Получи документы

Педагогическая поддержка развития способов познавательной деятельности с описанием ситуаций и действий педагога.

Анна Борисова
Педагогическая поддержка развития способов познавательной деятельности с описанием ситуаций и действий педагога.
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогическая поддержка развития способов познавательной деятельности с описанием ситуаций и действий педагога.

В современном мире личность ребёнка не может быть компетентно развитой без развития познавательных интересов.

Реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности, в решении поставленных теоретических и практических задач.

Публикация «Педагогическая поддержка развития способов познавательной деятельности с описанием ситуаций и действий педагога,» размещена в разделах

Детство – неповторимая пора по своим возможностям развития. Детский возраст – период впитывания, накопления знаний. Именно в дошкольном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать.

На каждом этапе развития ребёнок сталкивается с трудностями (непонимание со стороны сверстников, воспитателей, родителей). Чтобы не оказаться отверженным, стремиться быть «как все». Поэтому педагог вовремя должен подсказать, помочь, увлечь ребёнка.

Педагогическая поддержка – это оказание помощи! В данной ситуации – помощи в развитии познавательных интересов.

Истоки идеи педагогической поддержки личности лежат в концепции педагогики свободы и педагогической поддержки.

Педагогическая поддержка определяется как педагогическая помощь детям в решении индивидуальных проблем, в сфере общения, обучения, творчества, досуга. Задача педагога – поддержать, развивать личность. Главное в педагогической поддержке – саморазвитие ребёнка.

Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создавать ситуацию заинтересованности.

Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее обучение – это обучение, при котором обучающиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в изменённые условия.

• Познавательные задачи должны способствовать развитию психических свойств личности – памяти, внимания, мышления, воображения;

• Задачи должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично – поисковым, ориентированным на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;

• Система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

В соответствии с особенностями и целями применения различного рода задач занятия включают в себя четыре последовательных этапа:

- разминку;

- развитие творческих механизмов;

- выполнение развивающих частично – поисковых задач;

- решение творческих задач.

Дети очень любят нетрадиционные формы занятий. Они являются средством формирования познавательных интересов. На занятиях, где закрепляется, или повторяется материал, дети, как правило, теряют интерес и внимание, ведь нового они ничего не узнают.

Одна из нетрадиционных форм занятий – дидактическая игра. Игра вызывает дух соревнования, будит эмоции детей, заставляет удивляться, открывать новое в уже известном.

Аристотель сказал: «Мышление начинается с удивления».

Развитию познавательных интересов очень помогают кроссворды, загадки, познавательные игры. Дети становятся более внимательными, развивается логическое мышление, появляется интерес к технике, творчеству. Творческие обучающиеся нуждаются в занятиях, которые были бы под стать их умственным силам. Наблюдая за такими детьми, пришла к выводу, что им не интересно заниматься тем, что они хорошо умеют делать. Дети хотят заниматься только тем, что для них загадочно и ново. На занятиях эти дети всегда активные и любознательные. В своей работе стараюсь детям не давать готовое, а направляю на то, чтобы найти наибольшее количество вариантов. Большое значение придаю на занятиях связи «Ребенок - ребенок». Дети с удовольствием придумывают головоломки, ребусы, составляют интересные задания по заданным темам. Надо видеть, как горят глаза у ребёнка, когда всё объединение пользуется его творением. Также использую коллективные формы работы. В результате ребёнок входит в мир исследователем, овладевает элементами логических действий, сравнением, классификацией, у него повышается рост познавательных интересов.

Описание проблемных ситуаций и действий педагога в познавательной деятельности.

[/b]

1. Занятие проводилось в старшей группе с использование рабочей тетради Е.

В. Колесниковой (занятие № 7).

Тема занятия: Числа и цифры 3, 4, 5, 6, знаки <, >, =, независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник.

Цель занятия:

- учить отгадывать математические загадки;

- закреплять умение писать цифры 3, 4, 5, 6;

- учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- познакомить со знаками <, >.

Анализ: Трудности возникли при ознакомлении со знаками <, >. Вся подгруппа детей с испугом в глазах смотрела на эти знаки, и было видно, что никто ничего не понял. А уж просьба записать правильно знаки в квадраты между карточками – вообще у некоторых вызвала слезы.

Я решила как-то обыграть ситуацию, сказала:

- А давайте представим, что это не математические знаки, а птички! Мы пришли их зимой подкормить. Если мы им насыплем много семечек в кормушку, птички обрадуются и ротик раскроют (на что похож раскрытый ротик у птички? – Правильно – на галочку! – А галочка на что похожа? – на математический знак >. А если мы мало им насыплем – то птички обидятся и отвернуться – поворачиваем нашу птичку в другую сторону – на какой математический знак стала теперь похожа наша птичка? – Правильно! – на

математический знак <).

На следующем занятии мы закрепляли полученные знания.

Занимались без тетрадок. Дети выходили к доске и рисовали на тарелочках семечки (кружочками, а потом сравнивали количество семечек на тарелочках – ставили математические знаки между ними: птичка открывает ротик, где больше и наоборот. Все дети были в восторге от такого занятия – игры, и все запомнили знаки <, >, и некоторые даже огорчились, что им не удалось побывать у птичек в гостях.

2.

Предложила детям посетить игрушечный магазин - пусть дети пробуют себя в роли покупателей.

Задание: Выдала детям определенную сумму «денег», на которую они самостоятельно делают покупки. При этом дети считают вслух. В начале занятия сама исполняю роль продавца. Когда дети начинают справляться с ролью покупателя, они по очереди будут в роли продавца.

Это очень полезное занятие. Кроме развития математических способностей, оно учит делать покупки, считать деньги, сдачу. А также развивает положительные взаимоотношения между детьми.

Проблемная ситуация: Маша плохо считает. На занятии она начинает стесняться этого и старается отойти в сторонку. А Егору – неинтересно. Он вообще отказывается играть, ему хочется поиграть в машинку.

В данном случае необходимо снять внутреннее напряжение Маши, а Егора заинтересовать игрой. Решение: Маше была предложена главная роль – продавца. Я предупредила ее: «Не волнуйся, у нас все получится!» А ребятам сказала: «У нас сегодня продавец новичок, давайте будем терпеливы, и не будем спешить». Необходимо дать возможность Маше самой посчитать правильную сдачу. И конечно, похвалить ее за правильные ответы. Если ребенок ошибся, то предложить не торопиться и посчитать еще раз. Если возникнет необходимость, должен быть задан наводящий вопрос.

В ситуации с Егором необходимо развить игровую ситуацию. Предложила ему быть водителем при магазине. Здесь совпадают интересы и его и мои. Конечно, предложила Егору что-нибудь купить в магазине и посчитать. А в конце игры, Егор всех покупателей и продавцов разместил в своем «автобусе» и повез домой (на свои места).

Таким образом, проблемная ситуация была решена.

3.

[/b]Максим отстает в занятиях по математике, и мы занимаемся с ним индивидуально. Наблюдая, как другие дети придумывают и решают задачи, он однажды заявил, что тоже придумал задачу. Все были рады выслушать ее. «Шел один полицейский…» - начал Максим, но дети засмеялись, и он, смущенно, умолк. Зная особенности Максима, воспитатель поддержала его, и тот продолжал: «Навстречу ему идут два полицейских, они пошли вместе». Сюжет задачи был навеян ближайшим окружением, так как недалеко находилось отделение милиции, и дети часто встречали полицейских. Задача всем понравилась. Максим был польщен таким вниманием и постепенно стал чувствовать себя более уверенно на занятиях, проявлять активность.

Анализ: индивидуальная работа невозможна без проникновения в переживания каждого ребенка, без понимания его настроения. Воспитатель должен быть очень чутким, и это великое искусство.

Приступая к планированию занятия, воспитатель должен проанализировать предыдущее занятие по математике: кто из детей и почему не проявлял активности, кто слабо усвоил новый материал, а кто хорошо, чем проявили себя отдельные дети, кому были сделаны замечания и по какому поводу.

Наиболее ответственным и интересным моментом в занятиях по развитию элементарных математических представлений, в которых в наибольшей степени раскрываются индивидуальные особенности каждого ребенка, является самостоятельное составление задач самими детьми. Здесь очень важен дифференцированный подход, помогающий выявлению и развитию способностей детей. Ни в коем случае, нельзя сдерживать или каким бы то ни было образом подавлять их активность, одновременно вовлекая в работу всех пассивных.

Индивидуальная работа со способными детьми побуждает их к дальнейшей активности и в то же время возбуждает интерес к математике у других детей, не выделяющихся способностями. Задачи, придуманные детьми, проявляющими повышенный интерес к математике, не только рекомендуется обсуждать со всеми, но и записывать наиболее оригинальные из них в специальную тетрадь.

Детям можно предложить иногда интересную задачу, и даже при всех записать ее в такую тетрадь, если нужно поощрить того, кто ее составил, укрепить интерес к математическим занятиям.

Учитывая важность формирования элементарных математических представлений для дальнейшего умственного развития детей, педагог должен всемерно заботиться о том, чтобы все они принимали участие в занятиях, проявляли активность и инициативу, давать детям поручения в процессе бытовой деятельности, поощрять их начинания, воспитывать уверенность в своих силах.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическая поддержка социально-эмоционального развития детей раннего возрастаПсихолого-педагогическая поддержка социально-эмоционального развития детей раннего возраста Я работаю по программе: «От рождения до школы» под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой по ФГОС. Тема приоритетного направления.

Создание условий для развития познавательной активности ребенка посредством игровой деятельности (из опыта работы) «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность». Д. Лессинг.

Мастер-класс «Развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста» МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: «Развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО».

Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников Известно, что воспитанность - качество личности, определяющее в повседневном повелении человека его отношение к другим людям. В основе такого.

Педагогическая поддержка родителей в формировании уважительного отношения к материПедагогическая поддержка родителей в формировании уважительного отношения к матери Иванова Екатерина Викторовна Сидорова Наталья Геннадьевна Тесная эмоциональная связь с матерью начинает формироваться еще во внутриутробном.

Поддержка детской инициативы в рамках проектной деятельности Современная система дошкольного образования развивается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дошкольному образованию. МДОУ «Детский.

Проект «Модель методической поддержки развития индивидуального стиля педагогической деятельности педагога» Изменения в социокультурной и экономической жизни российского общества и реформа системы образования требуют качественного преобразования.

Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности дошкольников СЛАЙД 1 Одним из ведущих направлений воспитания личности дошкольника является формирование его познавательной активности. С. Л. Рубинштейн.

Театрализация для развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельностиТеатрализация для развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности Доклад на тему: Театрализация, как средство развития коммуникативных качеств дошкольников. Согласно новым требованиям Федерального государственного.

Эссе педагога-психолога «Моя педагогическая концепция» Уже поздно, а листок, лежащий передо мной, до сих пор чистый. Сижу в раздумьях. С чего начать свои размышления? Многие начинают с детства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая поддержка развития способов познавательной деятельности с описанием ситуаций и действий педагога.
Опубликовано: 27 апреля 2016 в 19:49
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая поддержка развития способов познавательной деятельности с описанием ситуаций и действий педагога.» (включая файлы) размещена пользователем Анна Борисова (УИ 14677) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД