римма ильина
Паспорт проекта «Народы России и мира» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
«Народы России и мира»
Составила:
старший воспитатель
МКДОУ «Детский сад №7»
Ильина Р. М.
Вид проекта : информационно – практический, коллективный
Продолжительность: средней продолжительности, один месяц
Участники проекта : дети группы общеразвивающей направленности детей 6 – 7 лет, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников, музыкальный руководитель, тренер по ФИЗО.
Публикация «Паспорт проекта „Народы России и мира“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Актуальность проекта
Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих цивилизаций, образно называемых Востоком и Западом. Но никогда русское общество не было только западным или только восточным. Конечно, Россия чутко воспринимала, влияние и той и другой стороны. Историки, изучающие прошлое нашей Родины, постоянно сравнивают Россию то с европейскими странами, то с восточными державами. В обоих случаях находят какие-то общие черты.
Однако Россия всегда имела собственную, отличную от других народов историческую судьбу. И эта судьба, в свою очередь, значительно влияла на судьбы и западных, и восточных соседей. Россия выступала перед лицом Запада представителем культуры Востока, а перед Востоком – представителем культуры Запада. В тоже время, по своим обычаям, по своей хозяйственной жизни, по духовному складу славяне отличались от их соседних с ними племен Западной Европы, и от народов Востока.
Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше 160 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб. Двадцать два народа, насчитывающие более 1 млн. человек, 30 народов численностью от 100 тыс. до 1 млн. человек, на долю остальных нескольких десятков народов приходится только 0,4% населения страны.
Этнический состав населения страны непрерывно меняется, о чем свидетельствуют данные, о численности народов России.
Где и когда бы мы не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…».
Проблема толерантности и увеличения количества межнациональных конфликтов, снижение чувства патриотизма и активной гражданской позиции, широко обсуждается в современном мире и не случайно. Сейчас в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, которые носят разрушающий, деструктивный характер.
Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда. И наше время не является исключением.
Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение воспитанников к сверстнику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна их главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, особенно в начальном звене, так как фундамент гражданского поведения личности закладывается именно в этом возрасте.
Цель проекта :воспитание у детей чувство уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, мира, чувства дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.
Задачи:
-углубить и уточнить представления о Родине — России;
-формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
-закрепить и расширить представления о столице России – Москве, о государственных праздниках, о собственной принадлежности к государству;
-воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину;
-формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране;
-обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России;
-познакомить детей с разнообразными природно-климатическими зонами, флорой, подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека;
-воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; -приобщать к истокам русской народной культуры;
-формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе;
-развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.
Предполагаемый результат:
-Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
-Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми и сверстниками других национальностей.
-Проявление внимания и уважения к людям разных национальностей.
-Пополнение знаний о народах России, о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов.
-Знакомство с национальными играми, сказками, танцами, костюмами.
-Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.
Деятельность родителей (законных представителей) в реализации проекта :
-беседы с детьми;
-чтение произведений художественной литературы, народного фольклора;
-рассматривание иллюстраций;
-совместное детско – родительское творчество.
Деятельность воспитателя в реализации проекта :
-разработка конспектов образовательной деятельности;
-организации экскурсий, прогулок, наблюдений;
-проведение бесед, подбор произведений художественной литературы;
-оформление выставок детских работ, папок – передвижек;
-разработка рекомендаций для родителей (законных представителей).
Мотивационный этап:
-создание проблемной ситуации для постановки проблемы;
-стимулирование интереса детей к теме проекта
Проблемно – деятельностный этап:
Организованная деятельность в разных видах детской деятельности Организованная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей в условиях РППС Взаимодействие с родителями
-организация и проведение образовательной деятельности разного вида;
-беседы;
-дидактические и подвижные игры;
-чтение;
-слушание музыки
-прогулки;
-наблюдения;
-экскурсии;
-рассматривание -рассматривание иллюстраций;
-дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры;
-продуктивная деятельность
-анкетирование;
-консультации;
-рекомендации;
-совместные выставки
Творческий этап:
-оформление материалов проекта;
-создание альбома «Национальные дома»;
-проведение развлечения «Мы такие разные»;
-подготовка презентации проекта.
Планирование совместной деятельности
детей и взрослых по реализации проекта
Формы организации Содержание
Образовательная деятельность -«Познавательное развитие» - ознакомление с окружающим миром:
-«Путешествие по России»;
-«Москва – столица нашей Родины»;
-«Знакомство с храмами России»;
-«Русский национальный костюм»;
-«Суджа – моя малая Родина;
-«Художественно – эстетическое развитие» - рисование: -«Дерево - символ России»;
-«Дорога к храму»;
-«Русский сарафан»;
-«Национальный дом»
-«Художественно – эстетическое развитие» - аппликация:
-«Пасхальные куличи»;
-«Художественно – эстетическое развитие» -лепка:
-«Суджанская глиняная игрушка – свистулька»;
-«Речевое развитие» - художественная литература:
-«Чтение произведений малых форм народного фольклора»;
-«Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасна»;
-«Чтение сказки народов Кавказа «Голубой ковер»;
-«Чтение сказки народов Севера «Тала – медведь и великий колдун»
Целевые прогулки, наблюдения, экскурсии -экскурсия в музей города;
-целевая прогулка в парк;
-наблюдения за деревьями;
-экскурсия по городу
Беседы -«Символика России»;
-«Государственные праздники России»;
-«Русская изба»;
-«Народные и православные праздники»;
-«Национальные костюмы»;
-«Национальные жилища»;
-«Мудрости народов мира»;
-«Что общего в играх разных народов?»
Дидактические игры и упражнения -«Угадай сказку»;
-«Найди символику России»;
-«Найди костюм народа»;
-«Найди жилище»
Сюжетно – ролевые игры -«Русская семья»;
-«Дочки – матери»
Подвижные игры русские народные игры :
-«Салки»;
-«Горелки»;
-«Краски»;
-«Прокати яйцо», «Донеси яйцо»;
-«Догонялки»;
-«Гори ясно»;
-«Ворон»;
-«Сова»;
игры народов Кавказа :
-«Захватить рукой» (Давлаоба);
-«Ходьба по ухабам» (Хурхеваоба).
игры народов Севера и Сибири :
-«Волк и зайцы»;
-«Деревянные рога»
Чтение -знакомство с малыми фольклорными жанрами русского народа;
Русские народные сказки :
- «Семь Семионов – семь работников»;
- «Маша и медведь»;
- «Иван крестьянский сын и Чудо Юдо»;
-«Царевна – лягушка»;
-«Морозко»;
-«Морской царь и Василиса премудрая»;
-«Снегурочка»;
-«Волшебное колечко»;
художественная литература народов Кавказа :
-сказка «Старик – гость».
художественная литература народов Севера и Сибири :
-ненецкая сказка «Кукушка»;
Рассматривание -просмотр презентации «Светлая Пасха»;
-иллюстраций к сказкам;
-репродукций к сказкам Васнецова В. М.
Другие формы работы с детьми -проведение тематического утренника «Пасха»;
-проведение тематического развлечения «Праздник русского платка»;
-слушание народной музыки народов Кавказа;
-слушание музыки народов Севера России;
-просмотр мультипликационных фильмов по сказкам разных народов :
-кукольный театр по сказкам
Работа с родителями -анкетирование родителей по теме проекта;
-памятки для родителей: «Что читать детям дома», «Расскажите о семье»;
-выставка совместных рисунков детей и родителей :-«Русские народные сказки»;
-«Костюмы народов мира»;
-консультации:
-«Влияние народного творчества на развитие личности детей»;
-«Мы такие разные»;
Список использованной литературы:
Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с. ;
Ботякова О. А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ – СПб. ;ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 32с. ;
Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 184с. (Развитие и воспитание дошкольника).
Е. А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт. -сост. Е. А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148с.
Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С. А. Козлова Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л. И. Катаева. – М. : «ЛИНКА-ПРЕСС» 2000г. – 224с. : ил.
С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)
Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с. : ил.