Марина Мошкова
Непосредственно образовательная деятельность с детьми «Интересные исследования»
▼ Скачать + Заказать документы
Интересные исследования
Возрастная группа: дети от 6 до 7 лет.
Форма НОД: Занятие-исследование.
Форма организации: подгрупповая.
Средства: раздаточный материал: набор тематических картинок (песок и сахар под микроскопом, строительные работы, изображение стекла, добыча песка, сахарный тростник, сахарная свекла, продукты питания с добавлением сахара);
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность с детьми „Интересные исследования“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
набор картинок – символов: сыпучий – не сыпучий, растворимый – не растворимый, используется в пищу – не используется, имеет – не имеет запаха, видимый – не видимый, держит – не держит форму, осязаемый;
экспериментально – исследовательский набор на каждого ребенка: мешочки – 2 шт. на каждого ребенка (сахар и песок, бутылочка с теплой водой, ложечки, одноразовая креманка – 2 шт., пластиковый прозрачный стакан – 2 шт., подложка, маленькие формочки – 2 шт., лупа;
специальная – одежда: белый халат с эмблемой на каждого ребенка, одноразовая шапочка, защитные очки;
оборудование: емкость для игр с водой и песком, детские ведра для воды или бутылки из - под молока, стол для каждого ребенка, «веревочная» ширма с прищепками.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. Дети проявляют познавательную активность.
2. Дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
3. Дети проявляют положительные эмоции и чувства при достижении поставленной цели.
4. Дети обладают положительными личностными качествами: целеустремленностью, аккуратность, усидчивость.
Содержание деятельности1. Обсуждение реального события
- Здравствуйте ребята! Я недавно побывала в лаборатории, которая находится в городе Екатеринбурге. Вы знаете, что такое лаборатория? Верно, в лаборатории проводят исследования, опыты и эксперименты. А вы знаете, люди, какой профессии там работают? Ученые – исследователи. Я наблюдала за тем, как они проводят исследования и эксперименты, могу вам рассказать и показать.
- А может вы сами хотели бы стать исследователями? Я предлагаю вам вместе со мной пройти в нашу лабораторию.
2. Планирование совместной деятельности
- Но сначала необходимо надеть спецодежду. Для чего нам нужны халаты, шапочки и очки? Напомню правила безопасности: каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другим, запрещается пробовать вещества на вкус.
- Ну вот, мы готовы, приглашаю всех за столы. Перед вами два мешочка. Возьмите каждый мешочек по очереди и исследуйте их, что вы чувствуете? Вы можете определить, что, в каком мешочке лежит? Опишите, какой на ощупь каждый мешочек. Что в каждом из них находится, как вы думаете?
- Совершенно верно – вещество сыпучее и мелкое.
3. Практическая деятельность
- Предлагаю вам, проверить, что в них, и правильно ли вы определили их содержимое на ощупь. Высыпьте содержимое каждого мешочка в отдельную тарелочку. Рассмотрите и скажите, правы вы были или нет. Какой мы можем сделать вывод? Да, очень трудно определить на ощупь через ткань, что в мешочках. Почему?
- А вы знаете, почему сахар называют – сахарный песок?
Из чего состоят эти вещества? Какой из этого сможем сделать вывод?
- Совершенно верно, песок и сахар состоят из крупинок, песчинок.
- Ребята, мы с вами нашли сходство, а сейчас попробуем найти отличия. Возьмите лупы и рассмотрите крупинки каждого вещества, обратите внимание на их форму. В чем отличие между крупинками сахара и песка? Чтобы уточнить, возьмите и пальчиками прощупайте по несколько крупинок и песчинок. Что чувствуете? Делаем вывод: крупинки сахара похожи на кристаллики, они острые, а у песка песчинки гладкие. Крупинки сахара крупнее, чем у песка.
- Ребята, вы знаете, что произойдет с сахаром и песком, если смешать с водой? Налейте в прозрачный стакан воды, добавьте ложку сахара и размешайте. Что произошло? Совершенно верно – он растворился.
- Как вы думаете, песок тоже растворится? Давайте проверим. Возьмите другой прозрачный стакан и повторите те же действия. Что произошло?
- Какой можно сделать вывод? Да, совершенно верно сахар растворяется в воде, песок не растворяется, а оседает.
- Ребята, какой эксперимент мы можем еще провести? Есть предложения? Посмотрите, на ваш набор исследователя, на столе находятся маленькие формочки, предлагаю проверить, держат эти вещества форму или нет.
- Скажите, пожалуйста, песок всегда держит форму? Конечно, чтобы песок держал форму, он должен быть сырым. Ребята, а сахар может держать форму, если в него добавить воды? Хотите узнать? В оставшийся песок и сахар добавьте воду в одинаковом количестве и перемешайте. Сколько воды нужно налить, как вы думаете? Да, не много, а почему? Переложите массу в отдельные формочки, представьте, что вы в песочнице делаете «куличики», используйте подложку. Что у вас получилось?
- А почему так получилось? Совершенно верно, песок мокрый держит форму, а сахарный «куличик» разваливается. Почему? Сахар растворяется, он растворимый.
- Имеют ли запах эти вещества? Понюхайте, сначала сахар, потом песок. Делаем вывод: песок имеет запах, сахар – не имеет запах. У песка запах становится сильнее при смешивании с водой.
- Ребята, скажите, пожалуйста, можно эти вещества употреблять в пищу? Конечно, песок не употребляем, он относится к природным материалам. В природе он уже в готовом виде, нужно только его собрать, а вот сахар изготавливают, и он относится к пищевым продуктам. Вы знаете, из чего делают сахар? Какие блюда из них можно приготовить?
4. Постановка проблемного вопроса
- Ребята, а где используют песок? Совершенно верно, для игр в песочницах, сейчас делают цветной песок для творчества, в строительстве, для укладки дорог, для изготовления стекла. Где мы можем увидеть много песка? Верно в пустыне или на пляже, дно некоторых водоемов тоже может быть покрыто песком.
- Почему вода держится в большом количестве на поверхности и не впитывается в песок? Кто – ни будь может сказать? Хотите узнать, почему так происходит?
5. Получение новых знаний
- Предлагаю провести следующий эксперимент. Подойдите, пожалуйста, к емкости с водой (центр воды и песка). Дно покрыто толстым слоем песка, наливаем аккуратно немного воды, чтобы покрыло песок. Посмотрите, вода ушла в песок. Сейчас добавляем еще воды. Посмотрите, что происходит? Вода остается на поверхности песка. Как вы думаете, почему? Верно, песок пропускает воду, но не всю, вода склеивает песчинки между собой, и лишней воде некуда деваться. Песчинки – это очень твердые частицы, поэтому не впитывают в себя воду.
6. Сопоставление результатов исследования- Ребята, давайте вспомним результаты наших исследований и сделаем вывод. Расскажите, что вы сегодня узнали. Совершенно верно. Песок и сахарный песок одинаковы на ощупь, состоят из мелких частиц – крупинок и песчинок, их объединяет одно свойство – сыпучесть. Сахар имеет свойство растворяться в воде, песок не растворяется. Песок пропускает небольшое количество воды, воду не впитывает, потому что состоит из твердых частиц. Песок имеет запах, сахар – нет. Оба вещества осязаемы и видимы. Сахар применяется в пищу, песок – нет.
7. Работа в подгруппах: оформление стенда
- Ребята, мы сегодня очень хорошо поработали. Как вы думаете, получились из нас ученые - исследователи? Почему? Я с вами полностью согласна, мы провели необходимые опыты, сделали выводы, мы были настоящими исследователями.
- Вы хотели бы рассказать об этом своим друзьям? Я предлагаю вам оформить «веревочную» ширму, разделитесь на две команды.
- Одна команда с одной стороны ширмы развешивает, используя прищепки те картинки и символы, которые относятся к свойствам песка. Вторая команда выполняет те же действия, но о свойствах сахара. Эту ширму вы сможете показать своим друзьям и рассказать о каждом свойстве.
- К сожалению, мне пора с вами прощаться. Большое спасибо, мне понравилось с вами работать. До свидания.