Рыбьякова Минзиля Фаритовна
Семинар-практикум с элементами тренинга по саморегуляции через использование методов арт-терапии «Тайны Востока»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции через использование методов арт-терапии (эбру-терапия, танцетерапия, сказкотерапия). Снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация внутреннего состояния, познание своего «Я».
Материалы: карточки с восточными именами, карточки для составления восточных стихов, шарфики для восточного танца, диск с музыкой для восточного танца, памятки «Восточный массаж лица», видео «Мудрость Востока», презентация «Эбру – рисование на воде», карты с предсказаниями, восточные сладости.
Ритуал встречи: «Мы вместе!»
Публикация «Семинар-практикум с элементами тренинга по саморегуляции через использование методов арт-терапии „Тайны Востока“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Цель: сплочение, настрой на совместную работу.
Участники стоят в кругу, взявшись за руки. Психолог произносит слова, а педагоги выполняют движения по тексту:
Мы – вместе:
И сияние глаз (встретимся взглядом с каждым)
И сплетение рук (пожмем друг другу руки)
Мы – вместе!
Все сметая преграды,
Разрушая все стены (слегка покачиваются)
Мы – вместе!
И это прекрасно! (поднимают руки вверх и пожимают друг другу).
Несмотря на то, что мы явно отличаемся по цвету глаз, росту, возрасту, нас объединяет то, что мы педагоги, коллеги и просто женщины, готовые к изменениям.
Педагог-психолог. Издавна Восток славился своим неповторимым великолепием обычаев и традиций. Здесь всегда и все, даже самая малость, имеют значение и несет некий символический смысл. Предлагаю окунуться в тайны Востока и побыть его жителями. Я верю, что сегодняшняя встреча принесет всем лишь положительные эмоции, ощущения душевного равновесия и спокойствия.
1 этап: Начало работы.
Игра-приветствие «Тайна имени» (заранее подготовить карточки с восточными именами и расшифровкой к ним)
Педагог-психолог: Предлагаю взять карточку, где написано восточное имя и расшифровка к нему. Представьте, что вы жительница Востока, назовите свое имя, представив себя в новом образе. Расскажите, нравится ли Вам это имя, какая может быть судьба у человека с таким именем, род деятельности (может быть исходя из значения имени? Ничего в жизни не бывает случайного. У кого из вас выбранное имя отражает Вас на самом деле?
(Участники вживаются в этот новый образ, читают свое имя, говорят, нравиться ли оно, рассказывают, как они себя чувствуют с этим именем, какая у них может быть судьба).
Упражнение «Восточные стихи»
Педагог-психолог: Для создания веселой атмосферы предлагаю использовать сочинение восточных стихов. Предлагаю Вам побыть поэтами Востока. Можно сочинять индивидуально, а затем зачитывать свои стихи. Правила «восточного стихосложения»:
Существительное (главное слово)
Прилагательное, прилагательное,
Глагол, глагол, глагол,
Фраза, выражающая отношение.
Пример: Ужин!
Праздничный, запоздалый,
Разжеван, съеден, переваривается.
Блаженно состояние сытости.
Пример: Любовь!
Чистая, взаимная, лучистая!
Накоплена, подарена, воодушевляет!
Состояние счастья, умиротворенности!
2 этап Разминка.
Танец «Восточные сказки» (обучающее видео, восточная музыка, разноцветные шарфы)
Педагог-психолог: Говоря о красоте Востока, мы не можем не отметить, что красота женщины – в ее грации. Вспомните, как танцуют восточные танцовщицы! И нам тоже приятно, когда на нас обращают внимание, считают привлекательными. Люди ценят не только красоту лица, но и красоту движений.
Сладко льется музыки теченье.
Барабанный бой волнует кровь.
Одолев смущенье и волненье,
Я танцую танец про любовь.
В шелк, расшитый бисером одета,
Я кружусь, сагатами звеня.
И дрожат кокетливо монеты
На груди и бедрах у меня!
Много есть приемов обольщенья –
Взгляды, жесты, песня, нежный стих…
Но восточный танец, без сомненья,
Самый обольстительный из них.
(Предлагаю взять шарфики и потанцевать).
Упражнение «Восточные рецепты красоты»
Педагог-психолог: А вы знаете, что восточным красавицам известны такие молодильные рецепты, о которых жительницы Европы и понятия не имеют. Недаром у среднестатистической сорокапятилетней китаянки морщин на лице гораздо меньше, нежели у сверстницы француженки, и это несмотря на хваленую французскую косметику. Как они достигают этого эффекта! Исключительно простыми народными средствами. Выглядеть хорошо восточным красавицам помогает массаж лица, который к тому же снимает усталость и внутреннее напряжение.
1. «Хвост феникса»
Хорошенько вымойте руки. Теперь ладошками погладьте ими лицо по направлению от подбородка к скулами обратно.
2. «Небесный свод»
Пальцы обеих рук приложите ко лбу у основания бровей. Осторожно надавливая подушечками пальцев, поглаживайте лоб по линии надбровных дуг в стороны, к вискам.
3. «Нефритовый глаз»
Надавите одновременно указательными пальцами на внутренние, а большими – на внешние уголки глаз. Медленно сосчитайте до 50 и расслабите пальцы.
4. «Поцелуй обезьяны»
Вытяните губы трубочкой. Затем медленно откройте рот и произнесите звук «О». После чего так же медленно закройте рот и вернитесь в и. п.
5. «Капли дождя»
Указательным, средним, безымянным пальцами легонько побарабаньте по подбородку, двигаясь от его середины по краю челюсти к ушам.
6. «Лапа дракона»
Согните пальцы обеих рук «выпустите коготки». А теперь с силой почесывайте кожу головы в направлении от лба к затылку.
(Внимание! Для достижения эффекта упражнения надо выполнять ежедневно- не менее чем по 3 минуты каждое). Раздаю памятки.
Упражнение «Восточная мудрость»
Педагог-психолог. Восток всегда славился своими мудрецами и премудростями, притчами и иносказаниями. Читая восточные притчи, погружаешься в атмосферу дворцов и шатров, султанов и наложниц, пустынь и оазисов. Это дает разыграться воображению, перенестись в тот красивый и загадочный мир, но тем самым не лишает притчу смысла, а только задает ей пикантность и неповторимость.
Притчи — это не просто тексты, не просто выдуманные рассказы. Это в первую очередь повествование о реальных событиях. Каждая притча может научить чему-то. В ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок. Одни из них приносят нам вдохновение, другие заставляют смеяться, третьи - задуматься. Эти истории открывают нам новые жизненные ориентиры, направляют нас и предлагают пути будущих изменений в судьбе, и в личностном росте. Предлагаю посмотреть и послушать несколько восточных притчей, может быть, они натолкнут вас на принятие какого-либо решения или просто заставят о чем-либо задуматься.
Показ видео «Притчи Востока» (2 притчи)
3 этап Мини-лекция «Эбру - древнейшая восточная техника живописи, искусство рисования на воде
Педагог-психолог. Сегодня, наша мини-лекция будет посвящена Эбру - древнейшей восточной техники живописи. Эбру – это искусство рисования на воде, философия красоты, спокойствия и умиротворения.
Рисование на воде, такое древнее, что никто не знает, когда точно оно возникло, но известно, что эта техника зародилась в Азии, получила развитие в Турции, а потом постепенно появилась в Европе. В переводе «Эбру» - это «облачный», «волнообразный».
Эбру или рисование на воде относится к методу арт-терапии, и является разновидностью интуитивного рисования. Это хороший способ расслабиться, остановить поток мыслей, отдохнуть, перезагрузиться и зачерпнуть свежие силы. Работа с водой и красками снимает усталость и напряжение, снижает уровень тревожности и агрессии. Терапия ЭБРУ эффективна как профилактика профессионального выгорания. Рекомендована тем, кто работает с людьми, с большими объемами информации, с чрезмерным уровнем стресса, ускоренным темпом, любителям слишком много работать. Также хорошо подходит людям, страдающим повышенной тревожностью, самокритикой, склонностью к перфекционизму.
Я приглашаю Вас поучаствовать в рисовании на воде. (участники садятся за столы, на которых находятся подносы с заваренным крахмалом, пластиковые лотки с разведенными с ПВА акриловыми красками, пипетки, зубочистки, деревянные палочки, влажные салфетки).
Все необходимые материалы для рисования на воде уже находятся перед вами. Первый шаг - это разбрызгивание. Для этого набираем любую из красок с помощью пипетки и наносим капли краски на поверхность воды. Краски будут самостоятельно "плавать" по поверхности, не смешиваясь активно друг с другом. Второй шаг - создание узора. Теперь с помощью деревянной шпажки или обыкновенной зубочистки можно поэксперементировать с узором. Можно потянуть каплю краски в разные стороны и у вас получится волшебный цветок. А если провести деревянной шпажкой горизонтальные и вертикальные линии по всей водной поверхности, то у вас получится прекрасная основа для вашего творческого самовыражения. В процессе рисования на воде сложно предугадать, как растекутся краски. Поэтому здесь нет определенных рамок и ограничений, а только личный полет фантазии. Вы становитесь автором уникального и неповторимого творения. Желаю творческих успехов и гармонии в душе!
Презентация «Эбру – рисование на воде» со звуком.
Упражнение «Предсказание оракула»
Участникам предлагается погадать, «узнать судьбу». Достать карты с предсказаниями и разложить на подносе. Участник берет карту, читает молча, затем по желанию вслух.
На дальних просторах священной земли
Деревья большие на склоне росли.
А рядом в скале из седого гранита
Природной стихией пещера разбита.
И в этой пещере в полной тиши,
Хранимой под сенью сводов больших,
От ярких лучей и от жизни забот, уж многие года оракул живет.
Я к этой пещере по звездам пришла
И просьбу оракулу передала:
«По жизни реки все текут и текут наши годы,
Что ждет человека – удачи, невзгоды?
Ты все предскажи, познакомь нас с судьбой
И тайну нам жизни слегка приоткрой».
И молвил оракул: «Возьми сей сосуд.
Судеб предсказанья отыщутся тут».
Упражнение «Приглашаем в чайхану»
Педагог-психолог: На Востоке жизнь не мыслима без чая. Приглашаю Вас в чайхану, где можно обменяться эмоциями, чувствами, пожеланиями. А также попить чаю с восточными сладостями.
(Участникам предлагается чай со сладостями). Прощание.
4 этап: Рефлексия.
Описание: Ресурсный круг:
— Что было важно?
— Что было трудно?
— Что понравилось?
Обмен чувствами/
Ритуал прощания: "Возьмемся за руки, друзья!»
Участники тренинга встают в круг, держась за руки. Психолог:
«Возьмемся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть поодиночке (руки внизу)
Поддержка, добрые слова
Помогут в жизни нам всегда» (руки вверху и слегка покачиваются)
Всем успехов, удачи!
Будьте женственными и привлекательными всегда!»