Козинцева Виктория Алексеевна
Педагогическая программа самообразования «Использование игровых технологий в развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая программа самообразования по теме
«Использование игровых технологий в развитие детей раннего возраста»
Актуальность
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.
Публикация «Педагогическая программа самообразования „Использование игровых технологий в развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.
Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.
В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: "логические фигуры" (Фидлер М., "логические кубики" (Копылов Г., "логические блоки" (Столяр А.). Но в каждом из названий подчёркивается направленность на развитие логического мышления. В современной практике работы с детьми в детском саду находят место два вида логического дидактического материала: Объёмный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось своё название. Объёмный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной - логическими фигурами.
Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.
Дидактический набор "Логические блоки" состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, жёлтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в
плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции "не", "и", "или". В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
Комплект логических блоков даёт возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д., несколько позже - по трём (цвету, форме
и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырём свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учётом возможностей детей.
Цель: развитие у детей (сенсорных способностей)познавательных интересов и творческих способностей.
Задачи:
1. Вызвать у детей интерес к играм с блоками Дьенеша, желание действовать с ними.
2. Развивать сенсорные способности (восприятие цвета, формы, величины, пространственных отношений и др.) в процессе обследовательских действий.
3. Развивать творческие способности, воображение детей.
4. Развивать умение классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры, предметы одежды и др.) по самостоятельно найденному основанию.
5. Воспитывать самостоятельность, инициативность, посредством решения личностных затруднений
6. Формировать элементарные математические и пространственные представления.
Возраст детей : с1,5до3лет;
Сроки реализации программы : 2года
Принципы:
- принцип активности ребёнка в деятельности
- принцип новизны
- принцип сотрудничества
- принцип вариативности
- принцип систематичности и последовательности
- принцип индивидуализации
Формы работы:
- игра
- упражнение
- игры с альбомами
Методы:
- игровой
- диалогический
- Показ
- проблемная ситуация
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ:
-Формирование практических способов ориентировки: формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребёнок рассматривает знакомится,запоминает,и узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально зрительно, методом выбора,а потом на ощупь,
2. Формирование восприятия цвета:Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно. На первом этапе ребенка учат сравнению цветов ( дается инструкция: Дай такой же (по цвету) квадрат, кружочек и т. д.). На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции. На третьем ребенок сам называет тот или иной цвет и классифицирует блоки по цвету.
3. Формирование восприятия формы. Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры и упражнения (различения,круга и их размеров и т. д).
4. Формирование восприятия величины. Различие и закрепления понятий большой – маленький проводиться при помощи различных игр,– упражнения на конструктивную деятельность используя картинки из альбомов «Маленькие логики» и т. д
Планируемый результат:
Достижения детей :
Работа над программой профессианального самообразования по данной теме
поможет мне сформировать у детей умение
- эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым, подражать его действиям, принимать игровую задачу;
- успешно выделять и учитывать цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
- группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четыр х разновидностей;
- Быть активными, инициативными и любознательными;
-развивать самостоятельность и творческие способности.
Достижения педага
У меня как у педагога сформируются основы педагогического
мастерства, профессионализма и творчества:
-Умение анализировать научно -методическую литературу,повышение своих
теоретических и практических знаний,умений и навыков;
-Овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения
детей дошкольного возраста
Умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои
достижения на,применять полученные знания на практике.
Календарно-тематическое планирование
№ Игра, цель месяц
1 «Цвет, классификация по одному признаку». Октябрь
«Какой это цвет?» 1
Цель: знакомство с основными цветами: красный, синий, неделя
желтый.
2 «Что нам прив з Мишутка?» 2
Цель: способствовать развитию умения выделять в неделя
геометрических фигурах признак цвета, различать и называть
основные цвета.
3 Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?» 3
Цель: закреплять умение различать и называть основные неделя
цвета.
4 Игра на внимание «Найди пару» 4
Цель: закреплять умение различать и называть основные неделя
цвета.
5 «Цвет и форма, классификация по одному признаку». Ноябрь
«Какой это формы?» 1
Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, неделя
выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник,
треугольник.
6 «Что нам прив з Зайчишка?» 2
Цель: способствовать развитию умения выделять в признак неделя
формы, различать и называть основные геометрические
фигуры.
7 Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный 3
мешочек» неделя
Цель: закреплять умение различать и называть
геометрические фигуры по заданному признаку формы,
развивать тактильные ощущения.
8 Игра «Отгадай фигуру» 4
Цель: способствовать развитию умения давать неделя
характеристику фигуры по условному обозначению
(схематическое изображение геометрических фигур).
9 Игра «Продолжи дорожку» Декабрь
Цель: закреплять умение различать и называть 1
геометрические фигуры, используя схематическое неделя
изображение геометрических фигур, выполнять действия,
согласно определенному правилу.
10 «Цвет и форма, классификация по одному признаку». 2
«Какого размера фигуры?» неделя
Цель: способствовать развитию умения различать фигуры,
выделяя признак величины.
11 «Угости матрешек печеньем» 3
Цель: способствовать развитию умения различать неделя
геометрические фигуры по заданному признаку величины
12 Игра «Укрась елки игрушками» 4
Цель: способствовать развитию умения различать неделя
геометрические фигуры по заданному признаку величины,
выполнять постройки, согласно определенному правилу.
13 «Цвет и форма, классификация по двум признакам». Январь
«Какого цвета и формы?» 1
Цель: Развивать умение выделять одновременно два неделя
признака: цвет и форму. Закреплять умение знать и называть
основные цвета: красный, синий, желтый, формы.
14 «Что лежит в корзинке?» 2
Цель: способствовать развитию умения выделять неделя
одновременно два признака формы, различать и называть
основные геометрические фигуры и их цвет.
15 Игра «Продолжи дорожку» 3
Цель: закреплять умение различать и называть неделя
геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма,
выполнять действия, согласно определенному правилу.
16 Игра «Построй домик» 4
Цель: закреплять умение различать и называть неделя
геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма,
способствовать развитию конструктивных умений,
выполнять действия, согласно определенному правилу
17 «Цвет, форма и величина, классификация по трем Февраль
признакам». 1
«Какого цвета, формы и величины?» неделя
Цель: Развивать умение выделять одновременно три
признака: цвет, форма, величина.
18 «Садовники» 2
Цель: способствовать развитию способности действия неделя
наглядного моделирования, умения расшифровывать
информацию о свойствах предметов по их знаково-
символическим обозначениям, умения выделять
одновременно три признака геометрических фигур,
действовать, согласно заданному правилу,
19 «Мы - конструкторы» 3
Цель: способствовать развитию способности выполнять неделя
конструкции по заданной схеме, умения планировать
действия, анализировать схему.
20 «Угадай фигуру» 4
Цель: способствовать развитию способности действия неделя
наглядного моделирования, умение расшифровывать
информацию о свойствах предметов по их знаково-
символическим обозначениям
21 «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, Март
отрицание (игра с двумя обручами)». 1
«Угадай фигуру» неделя
Цель: способствовать развитию способности наглядного
моделирования, умение расшифровывать информацию о
свойствах предметов по их знаково-символическим
обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде
(на основе отрицания)
21 «Бусы для мамы» 2
Цель: способствовать развитию способности наглядного неделя
моделирования, умение расшифровывать информацию о
свойствах предметов по их знаково-символическим
обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде
22 «Угости мишек печеньем» 3
Цель: способствовать развитию способности наглядного неделя
моделирования, умение расшифровывать информацию о
свойствах предметов по их знаково-символическим
обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде
(на основе отрицания)
23 «Мы - конструкторы» 4
Цель: способствовать развитию способности выполнять неделя
конструкции по заданной схеме, умения планировать
действия, анализировать схему.
24 «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, Апрель
отрицание (игра с тремя обручами)». 1
«Угадай фигуру» неделя
Цель: способствовать развитию способности наглядного
моделирования, умение расшифровывать информацию о
свойствах предметов по их знаково-символическим
обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде
(на основе отрицания)
25 «Посади цветы на клумбы» 2
Цель: способствовать развитию способности наглядного неделя
моделирования, умение расшифровывать информацию о
свойствах предметов по их знаково-символическим
обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде
(на основе отрицания)
26 «Что лишнее?» 3
Цель: способствовать развитию способности неделя
классифицировать геометрические фигуры по трем
признакам.
27 «Мы - конструкторы» 4
Цель: способствовать развитию способности выполнять неделя
конструкции по заданной схеме, умения планировать
действия, анализировать схему.
28 «Продолжи ряд» Май
Программные задачи : Закреплять знания детей о 1неделя
геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. неделя
Развивать мышление.
29 «Хоровод» 2
Цель: способствовать развитию способности наглядного неделя
моделирования, умение расшифровывать информацию о
свойствах предметов по их знаково-символическим
обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде
(на основе отрицания)
30 «Магазин» 3
Цель: способствовать развитию способности наглядного неделя
моделирования, умение расшифровывать информацию о
свойствах предметов по их знаково-символическим
обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде
(на основе отрицания)
31 «Волшебное дерево» 4
Цель: способствовать развитию способности наглядного неделя
моделирования, умение расшифровывать информацию о
свойствах предметов по их знаково-символическим
обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде
(на основе отрицания)
Программно-методическое обеспечение
1. Аксенова Г. Н. Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни — М. : Буки-Веди, 2012. — С. 52-54.
2. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста : Пособие для воспитателя дет. Сада. - М. : Просвещение, 1983.- ООО
е., ил.
3. Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры реб нка от рождения до
6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1988.- 144 е. : ил.
4. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
13