Екатерина Иванова
Педагогическая поддержка родителей в формировании уважительного отношения к матери
▼ Скачать + Заказать документы
Иванова Екатерина Викторовна
Сидорова Наталья Геннадьевна
Тесная эмоциональная связь с матерью начинает формироваться еще во внутриутробном состоянии. По мнению врачей и психологов, будущий малыш реагирует на прикосновения, ласковые слова, он лучше себя чувствует, когда с ним общаются, играют. Более чувствительным по отношению к матери малыш становится с первых минут рождения. Разделение матери и младенца, по мнению Д. Чемберлена рассматривается как эмоциональное испытание. «Психологам и врачам известно много случаев, когда искажается психическое развитие ребенка, если он недостаточно общается с матерью». [5, с. 56].
Публикация «Педагогическая поддержка родителей в формировании уважительного отношения к матери» размещена в разделах
Особенно ярко это прослеживается в тех случаях, если ребенок вынужденно разлучается с матерью, например, попадая в больницу в возрасте до года. У многих детей развивается в этом случае явление госпитализма: сначала они становятся плаксивыми, грустными, боязливыми, в дальнейшем могут престать играть, долгое время находиться в неподвижном состоянии. Все это доказывает главную роль мамы, в первые годы жизни ребенка. Именно маме изначально достается вся любовь ребенка, его привязанность.
«Привязанность к родителям – это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего с матерью, как наиболее близким лицом» [5, с. 93].
Современные мамы понимают, какое влияние оказывают на ребенка, понимают о своей тесной связи с ним. Проведя опрос среди мам, мы выяснили их ожидания от отношения к ним детей. Мамы ждут от своих детей понимания, уважения, доброго, чуткого отношения.
На самом деле, все оказывается гораздо сложнее, когда любимый малыш бьет маму, обзывает, не хочет идти с ней домой из детского сада. Редко с таким явлением мы сталкиваемся по отношению к папам.
Любая мама, испытав на себе гнев ребенка, почувствует определенные негативные эмоции: обиду, гнев, стыд, разочарование. Какую именно эмоцию будет испытывать мама, зависит от ее индивидуальных особенностей, личностной зрелости, понимания возрастных особенностей детей, собственного детского опыта, взаимоотношений с супругом и душевного состояния. Именно с просьбой о помощи в преодолении конфликта между мамой и малышом и обращаются родители. Если не преодолевать этот конфликт, у ребенка закрепятся нежелательные качества: агрессия по отношению к другим людям (если можно бить маму, то значит можно бить и воспитательницу, а также других детей, капризы, истерики, упрямство.
Следовательно, столкнувшись в своей профессиональной деятельности с явлением агрессии детей направленной на маму, мы выстроили работу по данной проблеме, чтобы оказать помощь родителям, столкнувшимся с негативным поведением детей по отношению к ним.
Целью нашей работы c родителями является создание условий для гармонизации детско-родительских отношений.
Реализуя поставленную цель мы разработали и провели цикл мероприятий:
1. Семинар для родителей «Эмоциональный мир дошкольника».
2. Беседа на родительском собрании «Причины негативного поведения ребенка по отношению к маме».
3. Проект «Интересные выходные всей семьей».
4. Совместное мероприятие для детей и родителей «Ангел по имени мама».
5. Разработали стендовую информацию для родителей по теме.
На семинаре, посвященном развитию эмоционального мира дошкольника, был сделан акцент на «возрастном формировании у ребенка 4-5 лет нравственно – этических категорий: «добро – зло», «правда – неправда», появлении сопереживания, сочувствия». [5, с. 92].
Нравственные категории формируются без искажения, если родители проявляют искренность в отношениях с детьми, правдивы в словах и чувствах, выполняют обещания, последовательны в действиях, не используют запугивания и физические наказания.
«Наказания, которые нельзя применять ни в коем случае: избиение, лишение крова, пищи, сна, гигиенических нужд, прогулок на свежем воздухе, физических упражнений, необходимой медицинской помощи, пытки одиночеством».
[2, с. 233].
Также нельзя насмехаться над недостатками ребенка или угрожать жестокими карами. И не нужно наказывать ребенка за проявленную им агрессивность, если родители проявляют ее сами. Здесь необходима осознанность родителями своего негативного поведения, того отрицательного примера, который копируют их дети. Таким образом, мы обсуждали с участниками тему ответственного родительства и приблизились к причинам деструктивного взаимодействия мамы и ребенка. На родительском собрании вместе с родителями выделили основные причины негативного поведения ребенка по отношению к маме.
1. Кризисные моменты в жизни ребенка, укрепление чувства «Я».
2. Наблюдение ребенком плохого отношения к маме в семье.
3. Отсутствие последовательности в воспитании и единых требования по отношению к ребенку со стороны родителей.
4. Неумение родителями управлять собственными эмоциями.
«Какой бы поступок ни совершил ваш ребенок, истинная проблема состоит в том, как на это реагируете вы. Прежде чем браться за воспитание ребенка, разберитесь в собственных чувствах, реакциях, поступках. Научитесь управлять своими эмоциями. Дисциплинируя ребенка, вы не только пресекаете его дурные поступки, но и подаете пример: что следует говорить и как следует себя вести в минуту раздражения, гнева, обиды» [2, с. 236].
Испытывая внутренний дискомфорт, из–за поведения эмоционально несдержанных родителей, ребенок демонстрирует возбуждение, агрессию, страх, которые чаще и направлены на маму, самого значимого и близкого человека.
5. Отсутствие дисциплины в воспитании. «Недисциплинированность и своеволие некоторые родители принимают за свободу, независимость и раскрепощенность ребенка, они не хотят, чтобы их ребенок был закомплексованным и зажатым» [3, с. 43].
Также многим родителям легче выполнить требования ребенка, чем слушать его крик. Следовательно, не останавливая ребенка, родители создают условия для формирования неуважения к ним и неправильного представления у малыша о поведении и отношении к другим людям. Одной из причин негативного отношения ребенка к маме является недостаточная эмоциональная отзывчивость матери. «Характерны бесконечные нравоучения, морализирование, отсутствие живого, непосредственного контакта с детьми, ласки, нежности» [5, с. 95].
Агрессия ребенка, в данном случае, - это требование эмоционального тепла, которое он не получает от мамы.
Ребенок только в том случае будет уважать себя и родителей,
если родители уважают себя и ребенка. Подавляя ребенка своим авторитетом, мы получим бунтаря в семье, но он не умеет постоять за себя и отстоять свою точку зрения.
Проанализировав с родителями причины негативного поведения ребенка к маме, мы пришли к выводу, что необходимо выстраивать конструктивные взаимоотношения с ребенком, которые помогут решить эту проблему.
Нельзя забывать и о самом замечательном способе улучшения взаимоотношений между родителями и детьми – это общие интересы. Мама всегда может научить своих детей рисовать, вышивать, кататься на коньках.
«Общие интересы создают прочную основу для взаимопонимания и уважения. Они помогают найти точки соприкосновения и сблизиться»[2, с. 222].
Продолжая нашу работу по теме, мы предложили родителям проект «Интересные выходные всей семьей», который заинтересовал родителей, и они приняли в нем активное участие. Дети с родителями посетили пожарную часть, где один из пап рассказал о своей работе, побывали на страусиной ферме и в зоопарке, посмотрев на общение маленьких детенышей с мамами, в музее совершили путешествие по волшебной стране сказок.
В течение года с детьми проводились интересные мероприятия по теме «Моя любимая мама: беседа о маме, о помощи которую оказывает мама, о любви к ней, об уважительном, добром отношении; беседа «Что умеет моя мама», «Чему я научился у мамы»; рисование портрета мамы; составление рассказа «Моя любима мамочка»; разучивание стихотворений о маме.
Для того чтобы повысить самооценку мамам, сблизить детей и родителей было предложено мероприятие «Ангел по имени мама», приуроченное к празднику, на котором дети читали стихотворения для мам, пели и танцевали для них. Мамы получили стихотворные поздравления и пожелания от пап, папы, таким образом, показали детям свое теплое, доброе отношение к мамам.
В результате проведенной работы мы все чаще стали слышать добрые слова в адрес мам от малышей. Многие дети из группы перестали проявлять негативизм по отношению к маме.
Также мы создали, в первую очередь, условия для осознания родителями ответственности за отношение к ним детей. Только работая над собой, над собственным взаимодействием с людьми, мы сможем помочь ребенку научиться уважать себя и окружающих людей.
Литература.
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика – Синтез, 2006. – 72 с.
2. Розенблюм М. Р. Я, ты, наш ребенок – взрослеем вместе/ М. Р. Розенблюм. М: ЧеРо, 2007. 352 с, ил.
3. Шишова Т. Л. Подсказка для родителей. Чтобы ребенок не был трудным. – СПб. : Речь, 2008. – 384 с.
4. Омские областные Рождественские образовательные чтения «Традиционные ценности современный мир» : мат. конф. / под общ. Ред. Владимира (икима, митрополита Омского и Таврического. – Омск, 2013. – 460 с.
5. Психология для родителей/ под ред. А. А. Бодалева. – М. : педагогика, 1989. – 256 с.
(2, с. 222)