Анна Горохова
ИЗО деятельность с элементами исследования «Тайны дождя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизировать знания детей о дожде.
Задачи:
1) образовательная:
-объяснить причины возникновения дождя;
-учить рисовать дождь, передавая его характер (сильный дождь- сплошные линии; слабый дождь- пунктирные линии)
-учить прикладывать кисть всем ворсом к бумаге;
-закрепить знания о цветах.
2) развивающая:
-формировать у детей познавательный интерес к природе;
-развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;
-побуждать детей экспериментировать;
Публикация «ИЗО деятельность с элементами исследования „Тайны дождя“» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Погода и природные явления
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
-развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей.
3) воспитательная:
-воспитывать положительное отношение детей к сотрудничеству с взрослым, с детьми, собственной деятельности, ее результату;
-воспитывать аккуратность при работе с кисточкой, краской;
-способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
Словарная работа: капает, льется, губка, эксперимент.
Методы обучения: исследовательский, словесный, наглядный, игровой.
Приемы: показ, чтение стихов, потешек, игровые изобразительные движения однородного характера с проговариванием: «сверху - вниз».
Предварительная работа: чтение сказки «Дождик», разучивание русских народных потешек, беседа по стихотворению А. Барто «Зайка», наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе.
Дидактическое обеспечение совместной деятельности :
-раздаточный материал: комплект для экспериментирования по количеству детей: поднос, губка, два цветных стакана с разным количеством воды, глубокая тарелка, салфетки для рук;
-комплект для рисования по количеству детей: кисточка.
Маленькая посуда с краской, подставка для кисточки, баночка для мытья кисточки, альбомный лист.
-демонстрационный материал: комплект картинок «Признаки осени»,аудиозапись «Шум дождя»,мольберт, дидактическая игрушка – подушка «Шептунчик»
Организационный момент:
(Звучит аудиозапись «Шум дождя». Дети встают перед воспитателем полукругом).
Воспитатель – Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас! Ребята сегодня у нас в гостях любимый друг Шептунчик. А почему вы такие хмурые? давайте мы улыбнемся Шептунчику, улыбнемся, друг другу и скажем все вместе: «Встало солнышко - ура! Заниматься нам пора!» (Дети повторяют за воспитателем).
Основная часть.
Воспитатель – Ребята, а что это у нас шумит?
Дети – Машина проезжает, ветер на улице шумит, дождь идет.
Воспитатель – Правильно! Молодцы! Это шумит дождь. Дождик, дождик полно лить. Малых детушек мочить (шум дождя прекращается)
Воспитатель – Ребята, а вы знаете, откуда берется дождик?
Дети – С неба капает, из тучки берется.
Воспитатель – Правильно, из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке?
Дети – Нет, не знаем.
Воспитатель – Ребята наш друг Шептунчик любезно согласился помочь нам узнать тайны волшебного дождя. Он приглашает нас к столам (дети подходят к столам, на которых стоят подносы с губками, стаканы с водой и глубокие тарелочки)
Воспитатель – Артем, скажи, пожалуйста, что у нас на подносе?
Артем - Губки.
Воспитатель – Правильно! А как вы думаете, на что похожа губка?
Дети – На тучку, кирпичик.
Воспитатель – Правильно, молодцы! Она похожа на тучку, а тучка состоит из капелек. Сожмите ее и посмотрите, течет из «тучки» водичка или нет? (дети берут губку-тучку и сжимают в руке)
Воспитатель – Почему не идет водичка?
Дети – Губка сухая, в ней нет водички.
Воспитатель – Правильно, губка-тучка сухая. В тучке очень-очень мало капелек собралось и поэтому дождик не идет. Положите свою тучку на тарелочку. Перед вами стоят по два стаканчика. А какого цвета стаканы?
Дети – Один стакан белый, другой красный.
Воспитатель – Молодцы, правильно, а сколько воды в белом стаканчике ребята?
Дети - Немножко, мало.
Воспитатель – Правильно. В белом стаканчике мало воды, а в красном много. Возьмите белый стаканчик и вылейте воду на вашу губку-тучку. Чтобы помочь тучке пропитать тучку, нажмите на нее пальчиками. Ребята, а что произойдет, если мы поднимем и отожмем тучку?
Дети – Ничего не произойдет, начнет капать вода.
Воспитатель – А давайте проверим. Поднимите свою тучку-губку и отожмите. (дети проверяют свои предположения опытным путем).
Воспитатель – Получается дождик. Алиса скажи, пожалуйста, какой дождик у тебя получился : сильный или слабый?
Алиса – слабый.
Воспитатель – Положите губку-тучку опять на тарелочку. Возьмите красный стаканчик и вылейте из него всю воду на тучку. Нажмите на нее пальчиками, пропитайте водой. Что теперь произойдет, если тучку отжать?
Дети – Польется много воды.
Воспитатель – А почему много воды польется?
Дети – Потому что губка впитала много воды. (дети проверяют свои предположения).
Воспитатель - Правильно, ребята. Посмотрите, как много капелек воды собралось в губке! Капельки становятся слишком тяжелыми для тучки и выпадают дождем. Спасибо нашему Шептунчику, он помог нам узнать какие тайны хранит волшебный дождик. И давайте мы с Шептунчиком поиграем. Игра называется «Тучка и капельки»
Физкультминутка. (проводится подвижная игра «Тучка и капельки»).
Дети-капельки, воспитатель- туча.
Воспитатель – Дети-капельки летите.
И всю землю напоите - (дети бегают врассыпную под музыку).
Собрались капельки и потекли ручьем. Бежит, журчит ручей ничей. По камушкам -динь, динь. По корягам - буль, буль. По осоке- ш, ш (дети передвигаются «паровозиком»)
Вдруг выглянуло солнышко,капельки испарились. И к маме тучке возвратились (дети бегут к воспитателю)
Воспитатель – А теперь ребята присаживайтесь на стульчики и мы с вами нарисуем дождь. Я предлагаю девочкам нарисовать слабый дождь, а мальчикам сильный дождь (дети садятся за столы, на которых приготовлены кисточки, краски, альбомный лист бумаги. На лист бумаги приклеена заранее голубая тучка).
Воспитатель – Ребята, что вы видите на своем листочке?
Дети - Голубое небо, голубая тучка.
Воспитатель – Правильно тучку, а теперь все возьмите, кисточку тремя пальцами так чтобы она находилась в вертикальном положении. Деревянная палочка у кисточки смотрит в потолок. Аккуратно набираем краску синего цвета на кисть и прикладываем кисть всем ворсом к бумаге. Дождь падает сверху, поэтому начинаем рисовать сверху - вниз в медленном темпе. Девочки рисуют, приговаривая «кап-кап-кап», пунктирные линии. А мальчики рисуют сплошные линии не отрывая кисть от листа (воспитатель рисует на мольберте сильный и слабый дождь).
Пока дети рисуют, воспитатель рассказывает фольклорные стихотворения. Звучит аудиозапись «Шум дождя».
Воспитатель:
1. Дождик, дождик веселей!
Капай, капай воду лей!
На цветочек, на листок.
Кап-кап-кап!
Тучка в небе синяя- капай дождик сильный!
2. Русская народная попевка «Дождик»
Дождик, дождик пуще.
Дам тебе гущу.
Дадим тебе ложку, хлебай понемножку.
Заключительная часть.
(выставка рисунков)
Воспитатель – посмотрите ребята на свои рисунки. У вас получилась замечательная картина природы! Молодцы!
Воспитатель - А теперь, скажите-ка мне, какую тайну дождя мы раскрыли вместе с нашим другом Шептунчиком?
Дети – Дождик берется из тучки, бывает сильный и слабый.
Воспитатель – Правильно! А давайте свои рисунки мы подарим Шептунчику.
Дети по желанию дарят свои рисунки Шептунчику.