Казаченкова Галина
Проект «Модель методической поддержки развития индивидуального стиля педагогической деятельности педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
«Модель методической поддержки развития индивидуального стиля педагогической деятельности педагога»
Изменения в социокультурной и экономической жизни российского общества и реформа системы образования требуют качественного преобразования деятельности педагогов в профессиональном поле, углубления оперативности и открытости педагога. Цель комплексной модернизации системы образования состоит в достижении нового, отвечающего современным потребностям государства, общества и личности, качества образования.
Публикация «Проект „Модель методической поддержки развития индивидуального стиля педагогической деятельности педагога“» размещена в разделах
Условием достижения указанной цели выступает профессиональный и личностный рост работников образования, их готовность к инновационной деятельности.
Таким образом, высокое качество образовательных услуг может быть достигнуто только при наличии высококлассных педагогов, постоянно совершенствующих свое мастерство, мобильно реагирующих на изменения, происходящие в образовательном пространстве. То есть в основе обновления системы образования сегодня лежит "человеческий фактор" - личность педагога.
Миссия педагога состоит в выполнении функции реализации социального наследия, социальной адаптации и регулирования процессов становления и развития общества. Это первый, глобальный уровень проблемы.
Эти требования к педагогическому сообществу с неизбежностью повлекут за собой реформирование всей образовательной системы, но в первую очередь они замыкаются на личности педагога, от которого требуется высокий уровень профессионализма. Ведь конкретного ребенка воспитывает конкретный педагог, а значит, качество знаний каждого ребенка будет зависеть от качества профессионального подготовленности и мастерства каждого педагога. Педагог остается основным субъектом, призванным решать задачи развития образования. Это второй, личностный уровень проблемы.
При этом обновление должно опираться на индивидуальные запросы развития личности конкретного педагога, ее акмеологические аспекты, быть ориентированной на перспективные потребности педагога.
В современном образовательном пространстве наблюдается обострение ряда противоречий:
- между возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью педагога к созданию педагогического пространства, обеспечивающего реализацию индивидуальных учебных программ, формирование социальных компетенций;
- между утвердившимся образом профессиональной деятельности педагога с творческой направленностью педагогического мышления и сложившейся моделью профессионального образования, ориентированного преимущественно на традиционную «знаниевую» парадигму педагогической деятельности;
- между необходимостью мобильно реагировать на непрерывно меняющиеся требования к развитию субъектов образовательного процесса и консервативным характером деятельности педагога;
- между социальным заказом на высококомпетентного педагога и отсутствием разработанных механизмов в преодолении таких негативных явлений, как ранние педагогические кризы, педагогическое истощение, замедление и прекращение профессионального роста педагога.
В итоге суть современных противоречий в образовательном пространстве сводится к высокой востребованности в профессиональном, мотивированном на постоянное профессиональное развитие педагоге и отсутствием вариативности и систематичности повышения его квалификации, в отсутствии адресных (подходящих конкретному образовательному учреждению) средств и моделей методической поддержки.
Необходимость решения этих противоречий вызывает острую потребность в разработке новых подходов в системе профессиональной поддержки педагога, в оснащении его современными методами, методиками и педагогическими технологиями - в целом в модернизации системы повышения квалификации, становлении и развитии профессионализма особенно в условиях реформирования образовательных задач дошкольного образования.
Таким образом, в числе стратегических направлений модернизации системы образования особое место занимает личностно-профессиональное развитие педагога, без осуществления которого достижение нового современного качества образования представляется невозможным. На уровне дошкольной организации за эффективность личностно-профессионального развития педагога отвечает методическая служба (или направление, которая на сегодня чаще всего опирается на устаревшие формы поддержки педагогов.
В плане "задела" для данного инновационного проекта мы осуществили небольшое пилотажное исследование, направленное на изучение мотивации педагогов, их ориентации на профессиональное развитие и оценку проблем методической поддержки в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 175», которое было проведено весной 2014 г.
Было опрошено 22 человека - это воспитатели, женщины в возрасте от 30 до 50 лет, со стажем не менее 5 лет. Педагогам было предложено перечислить те факторы, которые по их мнению будут способствовать развитию у них новых компетенций и, наоборот, препятствующих их развитию.
Факторами, препятствующими развитию, педагоги считают : недостаток времени (13 человек); отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителя (7 чел); состояние здоровья (7 чел); разочарование из-за имеющихся неудач (7 чел); враждебность окружающих (зависть, ревность) (7 чел); ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства (6 чел); собственная инерция (4 чел);
Из симулирующих факторов были отмечены: интерес к работе (20 чел); новизна деятельности (19 чел); занятие самообразованием (17 чел); обучение на курсах (16 чел); возрастающая ответственность (16 чел); внимание к проблеме руководителя (16 чел); пример и влияние коллег (15 чел); пример и влияние руководителя (15 чел); доверие (15 чел); методическая работа в ДОУ (14 чел); организация труда в МБДОУ (13 чел); признание в коллективе (13 чел).
То есть педагоги выделили различные факторы, но среди стимулирующих наблюдается количественное преобладание - 12 против 7. Комментировать этот факт сложно, если мы не обратим внимание на содержание ответов. Здесь в обоих блоках факторов обнаруживается явное преимущество ориентации личности педагогов на внешнее принятие или оценку окружающими. То есть Другой - руководитель, коллеги в своем педагогическом коллективе или коллеги из других образовательных пространств - это важнейшие факторы для изменения личности педагога в ситуации начала инновационной деятельности. Педагог явно хочет видеть тех, кто одобрит его или будет примерным образцом или точнее "образом того себя, каким я буду, когда буду инноватором". Педагогу нужна референтная группа для идентификации себя в новом виде педагогический деятельности.
Можно обозначить, что педагоги мотивированы на профессиональное развитие, готовы к экспериментальной деятельности, причем в ходе инновационного проекта для педагога большое стимулирующее значение будет иметь коллективная проектная работа, позволяющее пережить новый опыт профессионального мастерства и снижающая негативный пока для педагога риск индивидуализации. Для этого необходимо: создание реального рефлексивного пространства для педагога; овладение педагогом технологиями создания педагогического пространства, обеспечивающего реализацию индивидуальных учебных программ и проектной деятельности, социальных компетенций; развитие в коллективе педагогических сообществ, умеющие работать в проектном режиме; обучение технологиям выстраивания паритетных отношений; овладение педагогом механизмами экспериментальной апробации.
В итоге можно сказать, что наше исследование с одной стороны, позволило выявить первичную мотивацию на профессиональное развитие у педагогов конкретного дошкольного учреждения, а с другой - позволяет перейти к постановке более емких исследовательских задач как в рамках эксперимента в МБДОУ № 175, так и в рамках оценки инновационной деятельности в целом в системе дошкольного образования.
Таким образом, можно констатировать, что педагоги МБДОУ № 175 (также как педагоги в целом по отрасли) находятся в противоречивой ситуации: с одной стороны, они готовы и хотят повышать свое педагогическое мастерство, с другой - не всегда могут сформулировать свой профессиональный "заказ" методической службе города, края или не всегда могут получить профессиональную поддержку, опираясь только на эти методические ресурсы.
Поэтому в центре внимания данного проекта находится решение проблемы модернизации системы (методов и форм) методической поддержки повышения квалификации педагога дошкольной организации через развитие индивидуального стиля педагогической деятельности, который является профессионально-личностным основанием для выстраивания индивидуальной траектории в повышении мастерства педагога, находящегося на разных этапах профессионального становления: от начала профессиональной карьеры до уровня наставничества.
На основе общечеловеческих ценностей педагог строит систему отношений с обучающимися, признавая их, проявляет и осознает себя творческой личностью, направляет педагогическую деятельность на развитие уникальной сущности каждого ребенка и развивает себя как личность и как профессионал.
Однако такой процесс возможен лишь тогда, когда педагог использует рефлексию. Рефлексия - это способность сосредоточиться на себе самом и овладеть самим собой как объектом, обладающим своим специфическим значением - способность познавать самого себя. Следовательно, рефлексию педагогической деятельности нужно рассматривать как качество, присущее всем, осуществляющим педагогическую деятельность.
Чем выше уровень рефлексивных умений, тем выше общий уровень культуры профессиональной педагогической деятельности. Самый высокий характеризуется критической и адекватной оценкой многообразных сторон собственной личности и деятельности, ясным пониманием причин своих творческих успехов и неудач, предвидением развития у себя новых качеств.
Уровень рефлексивной саморегуляции педагога соответствует его профессиональному мастерству и служит психологической основой его педагогического творчества.
Для характеристики технологического компонента культуры педагогической деятельности обратимся к определению «педагогическая технология». Под эти понятием понимают комплексный процесс организации педагогической деятельности, осуществляемый наиболее эффективными средствами и способами взаимодействия, обеспечивающими процесс решения проблем на всех этапах педагогической деятельности (т. е. на этапе анализа, планирования, организации, оценивания и контроля). Следовательно, технологический компонент культуры - это интегральное личностное образование, раскрывающее индивидуальную концепцию смысла профессиональной пе-дагогической деятельности и ее творческого воплощения.
Таким образом, можно сказать, что в теории и исследовательской практике сформировались предпосылки для концептуализации понятия индивидуальный стиль деятельности педагога и конкретизации его критериев.
Одной из ведущих концепций в этой проблематике является модель педагогической деятельности (представленная М. М. Поташником). Основным показателем уровня сформированности индивидуального стиля педагогической деятельности автор считает показатель креативности, направленности на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическую подготовленность. Индивидуальный стиль педагогической деятельности имеет несколько уровней формирования: адаптивный, репродуктивный и креативный уровень.
Однако в науке и практике слабо представлена проблематика обоснования и оценки организационных, педагогических и психологических условий, в которых возможно формирование и развитие индивидуального стиля педагогической деятельности.
В целом у современного педагога есть разные пути и формы достижения цели – формирования индивидуального стиля педагогической деятельности. Это самообразование, через индивидуальные творческие планы, конкурс педагогических инициатив, участие в работе мастер-классов, фестивале педагогических идей, стажировках, педагогических мастерских, Школы педагога-экспериментатора, опытно-экспериментальной работе. Или это работа в проблемной группе, участие в работе педагогических сообществ, таких как методические объединения, кафедры, форумы, диспуты, круглые столы, Дни открытых дверей, творческие лаборатории, проблемные группы.
Участие во всех этих формах профессиональной активности для педагога возможно только при условии его заинтересованности в самообразовании. Это и осознанная постановка гуманистических целей, и антропологическая ориентированность — акцентирование внимания на развитии самого себя, и целостность и продуманность всех компонентов саморазвития, и, наконец, высокие нравственные ориентиры и природосообразные, ненасильственные методы самообразования. Самообразованием может эффективно заниматься педагог, рефлексирующий свою педагогическую деятельность с позиций социальных, общечеловеческих и личностных смыслов, то есть высоко мотивированный педагог.
Профессиональная и личностная мотивация на удовлетворение научно-познавательных потребностей является важнейшим фактором и механизмом включения педагога в экспериментальную деятельность, поддерживает его активность в современной ситуации реформирования системы дошкольной организации.
В нашем проекте не только внешние - организационные, педагогические и психологические условия, но и мотивация является важнейшим внутренним фактором личности, влияющим на развитие индивидуального стиля педагогической деятельности.
Мотивация личности усиливается, когда человек чувствует свою сопричастность групповым целям (К. Левин). В этом смысле значительными являются преимущества при работе в группе, так как появляется возможность услышать различные точки зрения большого количества людей на актуальные вопросы педагогики и образования, скорректировать свое понимание современных психолого-педагогических проблем, приобрести определенные навыки по общению, диагностике, профессиональному поведению, необходимые в педагогической деятельности при личностно-ориентированном образовании. При работе в группе также есть безусловные трудности, которые коллективу надо пройти, выработать иное отношение к обучению и сформировать другую психологическую установку.
Таким образом, на сегодняшний день существует ряд научно-практических проблем:
- отсутствуют механизмы конкретной ("адресной") методической поддержки профессионального самосовершенствования;
- отсутствует опережение в формировании педагогической техники;
- отсутствуют реальные рефлексивные и тренинговые пространства для развития педагога;
- педагог не владеет технологиями создания педагогического пространства, обеспечивающего реализацию индивидуальных учебных программ и проектной деятельности, социальных компетенций;
- слабо развиты педагогические сообщества, умеющие работать в проектном режиме;
- недостаточно используются технологии выстраивания паритетных отношений;
- педагог слабо владеет механизмами экспериментальной апробации;
- отсутствует психологический и педагогический мониторинг формирования индивидуального стиля педагогической деятельности.
Все это обусловлено слабым развитием у педагогов компонентов индивидуального стиля педагогической деятельности или не сформированностью механизмов его реализации.
По замыслу проекта, выстраивая и осваивая свой индивидуальный стиль педагогической деятельности, педагог включается в сложные методологические и методические отношения в своем профессиональном коллективе. В итоге происходит не просто «усовершенствование» каких-то характеристик педагога, а изменяется в целом уровень его профессиональной компетентности. В ходе экспериментальной деятельности мы "накапливаем" арсенал методических разработок, проектов и продуктов, которые в интегрированном и систематизированном формате могут быть описаны в виде модели методической поддержки развития индивидуального стиля педагогической деятельности.
Поэтому цель проекта - разработка модели методической поддержки развития индивидуального стиля педагогической деятельности.
В соответствии с проблемой определены основные задачи:
Теоретические задачи:
проанализировать процессы, состояния и свойства личности и педагогической деятельности, при помощи которых педагог формирует собственный стиль деятельности;
выявить и обосновать критерии, определяющие уровень сформированности ИСПД;
обосновать организационные, педагогические и психологические условия, поддерживающие проявление и развитие индивидуального стиля педагогической деятельности педагогов.
Методические задачи :
отобрать приемы, способы, методы, технологии, при необходимости разработать новые, способствующие формированию и развитию ИСПД.
Экспериментальные задачи:
провести диагностику сформированности ИСПД в определенных организационных, педагогических и психологических условиях в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 175»;
включить мотивационные механизмы адаптации личности к новым условиям профессиональной деятельности и продиагностировать научно-исследовательские потребности педагогов.
разработать и апробировать модель методической поддержки развития ИСПД на основе оптимальных организационных, педагогических и психологических условий.
Аналитико-обобщающие задачи:
обобщить и оформить опыт работы педагогов;
разработать и опубликовать научно-методические рекомендации по внедрению модели методической поддержки развития ИСПД.
Объект – модель методической поддержки развития индивидуального стиля педагогической деятельности.
Предмет – организационные, педагогические и психологические условия, способствующие развитию индивидуального стиля педагогической деятельности педагога.
Субъект проекта - педагоги МБДОУ № 175.
Гипотеза: модель методической поддержки развития индивидуального стиля педагогической деятельности педагога в МБДОУ может быть реализована, если:
- разработаны и определены критерии формирования ИСПД педагогов и уровни их профессионализма;
- включены мотивационные механизмы адаптации личности к новым условиям профессиональной деятельности и осуществляется реализация научно-исследовательских потребностей педагогов;
- созданы определенные организационные, педагогические и психологические условия, поддерживающие развитие индивидуального стиля педагогической деятельности педагогов.
Научная новизна проекта заключается в том, что будет разработана модель методической поддержки развития индивидуального стиля педагогической деятельности педагогов; в виде конкретных приемов и мероприятий будет апробирован комплекс организационных, педагогических и психологических условий, развивающих индивидуальный стиль педагогической деятельности в условиях дошкольной организации; будут разработаны приемы включения мотивационных механизмов адаптации и реализации личности в условиях педагогического эксперимента и реформирования профессиональной деятельности в дошкольном образовании.
Теоретическая значимость проекта заключается в том, что в нем будут разработаны и апробированы конкретные организационные, педагогические и психологические условия, поддерживающие развитие индивидуального стиля педагогической деятельности педагогов. В работе будут теоретически обоснованы понятия «готовность к формированию индивидуального стиля педагогической деятельности», «развитие индивидуального стиля педагогической деятельности»; выявлены и определены критерии, определяющие уровень сформированности ИСПД; определены динамические типы индивидуального стиля педагогической деятельности. Получат обоснование мотивационные механизмы адаптации личности, что позволит выявить ведущие личностные и профессиональные мотивы в реализации научно-исследовательских потребностей педагогов в условиях педагогического эксперимента и реформирования образовательной среды дошкольной организации.
Практическая значимость проекта заключается в том, что будет апробирована модель методической поддержки педагогов МБДОУ, включающая критерии ИСПД и конкретные организационные, педагогические и психологические условия развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога. Этот практический результат будет представлен как:
- пакет эффективных технологий обучения и воспитания;
- аналитические справки о результатах диагностики ИСПД;
- тренинговые разработки включения мотивационных механизмов адаптации и реализации личности в условиях педагогического эксперимента и реформирования профессиональной деятельности в дошкольном образовании;
- разработки методических материалов для индивидуального и группового консультирования педагогов по решению актуальных проблем образовательного процесса;
- оценка образовательных запросов родителей, активных социальных групп населения и т. д. ;
- изданные методические сборники, учебные пособия и т. д. ;
- широкий спектр гибких, разноуровневых образовательных программ, удовлетворяющих разнообразные индивидуальные запросы педагога по непрерывному повышению педагогом своего профессионального уровня в соответствии с личными и социальными потребностями.
В итоге, теоретические и практические результаты проекта (в данном проекте это модель методической поддержки развития ИСПД) могут быть внедрены в любом образовательном учреждении, ориентированном на инновационную деятельность педагогов, их профессиональное развитие и улучшение качества образования.
Этапы работы
1 этап: (2014-2015 учебный год)- теоретико-методологический, проектировочный;
2 этап: (2015-2016 учебный год)- экспериментальный, деятельностный;
3 этап: (2016-2017 учебный год)- аналитико-обобщающий, популяризация.