Анна Борисова
Педагогическая поддержка развития способов познавательной деятельности с описанием ситуаций и действий педагога.
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая поддержка развития способов познавательной деятельности с описанием ситуаций и действий педагога.
В современном мире личность ребёнка не может быть компетентно развитой без развития познавательных интересов.
Реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности, в решении поставленных теоретических и практических задач.
Публикация «Педагогическая поддержка развития способов познавательной деятельности с описанием ситуаций и действий педагога,» размещена в разделах
Детство – неповторимая пора по своим возможностям развития. Детский возраст – период впитывания, накопления знаний. Именно в дошкольном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать.
На каждом этапе развития ребёнок сталкивается с трудностями (непонимание со стороны сверстников, воспитателей, родителей). Чтобы не оказаться отверженным, стремиться быть «как все». Поэтому педагог вовремя должен подсказать, помочь, увлечь ребёнка.
Педагогическая поддержка – это оказание помощи! В данной ситуации – помощи в развитии познавательных интересов.
Истоки идеи педагогической поддержки личности лежат в концепции педагогики свободы и педагогической поддержки.
Педагогическая поддержка определяется как педагогическая помощь детям в решении индивидуальных проблем, в сфере общения, обучения, творчества, досуга. Задача педагога – поддержать, развивать личность. Главное в педагогической поддержке – саморазвитие ребёнка.
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создавать ситуацию заинтересованности.
Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее обучение – это обучение, при котором обучающиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в изменённые условия.
• Познавательные задачи должны способствовать развитию психических свойств личности – памяти, внимания, мышления, воображения;
• Задачи должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично – поисковым, ориентированным на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
• Система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.
В соответствии с особенностями и целями применения различного рода задач занятия включают в себя четыре последовательных этапа:
- разминку;
- развитие творческих механизмов;
- выполнение развивающих частично – поисковых задач;
- решение творческих задач.
Дети очень любят нетрадиционные формы занятий. Они являются средством формирования познавательных интересов. На занятиях, где закрепляется, или повторяется материал, дети, как правило, теряют интерес и внимание, ведь нового они ничего не узнают.
Одна из нетрадиционных форм занятий – дидактическая игра. Игра вызывает дух соревнования, будит эмоции детей, заставляет удивляться, открывать новое в уже известном.
Аристотель сказал: «Мышление начинается с удивления».
Развитию познавательных интересов очень помогают кроссворды, загадки, познавательные игры. Дети становятся более внимательными, развивается логическое мышление, появляется интерес к технике, творчеству. Творческие обучающиеся нуждаются в занятиях, которые были бы под стать их умственным силам. Наблюдая за такими детьми, пришла к выводу, что им не интересно заниматься тем, что они хорошо умеют делать. Дети хотят заниматься только тем, что для них загадочно и ново. На занятиях эти дети всегда активные и любознательные. В своей работе стараюсь детям не давать готовое, а направляю на то, чтобы найти наибольшее количество вариантов. Большое значение придаю на занятиях связи «Ребенок - ребенок». Дети с удовольствием придумывают головоломки, ребусы, составляют интересные задания по заданным темам. Надо видеть, как горят глаза у ребёнка, когда всё объединение пользуется его творением. Также использую коллективные формы работы. В результате ребёнок входит в мир исследователем, овладевает элементами логических действий, сравнением, классификацией, у него повышается рост познавательных интересов.
Описание проблемных ситуаций и действий педагога в познавательной деятельности.
[/b]
1. Занятие проводилось в старшей группе с использование рабочей тетради Е.
В. Колесниковой (занятие № 7).
Тема занятия: Числа и цифры 3, 4, 5, 6, знаки <, >, =, независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник.
Цель занятия:
- учить отгадывать математические загадки;
- закреплять умение писать цифры 3, 4, 5, 6;
- учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
- познакомить со знаками <, >.
Анализ: Трудности возникли при ознакомлении со знаками <, >. Вся подгруппа детей с испугом в глазах смотрела на эти знаки, и было видно, что никто ничего не понял. А уж просьба записать правильно знаки в квадраты между карточками – вообще у некоторых вызвала слезы.
Я решила как-то обыграть ситуацию, сказала:
- А давайте представим, что это не математические знаки, а птички! Мы пришли их зимой подкормить. Если мы им насыплем много семечек в кормушку, птички обрадуются и ротик раскроют (на что похож раскрытый ротик у птички? – Правильно – на галочку! – А галочка на что похожа? – на математический знак >. А если мы мало им насыплем – то птички обидятся и отвернуться – поворачиваем нашу птичку в другую сторону – на какой математический знак стала теперь похожа наша птичка? – Правильно! – на
математический знак <).
На следующем занятии мы закрепляли полученные знания.
Занимались без тетрадок. Дети выходили к доске и рисовали на тарелочках семечки (кружочками, а потом сравнивали количество семечек на тарелочках – ставили математические знаки между ними: птичка открывает ротик, где больше и наоборот. Все дети были в восторге от такого занятия – игры, и все запомнили знаки <, >, и некоторые даже огорчились, что им не удалось побывать у птичек в гостях.
2.
Предложила детям посетить игрушечный магазин - пусть дети пробуют себя в роли покупателей.
Задание: Выдала детям определенную сумму «денег», на которую они самостоятельно делают покупки. При этом дети считают вслух. В начале занятия сама исполняю роль продавца. Когда дети начинают справляться с ролью покупателя, они по очереди будут в роли продавца.
Это очень полезное занятие. Кроме развития математических способностей, оно учит делать покупки, считать деньги, сдачу. А также развивает положительные взаимоотношения между детьми.
Проблемная ситуация: Маша плохо считает. На занятии она начинает стесняться этого и старается отойти в сторонку. А Егору – неинтересно. Он вообще отказывается играть, ему хочется поиграть в машинку.
В данном случае необходимо снять внутреннее напряжение Маши, а Егора заинтересовать игрой. Решение: Маше была предложена главная роль – продавца. Я предупредила ее: «Не волнуйся, у нас все получится!» А ребятам сказала: «У нас сегодня продавец новичок, давайте будем терпеливы, и не будем спешить». Необходимо дать возможность Маше самой посчитать правильную сдачу. И конечно, похвалить ее за правильные ответы. Если ребенок ошибся, то предложить не торопиться и посчитать еще раз. Если возникнет необходимость, должен быть задан наводящий вопрос.
В ситуации с Егором необходимо развить игровую ситуацию. Предложила ему быть водителем при магазине. Здесь совпадают интересы и его и мои. Конечно, предложила Егору что-нибудь купить в магазине и посчитать. А в конце игры, Егор всех покупателей и продавцов разместил в своем «автобусе» и повез домой (на свои места).
Таким образом, проблемная ситуация была решена.
3.
[/b]Максим отстает в занятиях по математике, и мы занимаемся с ним индивидуально. Наблюдая, как другие дети придумывают и решают задачи, он однажды заявил, что тоже придумал задачу. Все были рады выслушать ее. «Шел один полицейский…» - начал Максим, но дети засмеялись, и он, смущенно, умолк. Зная особенности Максима, воспитатель поддержала его, и тот продолжал: «Навстречу ему идут два полицейских, они пошли вместе». Сюжет задачи был навеян ближайшим окружением, так как недалеко находилось отделение милиции, и дети часто встречали полицейских. Задача всем понравилась. Максим был польщен таким вниманием и постепенно стал чувствовать себя более уверенно на занятиях, проявлять активность.
Анализ: индивидуальная работа невозможна без проникновения в переживания каждого ребенка, без понимания его настроения. Воспитатель должен быть очень чутким, и это великое искусство.
Приступая к планированию занятия, воспитатель должен проанализировать предыдущее занятие по математике: кто из детей и почему не проявлял активности, кто слабо усвоил новый материал, а кто хорошо, чем проявили себя отдельные дети, кому были сделаны замечания и по какому поводу.
Наиболее ответственным и интересным моментом в занятиях по развитию элементарных математических представлений, в которых в наибольшей степени раскрываются индивидуальные особенности каждого ребенка, является самостоятельное составление задач самими детьми. Здесь очень важен дифференцированный подход, помогающий выявлению и развитию способностей детей. Ни в коем случае, нельзя сдерживать или каким бы то ни было образом подавлять их активность, одновременно вовлекая в работу всех пассивных.
Индивидуальная работа со способными детьми побуждает их к дальнейшей активности и в то же время возбуждает интерес к математике у других детей, не выделяющихся способностями. Задачи, придуманные детьми, проявляющими повышенный интерес к математике, не только рекомендуется обсуждать со всеми, но и записывать наиболее оригинальные из них в специальную тетрадь.
Детям можно предложить иногда интересную задачу, и даже при всех записать ее в такую тетрадь, если нужно поощрить того, кто ее составил, укрепить интерес к математическим занятиям.
Учитывая важность формирования элементарных математических представлений для дальнейшего умственного развития детей, педагог должен всемерно заботиться о том, чтобы все они принимали участие в занятиях, проявляли активность и инициативу, давать детям поручения в процессе бытовой деятельности, поощрять их начинания, воспитывать уверенность в своих силах.