Eлена Бабаева
Поддержка детской инициативы в рамках проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Современная система дошкольного образования развивается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дошкольному образованию. МДОУ «Детский сад №19» в 2014-2015 г входил в состав «пилотных» детских садов Пугачевского района по внедрению ФГОС ДО. Основным принципом дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Согласно требованиям ФГОС ДО, в целях улучшения качества предоставляемых образовательных услуг, в МДОУ «Детский сад №19» были использованы инновационные педагогические технологии: проектная деятельность. Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей и представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого. Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Участие детей в проектах побуждает детей активно применять свои знания и умения, нацеливает на поиск новых творческих решений. Педагоги при первых же затруднениях не спешат на помощь ребенку, но готовы дать совет, задают наводящие вопросы, активизируют имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливают на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывают у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.
Публикация «Поддержка детской инициативы в рамках проектной деятельности» размещена в разделах
Важную роль в организации проектной деятельности и поддержке детской инициативы играют условия, создаваемые педагогом. Однако, полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого, о которых говорилось выше, не достаточно, чтобы поддержать детскую инициативу. Поэтому педагогам важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей. Для этого были организованы творческие и исследовательские проекты «Путешествие в подводное царство», «Вместе с мамой, вместе с папой», «Люблю тебя, мой край родной», «Цветы на подоконнике», «Берегите птиц» и другие. Реализуемые в ДОУ проекты оказали положительное влияние на развитие детей. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширялись знания детей об окружающем мире. Кроме того, развивались общие способности детей –познавательные, коммуникативные.
В ходе проектной деятельности дошкольники развивали позитивные качества: они стали внимательны друг к другу, уважительно относиться к различным мнениям, интересам других детей. Было радостно наблюдать, как в ходе проектной деятельности развивались и детско-родительские отношения. Ребенок открывается с другой стороны, берет на себя роль партнера, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях, привлекая родителей к сотрудничеству в проектной деятельности.
Социально-педагогическое проектирование связано с образовательным учреждением и образовательной средой, в которой реализуются процессы обучения, формирования и воспитания. К такому виду проектов относился долгосрочный проект ««Создание здоровье сберегающего образовательного пространства ДОУ», реализуемый в учреждении. Он был направлен на улучшение организации образовательного процесса, состояния здоровья детей, профилактики заболеваний.
Цель проекта была достигнута совместными усилиями администрации ДОУ в лице заведующего Волковой И. В., методической поддержке старшего воспитателя Бабаевой Е. А., специалистами, сотрудниками детского сада и родителей воспитанников. Была проведена большая работа по организации развивающей предметно-пространственной среды:
• Методическое сопровождение (разработки комплексов утренней гимнастики, гимнастики после сна, схемы закаливания, рекомендации для педагогов, консультации для родителей).
• Укрепление материально-технической базы ДОУ (приобретен спортивный инвентарь, пособия, изготовлено нестандартное оборудование, созданы спортивные уголки «Будь здоров, малыш»; на территории детского сада установлено спортивное оборудование.)
Содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер, способствуют развитию каждого из детей, учитывая уровень развития, интересы и потребности.
В ходе реализации проекта дети видели и чувствовали, что каждого из них принимают и уважают, они ощущали себя комфортно и могли вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делали выбор, т. е. проявляли инициативу.
Проектная деятельность в образовательном процессе МДОУ «Детский сад №19» раскрывает ребенка как полноправного участника, инициатора и исполнителя, где детская инициатива становится значимо, когда он сделал то, что придумал сам и именно это оказалось важным для других.
Работа над проектами, реализуемыми в ДОУ, способствует сплочению педагогического коллектива, организации партнерских отношений с воспитанниками и их родителями. Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников ДОУ.
Педагогические работники учреждения ставят перед собой задачи: продолжать работать в режиме развития, используя инновационные технологии, одной из которых является проектная технология.