Светлана Яфизова
Дидактическая игра как средство развития речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями»
К. Н. Поливанова
Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.
Актуальность проблемы:
Публикация «Дидактическая игра как средство развития речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
При общении с родителями я обратила внимание, что родителей волнует, как правильно разговаривать с ребёнком, что необходимо знать при общении с детьми? Кого-то волнует вопрос - ребёнку уже два- три года, а слов - всего ничего. Что предпринять, чтобы сформировать у ребёнка правильную и грамотную речь, чтобы в будущем он мог точно и ясно излагать свои мысли, суждения? Эта проблема и легла в основу моей работы, как развивать речь детей при организации дидактической игры.
Основной целью моей работы я ставлю: изучить эффективность дидактической игры на занятиях по развитию речи у детей раннего возраста.
Разработаны задачи:
1. Создание предметно – игровой среды для организации дидактических игр и обеспечение комфортности пребывания ребенка раннего возраста в детском саду;
2. Формирование навыков понимания речи и расширения словарного запаса;
3. Воспитание положительных эмоций, чувств сопереживания, радости, симпатии, желание проявлять заботу о других;
4. Повышение педагогической культуры: интеграция усилий всех участников процесса: педагоги – дети – родители;
Дидактическая игра является одним из эффективных средств развития словаря детей младшего дошкольного возраста, так как выполняет функцию средства обучения, служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала, наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое, и нравственное развитие детей.
Дидактическая игра создает благоприятные условия для активизации речевой и познавательной деятельности. Познавательная деятельность проходит в игровом контексте, и является своеобразным катализатором многих психических процессов, связанных с познанием различных предметов в дошкольном возрасте. Игра помогает решать многие психологические проблемы, возникающие между детьми и родителями. Она снимает напряжение, тревогу, страх перед окружающими, закомплексованность, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях. Мы работаем по программе Радуга под редакцией Т. Н. Дороновой. Задачами по формированию словаря у детей раннего возраста являются Интенсивно обогащать речь детей путём восприятия речи и рассказов взрослого. Развивать диалогическую речь. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида. Первая группа игр. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
В младших группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. Требования к наглядному материалу для дидактических игр. Наглядным материалом к дидактическим играм являются игрушки и картинки. К игрушкам предъявляются такие требования: игрушка должна соответствовать действительности своей цветовой гаммой, т. е. заяц должен быть белый или серый, а не красный; все детали игрушки должны быть подобны натуральным животным, птицам, мебели и т. д. ; должна соответствовать возрасту и развитию детей; игрушки должны быть разной величины, цвета и материала. Игрушка должна быть динамичной, давать детям производить разнообразные действия. Этому требованию не соответствуют игрушки со строго зафиксированной позой животных, кукол и т. д. Гигиенические требования к игрушкам предусматривает безопасность пользования ими. Окрашиваются они стойкими и безопасными красками и должны легко подвергаться гигиенической обработке. Картинка должна быть графически грамотной и ни одной из своих деталей не искажать действительности; своим содержанием картина должна психологически соответствовать возрасту ребёнка. Работу я начала по созданию развивающей среды в группе. У нас в группе находятся дети в возрасте от 1 года до 2 лет. Поэтому есть некоторые особенности при организации развивающей среды и расстановки дидактических материалов. Каждый вид дидактических игр и игрушек, пособий мы стали хранить в определенном порядке. Это позволило и нам, и детям легко находить нужный предмет, а после игры убирать его на место. Важно было продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы часть детей принимала участие в дидактической игре, а остальные дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу. Спокойное место в группе отведено нами для самостоятельных игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр. Дидактические игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столиками, за которыми дети играют и рассматривают книги. Это способствует снятию эмоционального напряжения и позволяет детям в спокойной обстановке вести общение. С дидактическими пособиями и игрушками (пирамидами, матрешками, вкладышами) дети под нашим наблюдением играют самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Так у малышей закрепляются знания, полученные на занятиях, и умения самостоятельно пользоваться дидактическими игрушками. Для организации дидактических игр с малышами нужны и объекты для наблюдения (рыбки, птицы, и природный материал (шишки, желуди, каштаны). Мебель, крупные игрушки и пособия мы разместили так, чтобы дети легко могли проходить между ними, подходить к ним с разных сторон. Организуя дидактическую игру, особое значение я придаю формированию доброжелательных отношений между детьми, показывая малышам, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, как вдвоем посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему. С детьми обращаюсь ровно, спокойно, терпеливо. Ведь речь воспитателя – не только образец для подражания. От того, как мы обращаемся к детям, во многом зависит педагогический успех. Особое место в своей работе я уделяю работе с родителями. В нашей группе имеется достаточное количество игр, сделанных руками родителей. Которые способствуют расширению кругозора, развитию речи детей, а так же расширяют словарный запас детей.
Положительные результаты в воспитании и обучении детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива ДОУ и членов семей воспитанников.
Мною было замечено, что дети раннего возраста, благодаря проводимой работе стали гораздо лучше разговаривать, предложение составляют из двух- трёх слов, дети активно произносят новые слова по образцу, дети стали использовать предметы по назначению (набор посуды для приготовления пищи и т. д.) Дети, которые раньше не проявляли должного интереса к занятию по развитию речи, стали более активными.