрать: «Сделай такой же!»
«Домик», «Крыша»
- Смотри, что это нарисовано? Правильно домик. Давай сделаем такой же. Молодец! Очень красиво! Что ты сделал? Правильно дом!
Форма: 3) работа по представлению.
Переходить к сбору рисунка по памяти можно начать только после того, как малыш будет уверенно собирать фигуры, глядя на картинку. Для этого надо попросить ребенка собрать фигуру.
- Отгадай загадку?
Сто дощечек – грудь вперед
Окружили огород.
Сто еще таких же - рядом
Встали дружно перед садом.
- Правильно, забор! Сделай забор из счетных палочек. Умница, очень красиво. Что ты сделал? Заборчик!
Переход на следующий этап осуществляется, когда ребенок собирает фигуры по памяти.
Работа на 2 и 3 этапе выполняется аналогично с 1 этапом.
Второй этап. Конструирование из 3 палочек.
См. приложение 8
Форма: 1)работа по подражанию.
См. приложение 2
Форма: 2) работа по образцу.
См. приложение 5
Форма: 3) работа по представлению.
Третий этап. Конструирование из 4 палочек.
См. приложение 9
Форма: 1)работа по подражанию.
См. приложение 3
Форма: 2)работа по образцу.
См. приложение 6
Форма: 3)работа по представлению.
Приложение 1
Стихи, загадки для обыгрывания построек из 2 счетных палочек
1)Постройка «Дорожка»
Стихотворение «Дорожка».
По дорожке,
По дорожке
Дружно топают две ножки!
Уходи с дороги, кот!
Наш (а) (имя ребенка) идёт!
Загадка про дорогу.
От дома начинается,
У дома и кончается.
2)Постройка «Дом», «Крыша»
Стихотворение «Мой дом».
Посмотрите: это дом-
С крышей, дверью и окном,
И с крылечком, и с трубой,
Цвет у дома – голубой.
Заходите смело в дом!
- Приглашаете? Войдем!
Стихотворение «Крыша».
Если есть крыша
И лестница есть,
Можно на крышу
Пол лестнице влезть.
Можно по крыше
Побегать потом,
И можно лечь, развалиться.
Все можно.
Нельзя забывать лишь о том,
Что с крыши можно
Свалиться!
В. Данько
Загадка про дом.
В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый.
3) Постройка забор
Загадки про забор.
Отгородит от дома бор
Дощатый новенький… (забор)
Стихотворение «Забор»
Палочки поставим вряд
И спрячем от лисы цыплят.
Приложение 2
Стихи, загадки для обыгрывания построек из 3 счетных палочек
1) Постройка «Стрелочка»
Загадка
Без глаз, без крыл, летит, свисти, больно бьёт. (Стрела)
2) Постройка «Треугольник»
Стихотворение «Треугольник»
У треугольника три стороны,
Они могут быть разной длины.
Стихотворение «Треугольник»
Треугольник - три угла,
Посмотрите детвора:
Три вершины очень острых -
Треугольник – «остроносый».
Стороны в нем тоже три:
Раз, два, три – ты посмотри.
Стихотворение «Треугольник»
Треугольный треугольник
Угловатый своевольник.
Он похож на крышу дома
И на шапочку у гнома.
И на острый кончик стрелки,
И на ушки рыжей белки.
Угловатый очень с виду
Он похож на пирамиду!
3) Постройка «Молоток»
Стихотворение «Молоток»
Тук, тук,
Молоток,
Забей гвоздиков пяток.
Тук, тук,
Тук, тук, тук,
И в подметку,
И в каблук.
Загадка о молотке
Туки-туки —
Перестуки,
Если взял
Меня ты в руки,
Так не бей же
Как попало,
Чтоб по пальцу
Не попало.
Приложение 3
Стихи, загадки для обыгрывания построек из 4 счетных палочек
1) Постройка «Стул»
Стихотворение «Стул»
Это стул. На нем сидят.
Загадки про стул.
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились сотни раз.
Чтобы ноги отдохнули,
Отдохни-ка ты на.
Есть спина, а не лежит; четыре ноги, а не ходит, но всегда стоит и всем сидеть велит.
2) Постройка «Стол»
Стихотворение «Стол»
Это стол. За ним едят!
Загадки про стол.
Под крышей - ножки,
На крыше - ложки,
А рядом с ними -
С похлёбкой плошки.
Под одной крышей четыре брата живут.
3) Постройка «Флажок»
Горит на солнышке
Флажок,
Как будто я
Огонь зажег.
А. Барто
4) Постройка «Квадрат», «Окошко».
Стихотворение «Квадрат»
Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.
Стихотворение «Квадрат»
Познакомьтесь, вот квадрат!
Он знакомству очень рад!
В нём угла уже четыре,
Нет его ровнее в мире.
Стихотворение «Квадрат»
Словно стол стоит квадрат.
Он гостям обычно рад.
Он квадратное печенье
Положил для угощенья.
Он - квадратная корзина
И квадратная картина.
Все четыре стороны
У квадратика равны.
Из него мы строим дом.
И окошко в доме том.
За него в обед садимся,
В час досуга веселимся.
Ему каждый в доме рад.
Кто же он? Наш друг - (квадрат)
Стихотворение «Окно».
День за днем идет кино
На экране этом.
Солнца, зелени полно
На экране летом.
А зимой – синеет лед,
Снег летит, играя.
А. Шибаев
Далее предоставлены схемы-изображения построек из (2-3-4) счетных палочек. Схема 1:1
Далее представлены примерный картинки, которые можно использовать для обыгрывания построек из счетных палочек.