Наталья Коновалова
Инновационный педагогический опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей средствами игровых технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный педагогический опыт
воспитателя МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» Ромодановского муниципального района Республики Мордовия
Коноваловой Н. М. на тему:
«Развитие интеллектуальных способностей детей средствами
игровых технологий»
Актуальность и перспектива
Публикация «Инновационный педагогический опыт „Развитие интеллектуальных способностей детей средствами игровых технологий“» размещена в разделах
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому.
Интеллектуальное развитие ребёнка можно ускорить, замедлить или даже остановить. Поэтому крайне важно правильно организовать процесс обучения, направить активность детей в нужное русло. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников. Обучение игрой в полной мере соответствует этой концепции.
Таким образом, игры очень важны для разностороннего развития дошкольника. Играя, ребенок тренирует своё воображение, мышление, память, развивает свои творческие способности.
Условия формирования ведущей идеи опыта
Работая с детьми более 30 лет, я пришла к выводу, что интеллектуального развитие человека начинается в первые годы жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому.
Главной идеей для формирования моего опыта на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей средствами игровых технологий» то, что именно в дошкольном возрасте важно дать толчок для развития интеллектуальных способностей ребенка, научить размышлять, анализировать искать пути решения нестандартных задач.
Теоретическая база опыта
Теоретической основой моего опыта послужили работы:
• З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
• Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачева «Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников»
• А. Л. Венгер Домашняя школа мышления
• Д. Т. Левитеса «Практика обучения: современные образовательные технологии»)
• Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. «Развитие логического мышления».
В своей работе с детьми я использую игровые технологии:
• Технология ТРИЗ. Л. М. Страунинг.
Позволяет развивать творческую личность, нестандартное мышление.
• Блоки Дьенеша.
классифицировать, обобщать.
• Развивающие игры В. Воскобовича.
Помогают развивать воображение, формируют внимание, логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки.
• И. Г. Сухин Шахматы для самых маленьких
Все вышеперечисленные методики и технологии способствуют интеллектуальному развитию дошкольников если они носят системный характер и соответствуют возрастным особенностям дошкольника.
Технология опыта
Изучив литературу по данной теме, я поставила перед собой цели и задачи.
Цель: развить интеллектуальные способности детей посредством развивающих игр.
Задачи:
- Формировать умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т. д.
- Увеличить объем внимания и памяти.
- Формировать мыслительные операции (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии).
- Развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
- Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Выработать умения, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
- Формировать мотивацию учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
Изучив литературу по этой теме, я решила использовать развивающие игры, чтобы в простой и занимательной форме достичь успехов в развитии ребёнка и подготовить детей к школе, т. е. научить обобщать, сравнивать, анализировать, иными словами, самостоятельно мыслить, аргументировать свои предположения. В процессе работы были подобраны игры и упражнения для проведения организованной учебной деятельности, свободной игровой деятельности, и индивидуальной работы с детьми.
Необходимым и обязательным условием для развития познавательной
активности воспитанников является специально созданная развивающая
предметно – пространственная среда. Центр занимательной математики, Уголок шахматиста, составлены картотеки логических задач, дидактические игры по шахматам, игры головоломки.
В своей работе с детьми использую не только игры фабричного изготовления, но и игры, изготовленные своими руками из бумаги, природного, бросового материала. Своими руками, из цветного картона, были изготовлены игровые задания по методике Б. П. Никитина, «Собери квадрат», квадрат Воскобовича, «Игровизор», «Геоборт», игры головоломки для развития логического мышления, восприятия, внимания. Такие игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. Они способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Новизна моего опыта состоит в том, что работу с детьми строю на принципах:
-Отсутствие принуждения
-Переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным.
- Развитие игровой динамики от малых успехов - к большим.
- Поддержка игровой атмосферы и реальных чувств детей.
Стараясь поддерживать живой интерес к игровым занятиям, создавала ситуацию ожидания, загадочности.
Анализ результативности
Проводимая работа дала положительный результат. Дети стали более самостоятельными, инициативными, уверенными в своих силах.
Использование развивающих игр способствовало появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Благодаря использованию развивающих игр дети научились:
• получать результат
• проявлять инициативу, и творчество
• действовать практически и мысленно
• предвидеть результат
• изменять ситуацию
• соблюдать правила игры
• научились работать коллективно
• уметь проигрывать, но стремиться к победе честными способами
Применение игровых технологий позволили вовлекать в работу всех детей. Даже стеснительные, неразговорчивые дети раскрыли свои способности, стали раскрепощенными, открытыми и доверчивыми.
Таким образом, можно сделать вывод: игровые технологии позволяют формировать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции воспитанников. Игра позволяет сделать образовательную деятельность интересным, качественным, реализует их интеллектуальный и творческий потенциал.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Никому не секрет, что воспитание и развитие детей, невозможно без активной роли родителей. Однако, современные родители, в силу своей занятости и некомпетентности, к сожалению, мало уделяют внимание развитию детей в семье, в том числе, и умственному. Поэтому я провожу активную работу по сотрудничеству с семьей через различные формы взаимодействия:
• родительские собрания;
• анкеты с целью выявления знаний родителей о развивающих играх;
• консультацию для родителей;
• мастер классы.
Распространение педагогического опыта
Обобщение и распространение данного педагогического опыта в рамках профессионального сообщества МБДОУ «Детский сад «Алёнушка»: открытые занятия, мастер – классы, выступления на семинарах, через сайт ДОО.
Также опыт распространяется через публикации на
международных педагогических порталах «nsportal» и maam.ru.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Инновационный педагогический опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей средствами игровых технологий» может быть использован воспитателями детских садов и родителями.
Список используемой литературы
1. Гатанов Ю. «Развиваю логику и сообразительность» «Питер»Санкт – Петербург 2000 г.
2. Шевелёв Л. В. «Развивающие игры для дошкольников» Издательство института Психотерапии Москва 2001г.
3. Михайлова З. А «Занимательные задачи» М. : Просвещение, 1990.
4. Шипицина Л. М «Развивающие игры с дидактическим материалом для детей дошкольного и младшего школьного возраста» Санкт-Петербург 2004 г.
5. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М. «Просвещение», 1985.
6. Венгер Л. А., Дьяченко О. М «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение»1989 г.
7. Бондаренко Т. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича
8. Воскобович В., Вакуленко Л. Развивающие игры Воскобовича