наталья семенова
Проектная деятельность «Открываем тайны воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы Семенова Н. В, Елисеева Г. Г.
Проект «Экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста»
«Открываем тайны возд уха»
Дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе.
Жажда новых впечатлений любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности.
Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого.
Публикация «Проектная деятельность „Открываем тайны воздуха“» размещена в разделах
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе.
Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.
На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно.
Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы, а также отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности.
Опираясь на мнения отечественных педагогов Г. М. Лялиной, А. П. Усовой, Е. А. Панько, я пришла к выводу о необходимости включения дошкольников в экспериментальную деятельность, в процессе которой дети смогли бы постоянно обнаруживать новые знания, т. к. именно в дошкольном возрасте полученные сведения они заносят в свой банк памяти.
Ребёнок занимается именно познанием мира через экспериментирование, где природа поставила перед ним задачу – изучить и запомнить свойства всех объектов, без какой бы то ни было избирательности, без деления их на нужные и ненужные, полезные и бесполезные.
Из своего опыта работы с детьми мы заметили, что в обыденной жизни дети сами часто экспериментируют с различными предметами: они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами («тонет или не тонет», определяют на вкус, например, «сладкое-горькое», пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п.
Это и побудило нас к целенаправленному развитию у детей экспериментальной деятельности.
В процессе экспериментальной деятельности дети с удовольствием сами обследуют предметы и приобретают опыт пользоваться ими.
Все это помогает активно развивать у детей мышление, воображение и речь, интерес к внутренней и содержательной стороне предметов и явлений окружающего мира. направлять активность детей на дальнейшую исследовательскую деятельность - формировать у детей представления о свойствах и качествах предметного окружения путем совершенствования чувственного аппарата, развивая зрительное восприятие, слух, обоняние и осязание.
Работа над проектом проходила в несколько этапов
Этапы проекта :
I.Технологический
1. Актуальность проблемы.
Исследовательская деятельность- это постоянно проявляемое желание экспериментировать, жажда новых впечатлений, любознательность, желание самостоятельно искать истину. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.
• Цель: выяснение полезных свойств воздуха и его значения в жизни человека.
• Задачи:
• 1. Продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов.
• Собрать и проанализировать информацию о свойствах воздуха и его значении в жизни.
• 2. Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности.
• Объект исследования – воздух.
• Предмет исследования – свойства воздуха и его значение в жизни.
II.Исследовательский
1. Констатирующий.
Диагностика знаний и представлений на данном этапе показала, необходимость продумать и наметить работу по всем направлениям, а особенно обратить внимание на развитие познавательного интереса. Это помогает активно развивать у детей мышление, воображение и речь, интерес к внутренней и содержательной стороне предметов и явлений окружающего мира, формировать у детей представления о свойствах и качествах предметного окружения путем совершенствования чувственного аппарата, развивая зрительное восприятие, слух, обоняние и осязание.
2. Формирующий. Организованная образовательная деятельность.
-Опыты, эксперименты
-Дидактические игры
-наблюдения
- Продуктивная деятельность
-Чтение литературы
- Изобразительное творчество
- Рассматривание иллюстраций
-Работа с родителями
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
К организации поисковой и творческой деятельности детей подключили родителей. На собрании рассказали о проекте, его целях и задач, сделав акцент на то, что без их помощи и участия будет трудно осуществить задуманное.
Прежде всего, родители помогли в оборудовании мини-лаборатории, пополнили книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, посвященными разной тематике, прекрасно иллюстрированными, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты.
Большую помощь оказали родители в изготовлении оборудования для опытов.
С родителями проводились консультации и беседы о воздухе.
Таким образом, роль родителей в реализации проекта – непосредственно участие и поддержка творческой активности детей.
Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети стали больше интересоваться окружающей действительностью, природой; у них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, они активно вступают в общение, аргументируют свой выбор.
3. Контрольный
Диагностика знаний и представлений на заключительном этапе показала хорошие результаты по всем поставленным задачам; развитие познавательного интереса, мышления, воображение и речь дошкольников достигло хорошего уровня. Дети научились проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности.
III.Подведение итогов – показ фрагмента образовательной деятельности (Познание) «Путешествие по воздуху».
Проведение «Круглого стола»- опыт работы по проектной деятельности : «Развитие у дошкольников познавательного интереса посредством экспериментальной деятельности».
В данном проекте принимали участие дети, воспитатели группы и родители.
Список литературы
1. Данюкова А. Вы любите проекты?//Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
3. Круглова О. С. Технология проектного обучения. //Завуч. -1999.- № 6.-с. 91-94.
4. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации материалы к проведению: старший дошкольный возраст. - М., 2000.- 112с.
5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003.- 96 с.
6. Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ. //Обруч. - 2002.- № 6.- С. 7-9.
7. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. //Дошкольное воспитание. - 2000.- № 2.- С. 8-17.
8. И. А. Рыжова "Воздух-невидимка"
9. Н. Н. Поддъяков "Умственное воспитание детей дошкольного возраста"
10. В. А. Марфидина, Г. В. Хархан, Г. И. Шевченко "Методы развития творческого мышления".