Получи документы

Семинар-практикум с элементами тренинга по саморегуляции через использование методов арт-терапии «Тайны Востока»

Рыбьякова Минзиля Фаритовна
Семинар-практикум с элементами тренинга по саморегуляции через использование методов арт-терапии «Тайны Востока»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции через использование методов арт-терапии (эбру-терапия, танцетерапия, сказкотерапия). Снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация внутреннего состояния, познание своего «Я».

Материалы: карточки с восточными именами, карточки для составления восточных стихов, шарфики для восточного танца, диск с музыкой для восточного танца, памятки «Восточный массаж лица», видео «Мудрость Востока», презентация «Эбру – рисование на воде», карты с предсказаниями, восточные сладости.

Ритуал встречи: «Мы вместе!»

Публикация «Семинар-практикум с элементами тренинга по саморегуляции через использование методов арт-терапии „Тайны Востока“» размещена в разделах

Цель: сплочение, настрой на совместную работу.

Участники стоят в кругу, взявшись за руки. Психолог произносит слова, а педагоги выполняют движения по тексту:

Мы – вместе:

И сияние глаз (встретимся взглядом с каждым)

И сплетение рук (пожмем друг другу руки)

Мы – вместе!

Все сметая преграды,

Разрушая все стены (слегка покачиваются)

Мы – вместе!

И это прекрасно! (поднимают руки вверх и пожимают друг другу).

Несмотря на то, что мы явно отличаемся по цвету глаз, росту, возрасту, нас объединяет то, что мы педагоги, коллеги и просто женщины, готовые к изменениям.

Педагог-психолог. Издавна Восток славился своим неповторимым великолепием обычаев и традиций. Здесь всегда и все, даже самая малость, имеют значение и несет некий символический смысл. Предлагаю окунуться в тайны Востока и побыть его жителями. Я верю, что сегодняшняя встреча принесет всем лишь положительные эмоции, ощущения душевного равновесия и спокойствия.

1 этап: Начало работы.

Игра-приветствие «Тайна имени» (заранее подготовить карточки с восточными именами и расшифровкой к ним)

Педагог-психолог: Предлагаю взять карточку, где написано восточное имя и расшифровка к нему. Представьте, что вы жительница Востока, назовите свое имя, представив себя в новом образе. Расскажите, нравится ли Вам это имя, какая может быть судьба у человека с таким именем, род деятельности (может быть исходя из значения имени? Ничего в жизни не бывает случайного. У кого из вас выбранное имя отражает Вас на самом деле?

(Участники вживаются в этот новый образ, читают свое имя, говорят, нравиться ли оно, рассказывают, как они себя чувствуют с этим именем, какая у них может быть судьба).

Упражнение «Восточные стихи»

Педагог-психолог: Для создания веселой атмосферы предлагаю использовать сочинение восточных стихов. Предлагаю Вам побыть поэтами Востока. Можно сочинять индивидуально, а затем зачитывать свои стихи. Правила «восточного стихосложения»:

Существительное (главное слово)

Прилагательное, прилагательное,

Глагол, глагол, глагол,

Фраза, выражающая отношение.

Пример: Ужин!

Праздничный, запоздалый,

Разжеван, съеден, переваривается.

Блаженно состояние сытости.

Пример: Любовь!

Чистая, взаимная, лучистая!

Накоплена, подарена, воодушевляет!

Состояние счастья, умиротворенности!

2 этап Разминка.

Танец «Восточные сказки» (обучающее видео, восточная музыка, разноцветные шарфы)

Педагог-психолог: Говоря о красоте Востока, мы не можем не отметить, что красота женщины – в ее грации. Вспомните, как танцуют восточные танцовщицы! И нам тоже приятно, когда на нас обращают внимание, считают привлекательными. Люди ценят не только красоту лица, но и красоту движений.

Сладко льется музыки теченье.

Барабанный бой волнует кровь.

Одолев смущенье и волненье,

Я танцую танец про любовь.

В шелк, расшитый бисером одета,

Я кружусь, сагатами звеня.

И дрожат кокетливо монеты

На груди и бедрах у меня!

Много есть приемов обольщенья –

Взгляды, жесты, песня, нежный стих…

Но восточный танец, без сомненья,

Самый обольстительный из них.

(Предлагаю взять шарфики и потанцевать).

Упражнение «Восточные рецепты красоты»

Педагог-психолог: А вы знаете, что восточным красавицам известны такие молодильные рецепты, о которых жительницы Европы и понятия не имеют. Недаром у среднестатистической сорокапятилетней китаянки морщин на лице гораздо меньше, нежели у сверстницы француженки, и это несмотря на хваленую французскую косметику. Как они достигают этого эффекта! Исключительно простыми народными средствами. Выглядеть хорошо восточным красавицам помогает массаж лица, который к тому же снимает усталость и внутреннее напряжение.

1. «Хвост феникса»

Хорошенько вымойте руки. Теперь ладошками погладьте ими лицо по направлению от подбородка к скулами обратно.

2. «Небесный свод»

Пальцы обеих рук приложите ко лбу у основания бровей. Осторожно надавливая подушечками пальцев, поглаживайте лоб по линии надбровных дуг в стороны, к вискам.

3. «Нефритовый глаз»

Надавите одновременно указательными пальцами на внутренние, а большими – на внешние уголки глаз. Медленно сосчитайте до 50 и расслабите пальцы.

4. «Поцелуй обезьяны»

Вытяните губы трубочкой. Затем медленно откройте рот и произнесите звук «О». После чего так же медленно закройте рот и вернитесь в и. п.

5. «Капли дождя»

Указательным, средним, безымянным пальцами легонько побарабаньте по подбородку, двигаясь от его середины по краю челюсти к ушам.

6. «Лапа дракона»

Согните пальцы обеих рук «выпустите коготки». А теперь с силой почесывайте кожу головы в направлении от лба к затылку.

(Внимание! Для достижения эффекта упражнения надо выполнять ежедневно- не менее чем по 3 минуты каждое). Раздаю памятки.

Упражнение «Восточная мудрость»

Педагог-психолог. Восток всегда славился своими мудрецами и премудростями, притчами и иносказаниями. Читая восточные притчи, погружаешься в атмосферу дворцов и шатров, султанов и наложниц, пустынь и оазисов. Это дает разыграться воображению, перенестись в тот красивый и загадочный мир, но тем самым не лишает притчу смысла, а только задает ей пикантность и неповторимость.

Притчи — это не просто тексты, не просто выдуманные рассказы. Это в первую очередь повествование о реальных событиях. Каждая притча может научить чему-то. В ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок. Одни из них приносят нам вдохновение, другие заставляют смеяться, третьи - задуматься. Эти истории открывают нам новые жизненные ориентиры, направляют нас и предлагают пути будущих изменений в судьбе, и в личностном росте. Предлагаю посмотреть и послушать несколько восточных притчей, может быть, они натолкнут вас на принятие какого-либо решения или просто заставят о чем-либо задуматься.

Показ видео «Притчи Востока» (2 притчи)

3 этап Мини-лекция «Эбру - древнейшая восточная техника живописи, искусство рисования на воде

Педагог-психолог. Сегодня, наша мини-лекция будет посвящена Эбру - древнейшей восточной техники живописи. Эбру – это искусство рисования на воде, философия красоты, спокойствия и умиротворения.

Рисование на воде, такое древнее, что никто не знает, когда точно оно возникло, но известно, что эта техника зародилась в Азии, получила развитие в Турции, а потом постепенно появилась в Европе. В переводе «Эбру» - это «облачный», «волнообразный».

Эбру или рисование на воде относится к методу арт-терапии, и является разновидностью интуитивного рисования. Это хороший способ расслабиться, остановить поток мыслей, отдохнуть, перезагрузиться и зачерпнуть свежие силы. Работа с водой и красками снимает усталость и напряжение, снижает уровень тревожности и агрессии. Терапия ЭБРУ эффективна как профилактика профессионального выгорания. Рекомендована тем, кто работает с людьми, с большими объемами информации, с чрезмерным уровнем стресса, ускоренным темпом, любителям слишком много работать. Также хорошо подходит людям, страдающим повышенной тревожностью, самокритикой, склонностью к перфекционизму.

Я приглашаю Вас поучаствовать в рисовании на воде. (участники садятся за столы, на которых находятся подносы с заваренным крахмалом, пластиковые лотки с разведенными с ПВА акриловыми красками, пипетки, зубочистки, деревянные палочки, влажные салфетки).

Все необходимые материалы для рисования на воде уже находятся перед вами. Первый шаг - это разбрызгивание. Для этого набираем любую из красок с помощью пипетки и наносим капли краски на поверхность воды. Краски будут самостоятельно "плавать" по поверхности, не смешиваясь активно друг с другом. Второй шаг - создание узора. Теперь с помощью деревянной шпажки или обыкновенной зубочистки можно поэксперементировать с узором. Можно потянуть каплю краски в разные стороны и у вас получится волшебный цветок. А если провести деревянной шпажкой горизонтальные и вертикальные линии по всей водной поверхности, то у вас получится прекрасная основа для вашего творческого самовыражения. В процессе рисования на воде сложно предугадать, как растекутся краски. Поэтому здесь нет определенных рамок и ограничений, а только личный полет фантазии. Вы становитесь автором уникального и неповторимого творения. Желаю творческих успехов и гармонии в душе!

Презентация «Эбру – рисование на воде» со звуком.

Упражнение «Предсказание оракула»

Участникам предлагается погадать, «узнать судьбу». Достать карты с предсказаниями и разложить на подносе. Участник берет карту, читает молча, затем по желанию вслух.

На дальних просторах священной земли

Деревья большие на склоне росли.

А рядом в скале из седого гранита

Природной стихией пещера разбита.

И в этой пещере в полной тиши,

Хранимой под сенью сводов больших,

От ярких лучей и от жизни забот, уж многие года оракул живет.

Я к этой пещере по звездам пришла

И просьбу оракулу передала:

«По жизни реки все текут и текут наши годы,

Что ждет человека – удачи, невзгоды?

Ты все предскажи, познакомь нас с судьбой

И тайну нам жизни слегка приоткрой».

И молвил оракул: «Возьми сей сосуд.

Судеб предсказанья отыщутся тут».

Упражнение «Приглашаем в чайхану»

Педагог-психолог: На Востоке жизнь не мыслима без чая. Приглашаю Вас в чайхану, где можно обменяться эмоциями, чувствами, пожеланиями. А также попить чаю с восточными сладостями.

(Участникам предлагается чай со сладостями). Прощание.

4 этап: Рефлексия.

Описание: Ресурсный круг:

— Что было важно?

— Что было трудно?

— Что понравилось?

Обмен чувствами/

Ритуал прощания: "Возьмемся за руки, друзья!»

Участники тренинга встают в круг, держась за руки. Психолог:

«Возьмемся за руки, друзья,

Чтоб не пропасть поодиночке (руки внизу)

Поддержка, добрые слова

Помогут в жизни нам всегда» (руки вверху и слегка покачиваются)

Всем успехов, удачи!

Будьте женственными и привлекательными всегда!»

Публикации по теме:

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий.

Игра-практикум «Мой дом — моя крепость» с элементами арт-терапии для детей 10–14 летИгра-практикум «Мой дом — моя крепость» с элементами арт-терапии для детей 10–14 лет Цель: показать важность единства семьи и отношений в ней; продолжать развивать чувство эмпатии; развивать креативность в процессе моделирования.

Коррекция детско-родительских отношений через использование технологии арт-терапии Соавторство: Золотухина Е. Д., воспитатель, Харазия С. Д., педагог-психолог, МДОУ «Незабудка» № 46 посёлка Серебряный Бор Нерюнгринского.

Презентация «Коррекция детско-родительских отношений через использование технологии арт-терапии» В связи с постоянно возрастающей потребностью в психологической и педагогической помощи семей, имеющих проблемы межличностного общения,.

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга «Психологическая готовность к школе. В семье будущий первоклассник» Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность к школе. В семье будущий первоклассник" Цель: • Способствовать.

Семинар-практикум с элементами тренинга «Я бы хотела нарисовать мечту» Семинар-практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Я бы хотела нарисовать мечту» Цели: Стимулирование творческого процесса педагогов.

Семинар практикум с элементами тренинга с педагогами «Развитие толерантных навыков педагогов ДОУ» Подготовили: педагоги – психологи Мурзина О. П. педагог - психолог Гончарук С. Ю. Цель: создание условий для формирования у педагогов навыков.

Семинар-практикум с элементами тренинга «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями» Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителями. Задачи: 1. Дать теоретическое.

Занятие по развитию творческих способностей с элементами арт-терапии «Волшебные краски»Занятие по развитию творческих способностей с элементами арт-терапии «Волшебные краски» Цель: Развитие у детей творческих способностей, способствование гармонизации психологического состояния детей. Задачи: 1. Развивать креативность.

Занятие с элементами арт-терапии «Жили-были» Цель: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие коммуникативных способностей; снижение психоэмоционального напряжения;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум с элементами тренинга по саморегуляции через использование методов арт-терапии «Тайны Востока»
Опубликовано: 24 апреля 2018 в 20:17
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум с элементами тренинга по саморегуляции через использование методов арт-терапии «Тайны Востока»» (включая файлы) размещена пользователем Рыбьякова Минзиля Фаритовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД