Ирина Носова
Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности дошкольников
СЛАЙД 1
Одним из ведущих направлений воспитания личности дошкольника является формирование его познавательной активности.
С. Л. Рубинштейн говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».
СЛАЙД 2
Публикация «Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.
Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя.
Проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, должна находиться в «зоне его ближайшего развития». Т. е., ребенок сможет ее разрешить только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального и творческого потенциала. Обучение в зоне ближайшего развития осуществляется в проблемной ситуации, с которой ребенок справится благодаря помощи взрослого. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления.
Противоречие – основное звено проблемной ситуации. Противоречие это положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему.
Ценность противоречия в познании заключается в том, что оно, воздействуя на эмоции, пробуждает потребность в познании нового.
СЛАЙД 3
Существуют определенные требования к проблемным образовательным ситуациям:
1. Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;
2. Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию.
3. Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении;
4. Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной;
5. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.)
СЛАЙД 4
Процесс постановки и решения проблемной образовательной ситуации
включает в себя следующие этапы:
1. Постановка, формулирование проблемы;
2. Актуализация знаний детей;
3. Выдвижение гипотез, предположений;
4. Выбор, проверка решения, обоснование гипотез;
5. Введение знаний в систему
Для эффективного управления постановкой и решением проблем необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка. Деятельность педагога: создание проблемной ситуации, формулировка проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов. Деятельность ребенка: «принятие» проблемной ситуации, формулировка проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов. В процессе решения проблемных образовательных ситуаций взрослый помогает ребенку использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия: ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливая сходство и отличие, преобразует и группирует объекты.
Развивать у детей познавательные процессы невозможно без игр и игровых упражнений. Для развития полноценного игрового общения педагоги используют игровые обучающие ситуации (ИОС) с игрушками, с литературными персонажами, игры- путешествия.
Педагог творчески конструирует образовательный процесс, единицей которого является проблемно-игровая образовательная ситуация. Проблемно-игровая образовательная ситуация помогает в увлекательной форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Она должна отвечать возрастным особенностям детей, поддерживать интерес детей на протяжении всего времени ее решения, создавать положительный эмоциональный настрой. Чувство удовлетворения возникает и от совместной деятельности, и от правильного разрешения проблемной ситуации.
СЛАЙД 5
1. Проблемно-игровые образовательные ситуации планируются и организуются в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки.
2. Предполагают участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации.
3. Продолжительность проблемно-игровой ситуации от трех до семи минут.
4. Предполагается возможность и необходимость повтора одной и той же образовательной ситуации с разными подгруппами детей.
Тематика и содержание проблемно-игровых образовательных ситуаций определяются задачами воспитания, комплексно-тематическим планированием и зависят от возрастных особенностей детей.
Сегодня мы поговорим об использовании проблемно-игровых образовательных ситуаций в режимные моменты.
СЛАЙД 6
Проблемно-игровая образовательная ситуация может конструироваться в разнообразных формах взаимодействия с детьми:
- ситуативный разговор с детьми;
- рассказ;
- беседа;
- дежурство;
- наблюдение;
- исследовательская деятельность;
- экскурсия;
- экспериментирование;
- чтение;
- игра-экспериментирование;
- конструктивная деятельность;
- сюжетно-ролевая игра.
Эти формы работы мы включаем в разные временные периоды, хотя некоторые формы работы можно использовать в течение всего дня.
Утро благоприятное время для организации коротких бесед, ситуативных разговоров, небольших рассказов, в которых познавательные задачи решаются при помощи рассуждений и ответов на поставленные вопросы. Например, можно обсудить, почему было скользко идти в детский сад утром.
Важный воспитательно-образовательный момент -прием пищи. С целью развития познавательной активности, любознательности, перед завтраком обедом или ужином возможно организовать ситуацию «Угадай, из чего приготовлен суп?» СЛАЙД 7, цель которой заключается в развитии представлений детей о процессе приготовления блюда, об ингредиентах, о пользе продуктов для здоровья, о разнообразии блюд, воспитание уважения к труду повара.
Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития познавательной деятельности детей. На прогулке не маловажную роль в познавательном развитии играют наблюдения, экскурсии, исследовательская деятельность, игры-экспериментирования, которые помогают детям строить предположения, высказывать свои догадки. Чтобы прогулка принесла пользу развитию детей, целесообразно организовывать элементарную поисковую деятельность - совместную работу воспитателя и детей, направленную на решение проблемных ситуаций.
СЛАЙД 8 Цель проблемной ситуации «Куда делись муравьи?» - формировать представление о том, что насекомые прячутся, когда наступает осень и становится холодно.
СЛАЙД 9
Возвращаясь или собираясь на прогулку можно поставить перед детьми проблемную ситуацию, например, «Почему промокли наши варежки?» Откуда взялась вода, если на улице снег? Какую обувь надеть в дождливую погоду, чтобы не замочить ноги?» Цель – научить подбирать обувь по погоде и сезону, чтобы она была удобной и практичной, закреплять в речи названия видов обуви.
Можно предложить определить, много ли ребят пришло в куртках, в пальто (классификации, сравнить туфельки детей и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы, друг к другу.
Временной отрезок после сна можно использовать с пользой: застилая постель после сна, определить на какую геометрическую форму похоже покрывало, подушка; расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные, почему волосы поднимаются за расческой.
В таких беседах с детьми воспитатель помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой, направляет детей на поиск решения проблемных ситуаций.
Во второй половине дня с детьми организуются строительные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия. Они являются основными формами организации познавательной деятельности детей.
Во время игровой деятельности дети с удовольствием откликнутся на предложение педагога отправиться в путешествие, поиграть в Сказочников, используя игры-схемы знакомых сказок, рассказов. Такой материал способствует развитию мыслительной активности, развитию наблюдательности, умению пользоваться символикой, схемами, делать выводы. В них можно использовать проблемные образовательные ситуации.
СЛАЙД 10
Проблемная ситуация «К медвежонку пришли гости. Он решил угостить всех конфетами. Поставил стол и три тарелки. Надо разделить конфеты. Помогите медвежонку!». Цель этой ситуации – учить на наглядной основе делить угощение на всех детей поровну.
СЛАЙД 11
Проблемная ситуация «Друзья». В одном домике живет зайчонок, а в другом щенок. Между их домами протекает река. Как щенку попасть в гости к зайчонку? (построить мостик из конструктора, лодку)
В такой совместной работе закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формировался познавательный интерес, желание узнать что-то новое, проявлялась интеллектуальная активность.
В ходе игры осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход, как одно из оптимальных условий для выявления способностей каждого ребенка. Благодаря проблемно-игровым образовательным ситуациям удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
СЛАЙД 12
Использование проблемно – игровых образовательных ситуаций имеет свои достоинства:
- появление у детей понимания, что знания необходимы, при решении разных проблемных ситуаций;
- приобретение детьми познавательного и практического опыта реализации поисковой деятельности;
- исчезновение боязни, ошибок;
- возникновение «вкуса» к процессу познания.
Организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило поисковый характер.
Учитывая специфику жизненного опыта ребенка (ограниченность, недостаток знаний, формирование познавательной активности следует связывать как с реальными действиями, так и с более сложными - умственными задачами.
Долг каждого педагога - не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость ума, чтобы количество вопросов, задаваемых детьми, росло.